С целью анализа конкурентов в отрасли необходимо выделить так называемые стратегические группы конкурентов. Для выделения стратегических групп рекомендуется составить карту стратегических групп конкурентов.
Последовательность построения карты следующая:
1 Выбирают характеристики предприятий отрасли. К числу характеристик можно отнести цену, количество, ассортимент, уровень сервисного обслуживания и др. Выбор характеристик определяется целями анализа.
2 Составляется карта с двумя характеристиками. Важно, чтобы они не были коррелированы.
3 Предприятия размещаются на двухкоординатной карте с учетом значений выбранной пары характеристик.
4 Предприятия, попавшие в одно пространство, объединяются в стратегическую группу.
5 Вокруг каждой стратегической группы рисуется окружность, диаметр которой рекомендуется для наглядности определять пропорционально доли стратегической группы в общем объеме продаж отрасли.
Анализ карт стратегических групп позволяет установить:
- состав стратегических групп и их позиции;
- состав предприятий в группе и их позиции;
- основных конкурентов;
- оценить уровень конкуренции в отрасли.
Выявив ближайших конкурентов, необходимо оценить следующие их позиции:
- текущее положение (позиции в стратегической группе);
- возможные цели и стратегии конкурентов;
- потенциал (технологический, кадровый, финансовый и др.).
При анализе конкурентов можно использовать подход, предложенный М. Портером, который рекомендует исследовать четыре элемента: цели на будущее, текущие стратегии, представления и возможности конкурентов.
Схема исследования конкурентов по М. Портеру представлена на рисунке 2.
Анализ конкурентной среды в отрасли, состава и структуры конкурентов, их намерений и действий необходимо дополнить анализом состояния конкурентных возможностей анализируемого предприятия.