Состояние рыночной среды в отрасли может быть представлено значениями технических и экономических характеристик, важнейшими их которых являются:
- товары (продукты, услуги);
- размер рынка (может выражаться в количестве проданных изделий, общей их стоимости);
- темпы роста рынка, фаза жизненного цикла;
- суммарные производственные мощности;
- уровень удовлетворения спроса;
- количество конкурентов и их структура;
- количество покупателей и их структура;
- величина входных барьеров;
- характер вертикальной интеграции (прямая, обратная);
- степень дифференциации продукции;
- размер инвестиций, в том числе из централизованных источников;
- средний уровень рентабельности предприятий отрасли.
Изучение этих характеристик, выявление тенденций их изменения дают важную информацию для определения возможных направлений развития отрасли.
Анализ состояния рыночной среды в отрасли позволит выявить главные движущие силы отрасли и оценить их влияние.
В качестве движущей силы отрасли могут выступать:
1 Обновление продукта (продуктовые инновации).
2 Технологические инновации.
3 Инновации в маркетинг.
4 Вход в отрасль или выход из нее крупных предприятий.
5 Долговременное изменение спроса.
6 Изменения в государственной политике.
7 Изменения в уровнях издержек и эффективности.