1. Насколько обоснованно, на ваш взгляд, применение к анализу фирмы используемых неоклассической теорией допущений?
2. В какой мере приватизация предприятия трудовым коллективом мо жет способствовать разрешению проблемы «принципал-агент»?
3. Если фирма не ориентирована на максимизацию прибыли, то к каким возможным последствиям это приведет?
4. Если фирма — производитель легковых автомобилей получает боль шую прибыль по сравнению с фирмой — производителем автобусов, то является ли это достаточным основанием, чтобы утверждать, что она обладает большей степенью рыночной власти?
5. К каким типам рыночных структур вы бы отнесли рынок мужской обу-, ви и рынок видеокамер? Какие из признаков окажутся доминиру ющими?
Примеры решения задач
Задача 1.Действующая в условиях несовершенной конкуренции фирма имеет функцию предельной выручки MR = 60 - 2q. При этом зависимость общих издержек от объема выпуска описывается функцией ТС = 10q - 5. Какой степенью рыночной власти обладает фирма? Решение
Показателем рыночной власти фирмы является коэффициент Лернера (L), значение которого определяется по формуле L = (Р - МС): Р.
Для решения задачи необходимо определить значения цены реализации и предельных издержек.
Предельные издержки легко найти, продифференцировав функцию общих издержек. В нашем случае их величина будет равна 10. Зная функцию выручки и предельных издержек, мы можем определить максимизирующий прибыль фирмы выпуск, исходя из принципа MR = МС. При MR = 60 -2q и МС = 10, q = 25.
Для того чтобы определить рыночную цену, следует вспомнить, что в условиях несовершенной конкуренции, где фирмы обладают рыночной властью, кривая спроса на продукцию фирмы является кривой ее средней выручки. Функция средней выручки может быть найдена из функции общей выручки AR = TR : q. Так как функция предельной выручки есть производная от функции общей выручки, то функция общей выручки будет иметь вид: TR = 6Qq - q2. Отсюда функция средней выручки AR = 60 - q. Поскольку для каждого данного объема предложения фирмы ее средняя выручка является ценой реализации, то, определив AR, мы найдем и цену.
Поскольку оптимальным с точки зрения максимизации прибыли для фирмы является предложение, равное 25, то при таком предложении фирма назначит цену, равную 35 (AR = 60 - q = 60 - 25 = 35). Теперь можем определить степень рыночной власти фирмы: (Р - МС) : Р, следовательно, (35 - 10): 35 = 0,7. Рыночная власть фирмы равна 0,7.
Тесты
1. Определяющим степень рыночной власти продавцов фактором яв ляется:
а) эластичность спроса на продукт;
б) объем производства;
в) цена;
г) качество продукта.
2. Стремящаяся к максимизации прибыли фирма должна выпускать такой объем продукции, при котором:
а) она способна установить максимальную цену на единицу про дукта;
б) она производит с минимальными средними издержками;
в) предельные издержки производства равны предельной выручке;
г) предельные издержки производства равны средним издержкам.
3. Если средняя выручка фирмы от реализации больше предельной выручки при любом объеме производства, то это означает, что:
а) имеют место условия совершенной конкуренции;
б) средняя выручка от реализации увеличивается с ростом выпуска;
в) средняя выручка от реализации падает с ростом выпуска;
г) предельная выручка от реализации не зависит от объема выпуска.
4. Понятие «совершенно конкурентная фирма» подразумевает, что этой фирма, которая:
а) использует только методы легальной конкуренции;
б) не оказывает влияния на формирование рыночной цены;
в) используюет любые формы конкуренции для захвата рынка;
г) добивается установления желаемой цены.
5. Несовершенная конкуренция имеет место тогда, когда фирмы: