Модель основана на оценке долгосрочной привлекательности рынка и конкурентной позиции СЗХ. Данная модель многокритериальная, поскольку основана на признании того, что и привлекательность рынка, и конкурентоспособность определяется целым рядом факторов, как традиционных, так и субъективных:
1. Характеристика рынка (отрасли);
2. Факторы конкуренции;
3. Финансово – экономические факторы;
4. Социально – психологические факторы.
В центре внимания модели GE/McKinsey находится будущая прибыль или будущая отдача капиталовложений, которые могут быть получены организациями. Другими словами, основной упор сделан на то, чтобы проанализировать, какое влияние на прибыль могут оказать дополнительные инвестиции в конкретный вид бизнеса в краткосрочной перспективе.
По осям Y и Х выставляются интегральные оценки привлекательности рынка и относительного преимущества организации на соответствующем рынке.
В таблицах 13 и 14 приведен расчет привлекательности СЗХ.
СЗХ 1 - Инерциальные навигационные комплексы подводных лодок и надводных кораблей;
СЗХ 2 - Инерциальные системы навигации и стабилизации надводных кораблей;
В таблицах 15 и 16 приведен расчет конкурентной позиции СЗХ.
Таблица 15 - Оценка конкурентной позиции СЗХ
Ключевые факторы успеха
Относительный вес
Оценка конкурентной силы
Результат
СЗХ 1
СЗХ 2
СЗХ 3
СЗХ 1
СЗХ 2
СЗХ 3
СЗХ 1
СЗХ 2
СЗХ 3
1.Исследовательский потенциал (ноу-хау)
0,4
0,5
0,3
2,0
2,0
1,5
2. Уровень использования мощностей фирмы
0,2
0,1
0,1
1,0
0,3
0,4
3. Качество продукции
0,3
0,3
0,4
1,5
1,5
2,0
4. Доля рынка
0,1
0,2
0,2
0,2
0,6
0,4
Оценка конкурентной позиции
4,7
4,4
4,3
Таблица 16 - Оценка конкурентной позиции СЗХ
Ключевые факторы успеха
Относительный вес
Оценка конкурентной силы
Результат
СЗХ 4
СЗХ 5
СЗХ 6
СЗХ 4
СЗХ 5
СЗХ 6
СЗХ 4
СЗХ 5
СЗХ 6
1. Исследовательский потенциал (ноу-хау)
0,4
0,3
0,3
1,6
1,5
1,2
2. Уровень использования мощностей фирмы
0,2
0,2
0,1
0,6
0,8
0,4
3. Качество продукции
0,3
0,4
0,4
1,5
1,6
1,2
4. Доля рынка
0,1
0,1
0,2
0,3
0,4
0,8
Оценка конкурентной позиции
4,0
4,3
3,6
Построим матрицу GE/McKinsey:
Рисунок 7 - Матрица GE/McKinsey
Все СХЗ попадают в квадрат «Успех/агрессивный рост (Победитель 1)». Для этой позиции характерны высшая степень привлекательности рынка и относительно сильные преимущества организации. По отношению к этим СЗХ фирма должна применять стратегию развития.