Во внешней среде можно выделить макроокружение (среду косвенного воздействия) и среду непосредственного окружения организации.
Задачей анализа является установление и оценка влияния факторов, представляющих угрозу и способствующих развитию организации.
Анализ макроокружения организации проводится по следующим группам факторов: экономические, политические, рыночные, социальные, технологические, факторы международного положения.
Метод анализа макроокружения, заключающийся в делении факторов макросреды на отдельные группы факторов получил название методики STEP-анализа от английских слов S – социальный, T – технологический, E -экономический, P – политический. В другом сочетании слов его называют PEST-анализ.
Состав возможных факторов в каждой группе устанавливается студентами самостоятельно с учетом специфики объекта исследования.
Анализ макроокружения рекомендуется проводить по схеме, представленной в таблице 2.
Интегральная оценка влияния факторов макроокружения может быть получена следующим образом:
ИО = aА + bВ + ... +gС ,
где a,b и g - коэффициенты относительной важности влияния фактора,
a + b + ... +g = 1;
А, В, С - балльная оценка интенсивности изменения влияния отдельного фактора.
Таким образом, в результате анализа макроокружения определяется состав наиболее важных влияющих факторов, тенденции их развития, характер влияния факторов на деятельность предприятия, производится оценка этого влияния и вырабатываются возможные ответные действия.
Список источников информации для анализа макроокружения:
- данные Госкомстата РФ (www.gks.ru) и его региональных подразделений (Курганский областной комитет государственной статистики www.kurganstat.ru);
- сервер органов государственной власти России (www.gov.ru);
- Правительство Российской Федерации (www.government.ru) (пункт меню Планы и Программы Правительства);
- Официальный сайт Правительства Курганской области – (www.kurganobl.ru);
- Курганская область – информационно-деловой портал (www.kurganregion.ru);
- общеэкономические газеты и журналы - «Ведомости» (www.vedomosti.ru), «Эксперт», «Эксперт Урал» (www.expert.ru), «Российская газета» (www.rg.ru) и другие;
- отраслевые порталы;
- сайты, занимающиеся продажей результатов проведенных маркетинговых исследований (например, сайт http://research.rbc.ru компании РосБизнесКонсалтинг);
- сайты поисковых систем (www.yandex.ru, www.rambler.ru, www.aport.ru).
Таблица 2 - Анализ и оценка угроз и возможностей макроокружения организации
Факторы
макроокружения
Состояние
фактора
Прогнозируемая
тенденция
развития
Характер влияния
(«–» отрицательное;
«+» положительное)
Балльная
оценка
Коэффициент
относительной
важности
влияния
фактора