1) Изменение существительных по числам(максимально 9 баллов)
Инструкция: Рассмотри картинки и назови предметы, как я: лампа — лампы
стол — __________________________
ведро — _________________________
стул — __________________________
кровать — _______________________
окно — _________________________
дерево — ________________________
котёнок — _______________________
яйцо — _________________________
ухо — __________________________
Оценка результатов:
по 1 баллу за каждую правильно образованную форму;
по 0,5 баллов за неверно образованную форму;
по 0 баллов — невозможность выполнения задания (существи-
тельное дано в единственном числе) или отказ от
выполнения задания.
2) Употребление существительных в косвенных падежах В ЕД. Ч.(максимально 15 баллов)
Инструкция: Рассмотри картинку и ответь на вопросы
Падежи
Сущ. I склонения
(белка, кошка, собака, иголка, пила )
Сущ. II склонения
(волк, медведь, гусь, топор , колесо )
Сущ. III склонения
(дверь, кровать, рысь, соль, фасоль)
Р. п
Без чего? /Чего не стало?
Д. п.
Кому дашь?/К кому подойдёшь?
В. п.
Кого кормит? / Кого /что видишь?
Тв. п.
Чем работает? /Кем доволен?
Пр. п.
О ком мы говорил /О чем мечтает девочка
Оценка результатов:по 1 баллу за каждую графу, заполненную без ошибок; 0,5 баллов — в графе имеется 1 – 3 ошибки;
0 баллов — в графе содержится более 3-х ошибок либо отказ от выполнения задания.
3) Употребление существительных в косвенных падежах ВО МН. Ч. (максимально 21 балл)
Инструкция: Рассмотри картинку и ответь на вопросы
Род. пад.
Тв. пад.
Пр. пад.
(Чего не стало? Чего много / мало?)
(Чем ты любуешься? Чем доволен?)
(О чём говорили? На / в чём лежат / сидят / стоят / растут / налита [… ] и т. д.)
дома
рыбки
птицы
машины
стулья
уши
деревья
Оценка результатов:
старшая группа:
подготовит. группа:
по 3 балла за каждую графу, заполненную без ошибок;
1,5 балла — дано окончание соответствующего падежа, но не свойственное именно этому слову;
0 баллов — дано окончание другого падежа (неверное выполнение задания) либо отказ от выполнения задания.
по 1 баллу за каждую графу, заполненную без ошибок;
0,5 балла — дано окончание соответствующего падежа, но
не свойственное именно этому слову;
0 баллов — дано окончание другого падежа (неверное вы-
полнение задания) либо отказ от выполнения задания.
4) Согласование числительных с существительными в роде и падеже(максимально 21 балл)
Инструкция: Посчитай предметы, как я: 1 мяч — 2 мяча — … — 5 мячей.
ОДИН / ОДНА / ОДНО
ДВА / ДВЕ
ПЯТЬ
дом
машина
рыбка
кровать
ухо
дерево
стул
Оценка результатов:
старшая группа:
подготовит. группа:
За каждую графу:
1,5 балла — графа заполнена без ошибок;
0,5 балла — в графе допущена 1 ошибка (неверное оконча-ние существительного либо неверно выбран род числительного);
0 баллов — в словосочетании допущены две ошибки либо отказ от выполнения задания.
1 балл — графа заполнена без ошибок;
0,5 балла — в графе допущена 1 ошибка (неверное окончание существительного либо неверно выбран род числительного);
0 баллов — в словосочетании допущены две ошибки либо отказ от выполнения задания.
5) Согласование прилагательных с существительными в роде и числе (максимально 8 баллов)
Инструкция: Назови предметы по цвету (как я: синИЙ мяч, синЯЯ сумка, синЕЕ платье)
жёлтАЯ майка_____________________________________
краснАЯ дверь____________________________________
желтЫЙ подсолнух_________________________________
краснЫЙ флажок__________________________________
жёлтОЕ яблоко____________________________________
краснОЕ кресло___________________________________
жёлтЫЕ листья____________________________________
краснЫЕ лыжи___________________________________
Оценка результатов: по 1 баллу за каждое правильно согласованное прилагательное;
по 0 баллов за неверно согласованное прилагательное или отказ от выполнения задания.
6) Понимание рода глаголов(максимально 6 баллов)
Инструкция: Рассмотри картинки и покажи, где:
· Где Саша упала? Где Саша упал?________________________________________________________________
· Где Саша заплакал? Где Саша заплакал?__________________________________________________________
· Где Саша почистила зубы? Где Саша почистил зубы?_______________________________________________
Оценка результатов:по 2 балла за каждую правильно показанную пару картинок;
по 0 баллов за пару картинок, если задание выполнено неверно либо отказ от выполнения задания.
7) Изменение глаголов по числам (в настоящем времени) (максимально 4 балла)
Инструкция: Рассмотри картинку и скажи, кто что делает: девочка..?, а девочки..?
Оценка результатов:по 1 баллу за каждую правильно названную пару глаголов; по 0,5 балла — если глаголы названы с ошибкой, но показаны соответсвующие картинки верно; по 0 баллов — картинки показаны неверно либо отказ от выполнения задания.
8) Согласование местоимений с существительными в роде и числе (максимально 4 балла)
Инструкция:Рассмотри картинки и скажи, чьи это предметы
Оценка результатов:по 1 баллу за каждое правильно согласованное местоимение;
0 баллов — неверное выполнение задания либо отказ от выполнения.
9) Предложно-падежные формы существительных(максимально 12 баллов)
Инструкция: Посмотри, куда я спрячу карандаш. Скажи, куда я его спрятала?
В ________________________________
ИЗ ____________________________________
НА ____________________________________
ПОД ___________________________________
ЗА ____________________________________
ОТ ____________________________________
С/СО _______________________________
ИЗ-ПОД __________________________________
ИЗ-ЗА ___________________________________
НАД ____________________________________
МЕЖДУ _________________________________
ПЕРЕД __________________________________
Оценка результатов:
старшая группа:
подготовит. группа:
За каждый предлог:
2 балла — предлог употреблен верно;
0 баллов — пропуск или неверное употребление предлога
либо отказ от выполнения задания.
1 балл — предлог употреблен верно;
0 баллов — пропуск или неверное употребление предлога
либо отказ от выполнения задания.
В старш. гр. не
обследуется
10) Понимание предлогов (максимально 12 баллов)
Инструкция:Выполни действия (например, «Положи кубик В коробку; НА коробку» и. т.д.).
В ________________________________
ИЗ ____________________________________
НА ____________________________________
ПОД ___________________________________
ЗА ____________________________________
ОТ ____________________________________
С/СО _______________________________
ИЗ-ПОД __________________________________
ИЗ-ЗА ___________________________________
НАД ____________________________________
МЕЖДУ _________________________________
ПЕРЕД __________________________________
Оценка результатов:
старшая группа:
подготовит. группа:
За каждый предлог:
2 балла — инструкция выполнена верно;
0 баллов — неверное выполнение инструкции либо отказ от выполнения задания.
1 балл — инструкция выполнена верно;
0 баллов — неверное выполнение инструкции либо отказ от выполнения задания.
А) Самостоятельность выполнения заданий:(максимально 10 баллов):
10 баллов – самостоятельный пересказ после первого прочтения;
8 баллов – пересказ с минимальной помощью (2 – 3 вопроса);
5 баллов – правильный пересказ после повторного прочтения;
3 балла – пересказ рассказа после повторного прочтения со стимулирующей помощью;
0 баллов – задание невозможно выполнить даже при наличии помощи.
Б) Смысловая целостность:(максимально 15 баллов):
15 баллов – рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья;
12 баллов – допускается незначительные искажения ситуации, неправиль-ное воспроизведение причинно-следственных связей, пропуск связующих элементов;
8 баллов — выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, либо рассказ не завершён;
5 баллов — нарушение временной последовательности;
0 баллов – отсутствие описания ситуации.
15 баллов – картинки в нужной последовательности ребёнок разложил самостоятельно;
10 баллов – картинки разложены неверно, но после минимальной помощи (1 — 2 вопроса) ребёнок самостоятельно исправляет ошибку;
5 баллов – картинки разложены со стимулирующей помощью;
0 баллов – ребёнок не справился с заданием даже при наличии помощи.
Б) Самостоятельность выполнения заданий:(максимально 15 баллов):
15 баллов – рассказ составлен ребёнком самостоятельно;
10 баллов — рассказ составлен с минимальной помощью (2 – 3 вопроса);
5 баллов – рассказ составлен со стимули-рующей помощью (после подробного разбора ситуации);
0 баллов – задание невозможно выполнить даже при наличии помощи.
В) Смысловая целостность:(максимально 15 баллов):
15 баллов – рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья;
12 баллов – допускается незначительные искажения ситуации, неправиль-ное воспроизведение причинно-следственных связей, пропуск связующих элементов;
8 баллов — выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, либо рассказ не завершён;
5 баллов — нарушение временной последовательности;
0 баллов – отсутствие описания ситуации.
! Примечание: В том случае, если ребенок не справляется ни с одним заданием данного раздела, учитывается состояние фразы в спонтанной речи, приводятся образцы фраз ребёнка, и фразовая речь оценивается от 1 до 5 баллов:
5 баллов — ребенок использует простые распространенные предложения, правильно согласовывая 4-6 слов со случаями неточного словоупотребления и согласования слов, а также с нарушением порядка слов, либо допуская единичные ошибки в их согласовании или порядке.
4 балла — ребенок использует предложения из 2-3 слов без ошибок в согласовании слов или предложения из 4-6 слов со случаями неточного словоупотребления и согласования слов, а также с нарушением порядка слов.
3 балла — ребенок использует предложения из 2-3 слов с ошибками словоупотребления и согласования слов, а также с нарушением порядка слов.
2 балла — ребенок использует предложения из 2-3 слов при ответе на вопросы логопеда и с его помощью.
0 баллов — ребенок в спонтанной речи фразами не пользуется (только словами).
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ ( максимально 100 баллов = 100%)
1.Состояние звукопроизношения(максимально 72 балла, по 2 балла за строку)
Инструкция: Повторяй за мной слова:
Звуки
Изолированно
В слогах
В словах
Во фразах
в прям.
в обр.
со стеч.
А
—
У
—
О
—
И
—
Э
—
Ы
—
С
СЬ
З
ЗЬ
Ц
Ш
Ж
Щ
Ч
Л
ЛЬ
Р
РЬ
Й
К
КЬ
Г
ГЬ
Х
ХЬ
Т
ТЬ
Д
ДЬ
Ф
В
М
МЬ
Н
НЬ
Оценка результатов. За каждую строку:
2 балла — точное и правильное выполнение задания;
1,5 балла — звук автоматизирован в словах, но не автоматизирован во фразе;
1 балл — звук автоматизирован в слогах (и не авто-матизирован в словах либо автоматизиро-ван не во всех типах слов);
0,5 балла — нормированное произнесение звука изолированно, но в слогах звук не автомати-зирован;
0 баллов — дефектное произнесение звука изолиро-ванно либо его отсутствие.
2. Дифференциация звуков в спонтанной речи (максимально 28 баллов, по 2 балла за строку)
Инструкция: Повторяй за мной слова / предложения:
Дифференцируем. звуки
В словах
Во фразах
С – Ш
З - Ж
Л – Р
ЛЬ – Й
Ч – ТЬ
Ч – Щ
Ш – Щ
Щ – СЬ
С – Ц
Ц – ТЬ
мягкие – твердые:
М — МЬ,
П — ПЬ и др.
глухие – звонкие:
Ф — В, С — З,
К — Г, П — Б,
Т — Д, Ш — Ж
Л – В
К – Х /
К – Т /
М —Н
и т. п.
Оценка результатов: За каждую строку: 2 балла — точное и правильное воспроизведение фразы;
1 балл — правильное произнесение звуков в словах, но смешения / звуков во фразе;
0 баллов— смешения звуков в словах.
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ ( максимально 100 баллов = 100%)
1. Уровень сформированности фонематических представлений
А. Повторение слов с оппозиционными звуками(максимально 5 баллов; по 0,5 баллу за пробу)
Инструкция: Рассмотри картинки и покажи, где:
миска — мишка________________________________
тачка — дачка__________________________________
крыша — крыса________________________________
коза — коса___________________________________
трава — дрова_________________________________
ложки – рожки_________________________________
уточка — удочка_______________________________
рак — лак_____________________________________
бочки — почки_________________________________
точка — тучка__________________________________
Оценка результатов. За каждую пару слов: по 0,5 балла — за каждую правильно показанную пару;
0,25 балла — задание выполнено со второго предъявления;
0 баллов — неверное выполнение задания либо отказ от выполнения.
Б. Показ картинки с заданным звуком(максимально 10 баллов; по 2 балла за пробу
Инструкция: Рассмотри картинки и покажи ту, в которой есть звук…
А (аист, бант)
И (ива, кит)
Р (рак, шар)
Ш (шапка, мышка)
К (кот, танк)
Оценка результатов.За каждое слово: 2 балла – точное и правильное выполнение каждой из проб;
1 балл — верно показана только одна картинкаиз двух;
0 баллов — неверное выполнение задания либо отказ от выполнения.
2. Фонематический анализ
А. Определение первого звука в слове (максимально 10 баллов; по 1 баллу за слово)
Инструкция: Назови первый звук в словах
Аня_____________
утка____________
Оля_____________
иглы____________
эхо_____________
мышь___________
танк____________
сумка___________
кот_____________
дом_____________
Оценка результатов. За каждое слово: 1 балл — звук назван верно;
0,5 балла — согласный звук назван вместе с последующим гласным (например, «мы», «су»);
0 баллов — неверное выполнение задания либо отказ от выполнения.
Б.Определение последнего звука в слове (максимально 10 баллов, по 1 баллу за слово)
Инструкция: Назови последний звук в слове
пилА____________
кольцО__________
кенгурУ__________
грибЫ___________
очкИ____________
жуК____________
пуХ____________
коТ_____________
доМ____________
леС_____________
Оценка результатов. За каждое слово: по 1 баллу — за каждый правильно названный звук;
0,5 балла — задание выполнено с помощью логопеда;
0 баллов — неверное выполнение задания либо отказ от выполнения.
В. Определение в слове всех звуков по порядку (максимально 15 баллов, по3 балла за слово)
Оценка результатов. За каждое слово: 2 балла — точное и правильное выполнение задания; 1 балл — выполнение задания со второго предъявления;0 баллов — неверное выполнение задания либо отказ от выполнения.
Б.Серия слогов / слов (максимально 20 баллов; по 2 балла за слоговой ряд)
Инструкция: Послушай и повтори за мной слоги / слова:
ПА-БА____________________________________________
ТА-ДА-ТА_________________________________________
КА-ХА ___________________________________________
ПА-БА-ПА_________________________________________
МА-НА ___________________________________________
МА-МА-МЯ-МА_____________________________________
МА-МЯ___________________________________________
ТОМ-ДОМ-КОМ_____________________________________
ПА-ТА-МА_________________________________________
КОТ-ГОД-ХОД______________________________________
Оценка результатов. За каждое слово: 2 балла — точное и правильное выполнение задания;
1 балл — выполнение задания со второго предъявления;
0 баллов — неверное выполнение задания после двух предъявлений либо отказ от выполнения.
ОБСЛЕДОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ (максимально 100 баллов = 100%)
1. Воспроизведение слов различной слоговой структуры (отраженно или по картинкам)
(максимально 68 баллов, по 2 балла за каждую строку с 1-ой по 10-ую (всего 20 баллов) и по 8 баллов — с 11-ой по16-ую (всего 48 баллов)).
Инструкция: Повтори за мной слова / Назови картинки
С 11 по 16 строки (максимально 8 баллов за строку):
2 балла — правильное выполнение задания (пропуск отсутствующих у ребёнка звуков ошибкой не считается);
1,5 балла — выполнение задания с 1 ошибкой;
1 балл — выполнение задания с 2 ошибками ;
0,5 балла — выполнение задания с 3 ошибками;
0 баллов — более 3 ошибок либо отказ от выполнения задания.
8 баллов — правильное выполнение задания (пропуск отсутствующих у ребёнка звуков ошибкой не считается);
6 баллов — выполнение задания с 1 ошибкой;
4 балла — выполнение задания с 2 ошибками ;
2 балла — выполнение задания с 3 ошибками;
0 баллов — более 3 ошибок либо отказ от выполнения задания.
2. Воспроизведение предложений(максимально 32 балла, по 8 баллов за предложение)
Инструкция: Послушай и повтори за мной предложения: