Как правило, анализ сильных и слабых сторон предприятия в конкурентной борьбе охватывает следующие функциональные зоны (сферы деятельности):
- маркетинг;
- финансы;
- производство;
- технология;
- менеджмент;
- персонал.
Рисунок 2 - Элементы анализа конкурентов
В литературе [1,3,4,5,9,10] излагаются методики проведения такого анализа.
Ниже приведен перечень основных характеристик, которые рекомендуется учесть в ходе анализа.
Маркетинг: доля рынка, контролируемая предприятием; цены на товары и услуги; организация сбыта, сервисное обслуживание, рекламная деятельность, номенклатура (ассортимент) продукции.
Финансы: структура активов; нематериальные активы на балансе предприятия; отношение объема продаж к стоимости использованных активов; инвестиционные ресурсы; движение денежной наличности; размер собственности; оборот акций; динамика дивидендов.
Производство: производственные мощности; использование оборудования; возраст технологического оборудования; контроль качества; объем продаж в расчете на 1 работающего; численность работающих; возможности расширения производства; эффективность перехода на выпуск новой продукции; прямые издержки производства.
Технология: расходы на НИОКР; мощность инженерно-конструкторской базы; позиции в области получения патентов; применяемые стандарты и их совместимость; новые изделия; репутация лидера в области инноваций.
Менеджмент: численность инженерно-технического и управленческого персонала; тип организационной структуры управления; четкость разделения полномочий и функций; скорость реакции управления на изменения во внешней среде; степень гибкости организационной структуры управления; число уровней управления.
Персонал: структура персонала; условия найма; системы оплаты труда и мотивация; расходы на подготовку кадров и повышение квалификации; текучесть кадров.
Перечень приведенных характеристик может быть расширен, сужен, откорректирован с учетом специфики деятельности объекта исследования.
Существуют различные приемы оценки сравнительных характеристик. В данном курсовом проекте предлагается проводить количественную оценку характеристик, исходя из максимального уровня, равного 100 баллам (таблица 3).
Таблица 3 - Определение относительных преимуществ предприятия
в конкуренции
Характеристики
Удельный
Анализируемое
предприятие
Конкурент 1
Конкурент 2
Конкурент 3
вес, %
баллы
0-100
оценка
баллы
0-100
оценка
баллы
0-100
оценка
баллы
0-100
Оценка
1 Доля рынка
2 Цена товара
11,5
7,5
11,5
3 Уровень сервисного обслуживания
…
Итого:
-
-
-
-
Ранжирование характеристик производится с использованием показателя удельного веса.
Оценив аналогичным образом позиции конкурентов, можно построить профиль конкурентных преимуществ (таблица 4).
Таблица 4 - Профиль конкурентных преимуществ организации
Характеристики
Удельный
хуже
лучше
Итоговая оценка
Сильней-ший
конкурент
вес %
–2
–1
+1
+2
1 Доля рынка
-10
2 Цена товара
1,3
3 Уровень сервисного обслуживания
…
Итого:
Варианты балльной оценки соответствуют следующим позициям предприятия:
«2 балла» - Предприятие является лидером в отрасли. Позиции предприятия лучше, чем кого-либо из конкурентов.
«1 балл» - Показатели предприятия хорошие и стабильные, выше среднего уровня.
«0 баллов» - Средний уровень, полное соответствие отраслевым стандартам. Устойчивые позиции на рынке.
«-1 балл» - Уровень показателей ниже среднего. Имеет место ухудшение показателей хозяйственно-финансовой деятельности.
«-2 балла» - Позиции предприятия хуже, чем кого-либо из конкурентов. Предприятие в кризисной ситуации.
В ходе оценки делается отметка по каждой из приведенных характеристик в соответствующей графе. Характеристики с отрицательными вариантами отметок соответствуют слабым сторонам деятельности предприятия, с положительными – сильным сторонам.
Ломаная линия, последовательно соединяющая оценки по всем характеристикам, носит название профиля конкурентных преимуществ (недостатков).
Определить возможные сочетания характеристик рыночной ситуации с сильными и слабыми сторонами предприятия позволяет SWOT-анализ (SWOT по начальным буквам английских слов «сила», «слабость», «возможности» и «угрозы»).
Технология проведения SWOT-анализа предусматривает заполнение матрицы, вид которой представлен на рисунок 3.
ВОЗМОЖНОСТИ
1 Снижение темпов инфляции.
2 Выход на новые сегменты рынков.
3 ....
УГРОЗЫ
1 Рост цен естественных монополий.
2 Появление новых конкурентов.
3 ....
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ
1 Наличие портфеля конструкторских разработок.
2 Эффективная технология.
3 ...
I
Сила и возможности
II
Сила и угрозы
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ
1 Нехватка оборотных средств.
2 Уход с предприятия квалифицированных кадров.
3 ....
III
Слабость и возможности
IV
Слабость и угрозы
Рисунок 3 - Матрица SWOT
В матрице образуются четыре поля:
I поле - включает стратегии, использующие сильные стороны предприятия для реализации возможностей, появившихся на рынке;
II поле - стратегии, использующие сильные стороны для устранения угроз;
III поле - стратегии, минимизирующие слабости предприятия, используя возможности ситуации;
IV поле - стратегии, минимизирующие слабости предприятия и угрозы внешней среды.