Экономику индустриально развитых стран мира характеризует высокий уровень концентрации производства. В результате преобладающее положение занимают олигополии, основная масса товаров в отрасли сосредоточена в руках нескольких фирм.
Олигополия представляет господство в отрасли нескольких крупных производителей, выпускающих однородную или дифференцированную продукцию. Вступление в отрасль других фирм заблокировано.
Олигополии занимают монопольное положение на рынке, и установление цен на продукцию позволяет им получать монопольную экономическую прибыль.
Особенности ценообразования олигополии:
1) Цены являются негибкими, или «жесткими». Они изменяются даже реже, чем при чистой монополии.
2) При изменении цен происходит одновременное повышение или снижение цен всеми олигополистами на основе согласования действий, т.е. тайного сговора.
Тайный сговор возникает, когда фирмы достигают молчаливое соглашение о том, чтобы зафиксировать цены, разделить рынки сбыта сбыт и ограничить конкуренцию между собой.
В результате тайного сговора возникает итоговая цена и объем производства такие же, как при чистой монополии по правилу МС = МR.
При свободной конкуренции в отрасли цена устанавливается при равенстве предельных издержек и рыночной цены МС = Р. Предприниматели при этом получают только нормальную прибыль. Олигополия старается не допустить падения цены от точки F до уровня предельных издержек в точке G, и сохранить монопольную прибыль. Вследствие этого происходит сокращение объема производства от Q1 до Q. В результате экономика находится ниже кривой производственных возможностей.
1. Лидерство в ценах, при котором самая крупная фирма меняет цену, а другие производители отрасли автоматически следуют за лидером.
2. Метод «издержки плюс». Цена продукции определяется следующим образом. К сумме издержек фирмы МС прибавляется средняя величина прибыли в виде определенного процента, одинаковая для всех фирм.
Это позволяет продавать продукцию ниже уровня рыночной цены F, но выше уровня предельных издержек МС, и получать при этом чистую, или экономическую прибыль.