В основе Бостонской матрицы лежит модель жизненного цикла товара, в соответствии с которой товар проходит четыре стадии развития: стадия разработки и внедрения продукта на рынок, стадия роста спроса, стадия зрелости продукта, стадия упадка. Матрица создана для того, чтобы показать, как необходимо приспосабливать стратегии к меняющимся нуждам компании, чтобы они были успешными. Помимо этого, матрица БКГ – это удобный прием сопоставления различных СЗХ, в которых работает фирма. Исходные данные для построения матрицы представлены в таблице 8.
Таблица 8 - Исходные данные для построения матрицы BCG
Стратегическая зона хозяйствования
Выручка от продаж, млн. руб.
Размер области, пр. к ср. знач.
ОДР СЗХ, %
Годовой
темп прироста рынка, % (ср. за 4 года)
Инерциальные навигационные комплексы подводных лодок и надводных кораблей
145,1
0,3
1,16
Инерциальные системы навигации и стабилизации надводных кораблей
103,6
0,2
0,44
2,7
Интегрированные инерциальные/спутниковые навигационные системы
808,3
1,4
1,65
Мобильные (морские и авиационные) гравиметрические системы
41,4
0,1
0,39
5,5
Антенно-фидерные и коммутационные корабельные устройства связи
Рисунок 2 – Модель БКГ для ОАО «Концерн «ЦНИИ «Электроприбор»
Перепутала поля, перемести собаки в коровы, звезды в знаки вопросов (см. ОДР).
На основе полученных данных можно сделать следующие выводы:
1. СЗХ «Комплексы радиосвязи» попала в квадрат «Трудные дети». Необходимо понять, может ли компания достичь лидерства на этой СЗХ. Для этого стоит исследовать конкурентов и опросить потенциальных покупателей.
2. Высокой долей на рынке с низким ростом обладают три СЗХ – «Гравиметрические системы», «Системы навигации» и «Устройства связи», которые находятся в квадрате «Дойная корова». Так как продукция в этой области является очень прибыльной, следует вкладывать средства в технологии или маркетинг данного продукта и, следовательно, увеличить выручку от продаж.
3. СЗХ «Навигационные комплексы» и «Навигационные системы» расположены в квадрате «Собака». Данные СЗХ занимают небольшую долю рынка с низким темпом роста и являются, как правило, не очень рентабельными. Однако СЗХ «Навигационные комплексы» расположена ближе к центру матрицы у левого края квадрата, т.е. является претендентом на лидерство и приносит неплохую прибыль. Нужно попытаться достичь лидерства в данной СЗХ, если это может быть сделано без значительных затрат.