русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Основные модели рынка. Чистая конкуренция, чистая монополия, монополистическая конкуренция, олигополия


Дата добавления: 2015-08-14; просмотров: 6495; Нарушение авторских прав


В зависимости от уровня конкуренции существует четыре модели рынка, или модели рыночных структур:

1) – чистая конкуренция

2) – чистая монополия

3) – монополистическая конкуренция

4) – олигополия

Чистая конкуренция представляет собой модель рынка в условиях совершенной конкуренции.

При чистой конкуренции большое количество независимых фирм производят однородную продукцию. Каждая фирма выпускает небольшую часть от объема производства отрасли и не может оказывать влияния на цену продукции.

Чисто конкурентный производитель «соглашается» с ценой. Он находится во власти рынка.

В условиях чистой конкуренции существует очень большое число фирм, производящих стандартизированный продукт, отсутствует неценовая конкуренция (на основе различий в качестве продукции, рекламе или стимулировании сбыта).

Новые фирмы могут легко войти в отрасль.

Примером чистой конкуренции может служить производство сельскохозяйственной продукции.

Следовательно, чисто конкурентная модель рынка характеризует совершенную конкуренцию, при которой производители не могут оказывать давления на рыночную цену.

Чистая монополия, монополистическая конкуренция и олигополия характеризуют модели рынка у условиях несовершенной конкуренции.

Чистая монополия – господство в отрасли единственного производителя, когда нет предприятий, производящих близкие товары – заменители.

В противоположность чистой конкуренции монополист диктует цены на продукцию. Он является единственным производителем, контролирует общий объем предложения в отрасли и обладает контролем над ценой. Монополист может вызвать изменение цены продукта путем уменьшения его количества на рынке.

В качестве примеров можно привести следующее.

Причиной возникновения чистой монополии являются:

крупные размеры производства и экономия на издержках у предприятий-монополистов;



владение патентами на использование своей продукции;

нечестные методы конкуренции и барьеры для вступления в отрасль мелких предприятий.

Существует еще одна область, где складывается чистая монополия.

В нескольких отраслях не существует конкуренции, а эти отрасли называются естественной монополией.

Предприятия общественного пользования – газовой промышленности, электроэнергетики, железнодорожного транспорта, водоснабжения и отраслей связи – представляют собой естественную монополию.

Государство предоставляет исключительную привилегию фирме (или министерству) поставлять воду, природный газ, электричество, телефонные услуги, автобусные перевозки.

Но в обмен сохраняет за собой право определять сферу деятельности монополиста, регулировать качество его услуг и контролировать цены.

В результате возникает регулируемая, т.е. государственно-организованная монополия, предназначенная для того, чтобы достичь низких издержек на производство единицы продукции.

В отраслях сферы коммунальных услуг очень высоки постоянные издержки производства – они включают стоимость генераторов, водопроводов, линий высоковольтных передач. Эти издержки будут снижаться на единицу продукции только при больших объемах производства, что вызывает необходимость существования единственной фирмы в каждой данной отрасли.

Таким образом, чистая монополия представляет собой рынок, при котором одна фирма является единственным продавцом продукта или услуги. Проникновение в отрасль новых фирм заблокировано. Данная фирма представляет собой всю отрасль.

Монополистическую конкуренцию характеризует выпуск большим количеством предприятий конкурирующих товаров - заменителей.

Каждая фирма имеет ограниченный контроль над ценой, конкуренция ведется на основе дифференциации продукта.

Дифференциация продукта – конкуренция производителей на основе выпуска разновидностей данного продукта, которые различаются по качеству, уровню услуг фирмы покупателю и рекламе товара.

Дифференциация представляет собой неценовой фактор конкуренции.

Примером дифференциации продукта может служить производство пепси-колы и кока-колы, зубной пасты, книг.

Таким образом, монополистическая конкуренция представляет отрасли, включающие сравнительно большое число продавцов дифференцированного продукта и не вступающих между собой в тайные соглашения.

Ценовая конкуренция сочетается с неценовой. Простое вступление в отрасль других фирм способствует появлению конкуренции.

Олигополия представляет господство в отрасли нескольких крупных производителей, выпускающих однородную или дифференцированную продукцию.

Олигополия возникает следующими путями:

1. Барьеры для вступления в отрасль

Что бы добиться низких издержек производства на единицу продукции, масштабы производства у предприятий должны быть крупными, т.е. выпускаться большое количество продукции.

Для этого необходимо вложить только в оборудование такого предприятия несколько миллиардов долларов. Это является труднодоступным барьером для вступления в отрасль.

Другими барьерами являются: владение патентами и источниками сырья, огромные расходы на рекламу.

2. Слияния фирм

а) Слияние фирм позволяет увеличить степень концентрации производства и снизить издержки на единицу продукции.

б) более крупные фирмы имеют большую рыночную власть – т.е. способность контролировать рынок и цену своей продукции.

в) более крупная фирма может добиваться боле низких цен но ресурсы от фирм-поставщиков.

3. Общая взаимозависимость – учет решений конкурирующих фирм.

При небольшом числе фирм в отрасли возникают отношения зависимости. Если одна из фирм снизит цену своей продукции, другие фирмы могут ответить большим снижением цен, возникает ценовая война.

Таким образом, олигополия – малое число фирм, господствующих на рынке однородного или дифференцированного продукта. Вступление в отрасль в результате барьеров заблокировано. Каждая фирма должна учитывать решения конкурентов при установлении цен и объемов производства.

 

Вопрос



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Конкуренция и ее виды. Совершенная и несовершенная конкуренция | Основные признаки олигополии. Особенности ценообразования в условиях олигополии


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.003 сек.