В зависимости от уровня конкуренции существует четыре модели рынка, или модели рыночных структур:
1) – чистая конкуренция
2) – чистая монополия
3) – монополистическая конкуренция
4) – олигополия
Чистая конкуренция представляет собой модель рынка в условиях совершенной конкуренции.
При чистой конкуренции большое количество независимых фирм производят однородную продукцию. Каждая фирма выпускает небольшую часть от объема производства отрасли и не может оказывать влияния на цену продукции.
Чисто конкурентный производитель «соглашается» с ценой. Он находится во власти рынка.
В условиях чистой конкуренции существует очень большое число фирм, производящих стандартизированный продукт, отсутствует неценовая конкуренция (на основе различий в качестве продукции, рекламе или стимулировании сбыта).
Новые фирмы могут легко войти в отрасль.
Примером чистой конкуренции может служить производство сельскохозяйственной продукции.
Следовательно, чисто конкурентная модель рынка характеризует совершенную конкуренцию, при которой производители не могут оказывать давления на рыночную цену.
Чистая монополия, монополистическая конкуренция и олигополия характеризуют модели рынка у условиях несовершенной конкуренции.
Чистая монополия – господство в отрасли единственного производителя, когда нет предприятий, производящих близкие товары – заменители.
В противоположность чистой конкуренции монополист диктует цены на продукцию. Он является единственным производителем, контролирует общий объем предложения в отрасли и обладает контролем над ценой. Монополист может вызвать изменение цены продукта путем уменьшения его количества на рынке.
В качестве примеров можно привести следующее.
Причиной возникновения чистой монополии являются:
крупные размеры производства и экономия на издержках у предприятий-монополистов;
владение патентами на использование своей продукции;
нечестные методы конкуренции и барьеры для вступления в отрасль мелких предприятий.
Существует еще одна область, где складывается чистая монополия.
В нескольких отраслях не существует конкуренции, а эти отрасли называются естественной монополией.
Предприятия общественного пользования – газовой промышленности, электроэнергетики, железнодорожного транспорта, водоснабжения и отраслей связи – представляют собой естественную монополию.
Государство предоставляет исключительную привилегию фирме (или министерству) поставлять воду, природный газ, электричество, телефонные услуги, автобусные перевозки.
Но в обмен сохраняет за собой право определять сферу деятельности монополиста, регулировать качество его услуг и контролировать цены.
В результате возникает регулируемая, т.е. государственно-организованная монополия, предназначенная для того, чтобы достичь низких издержек на производство единицы продукции.
В отраслях сферы коммунальных услуг очень высоки постоянные издержки производства – они включают стоимость генераторов, водопроводов, линий высоковольтных передач. Эти издержки будут снижаться на единицу продукции только при больших объемах производства, что вызывает необходимость существования единственной фирмы в каждой данной отрасли.
Таким образом, чистая монополия представляет собой рынок, при котором одна фирма является единственным продавцом продукта или услуги. Проникновение в отрасль новых фирм заблокировано. Данная фирма представляет собой всю отрасль.
Монополистическую конкуренцию характеризует выпуск большим количеством предприятий конкурирующих товаров - заменителей.
Каждая фирма имеет ограниченный контроль над ценой, конкуренция ведется на основе дифференциации продукта.
Дифференциация продукта – конкуренция производителей на основе выпуска разновидностей данного продукта, которые различаются по качеству, уровню услуг фирмы покупателю и рекламе товара.
Дифференциация представляет собой неценовой фактор конкуренции.
Примером дифференциации продукта может служить производство пепси-колы и кока-колы, зубной пасты, книг.
Таким образом, монополистическая конкуренция представляет отрасли, включающие сравнительно большое число продавцов дифференцированного продукта и не вступающих между собой в тайные соглашения.
Ценовая конкуренция сочетается с неценовой. Простое вступление в отрасль других фирм способствует появлению конкуренции.
Олигополия представляет господство в отрасли нескольких крупных производителей, выпускающих однородную или дифференцированную продукцию.
Олигополия возникает следующими путями:
1. Барьеры для вступления в отрасль
Что бы добиться низких издержек производства на единицу продукции, масштабы производства у предприятий должны быть крупными, т.е. выпускаться большое количество продукции.
Для этого необходимо вложить только в оборудование такого предприятия несколько миллиардов долларов. Это является труднодоступным барьером для вступления в отрасль.
Другими барьерами являются: владение патентами и источниками сырья, огромные расходы на рекламу.
2. Слияния фирм
а) Слияние фирм позволяет увеличить степень концентрации производства и снизить издержки на единицу продукции.
б) более крупные фирмы имеют большую рыночную власть – т.е. способность контролировать рынок и цену своей продукции.
в) более крупная фирма может добиваться боле низких цен но ресурсы от фирм-поставщиков.
3. Общая взаимозависимость – учет решений конкурирующих фирм.
При небольшом числе фирм в отрасли возникают отношения зависимости. Если одна из фирм снизит цену своей продукции, другие фирмы могут ответить большим снижением цен, возникает ценовая война.
Таким образом, олигополия – малое число фирм, господствующих на рынке однородного или дифференцированного продукта. Вступление в отрасль в результате барьеров заблокировано. Каждая фирма должна учитывать решения конкурентов при установлении цен и объемов производства.