нии данного количества благ между двумя членами общества (как в примере с «ящиком Эджворта») или общественными группами.
Выпуклыми по отношению к началу системы координат изображены новые для нас графики - общественные кривые безразличия, или кривые равного благосостояния. Общественная кривая безразличия,по аналогии с индивидуальной кривой безразличия (см. гл. 5, § 9), показывает все комбинации полезностей различных социальных групп, соответствующих одному и тому же уровню общественного благосостояния, а поэтому одинаково приемлемых (одинаково безразличных) для общества. Существует множество общественных кривых безразличия (карта общественных кривых безразличия), которые обозначают разные уровни благосостояния общества. Чем выше уровень благосостояния, тем дальше соответствующая ему общественная кривая безразличия расположена от начала координат. Однако самый высокий уровень благосостояния, которого общество может реально достичь при заданных возможностях, отражает та общественная кривая безразличия, которая имеет только одну общую точку (или общую касательную) с кривой достижимой полезности. Таким образом, распределение, максимизирующее общественное благосостояние, будет достигнуто в точке касания общественной кривой безразличия и кривой достижимой полезности.
Рассмотренный нами пример еще раз показывает универсальный характер аппарата известных нам кривых безразличия, используемый при анализе проблем выбора.
В связи с проблемой максимизации общественного благосостояния рассмотрим две теоремы экономики благосостояния. Первая теорема экономики благосостояниязаключается в том, что распределение в условиях конкурентного равновесия эффективно по Парето. Значит, если всем участникам сделки удается максимизировать свою по-
«Ящик Эджворта» для рассмотрения эффективности производства
как варианты выпуска в заштрихованной области дают лучшие результаты. Точки В, С и D - пример эффективного распределения затрат, а значит, и производства. В этих точках изокванты производителей хлеба и шоколада имеют одинаковый наклон и, следовательно, одинаковую предельную норму технологического замещения капитала трудом (см. гл. 10, § 4). В равновесных точках производители данных продуктов минимизируют свои издержки, комбинируя труд и капитал таким образом, что соотношение предельных продуктов этих факторов равно соотношению их цен (см. гл. 10, § 4, 5):
MPL/MPK = PJPK
(4)
Значит, факторы производства могут эффективно использоваться при условии равенства:
(5)
Кривая, на которой расположены все точки эффективного распределения и использования факторов производства (рис. 15.7), называется кривой производственных контрактов.Она показывает все комбинации максимального (эффективного) выпуска хлеба и шоколада при имеющемся количестве труда и капитала. Эта кривая и есть известная нам граница производственных возможностей.
Однако для эффективного выпуска необходимо, чтобы товары производились в таких количествах, которые соответствуют желанию потребителей заплатить за них. Поэтому необходимым условием эффективного выпуска является равенство предельной нормы замещения - предельной норме технологического замещения факторов производства:
Глава 15
MRS = MRTS (6)
Это и есть состояние оптимальности в экономике. Выполнение данного равенства для всех потребителей и производителей, т. е.
(7)
называется первым наилучшим распределением,идеально оптимизирующим благосостояние всего общества. Однако оно труднодостижимо: современный рынок находится в условиях несовершенной конкуренции и претерпевает множество искажений.
Монополизм, асимметричность информации, нерациональность налогообложения и другие проблемы несовершенной конкуренции мешают оптимальному распределению ресурсов. Поэтому экономисты рассматривают принцип «второго наилучшего» (second-best principle),т. е. предлагаются варианты такого распределения, которое было бы наилучшим среди неоптимальных. Такого рода распределение называется квазиоптимумом,или «вторым наилучшим распределением».Рассмотрим на примере выпуска двух товаров, хлеба и шоколада, возможность достижения квазиоптимума посредством налогообложения. Допустим, хлеб производится в чисто конкурентных условиях, а шоколад - в монопольных. Цены на шоколад завышены, по сравнению с конкурентными, за счет его недопроизводства. В условиях общего равновесия ресурсы шоколадной отрасли, не нашедшие применения, поглощаются конкурентным рынком хлебных изделий. В результате конкурентное равновесие на этом рынке наступает, когда хлеб производится в большем объеме и при более низкой цене, по сравнению с теми, которые могли бы установиться, если бы шоколад также производился в условиях совершенной конкуренции.
Как можно воспрепятствовать переливу ресурсов, нарушающему эффективный объем производства товаров? Допустим, государство вводит налог на хлеб, нарушая конкурентное равновесие на рынке хлебных изделий. Это вызовет сокращение производства хлеба и повышение его цены для потребителей. Стремление рынка к восстановлению общего равновесия с учетом налога будет стимулировать перелив части ресурсов производства хлеба в шоколадную отрасль. Несмотря на монополизм, производство шоколада сможет расшириться и несколько снизится его цена. В результате на обоих рынках установится новое равновесное распределение, квазиоптимум, компенсирующий монопольное недопроизводство шоколада искажением конкурентного равновесия на рынке хлеба. Однако такое равновесие будет лучше, чем другие менее эффективные варианты. Главная идея теории квазиоптимума состоит в том, что за счет отказа от конкурентного
Преимущества и недостатки рыночного механизма
равновесия на одном рынке устраняются искажения в распределении и производстве на других рынках, т. е. балансируется рыночная система в целом.
§ 3. Проблемы фиаско (провалов) рынка
Мы уже говорили о том, что рыночный механизм не всегда способен автоматически прийти к оптимальности. Существуют проблемы, на решение которых рыночный механизм не рассчитан, а потому не в состоянии решить их эффективно. Такие случаи, когда рынок неэффективно размещает ресурсы, называются провалами, или фиаско рынка.В связи с этим мы рассмотрим теорию внешних эффектов, проблему производства общественных благ, а также проблему асимметричности информации и цикличности развития рынков.
Работа рыночного механизма может порождать внешние эффекты, или экстерналии. Под внешним эффектомподразумевается воздействие сделки на третьи лица1, не учтенное в договоре. Это воздействие проявляется в виде издержек или выгод, не отраженных в рыночной цене. Экстерналии, или внешние эффекты, делятся на положительные, т. е. приносящие дополнительные выгоды третьим лицам, либо отрицательные, приносящие третьей стороне дополнительные издержки. Например, производство, наносящее ущерб окружающей среде и другим производителям, порождает отрицательные экстерналии. Услуги в области здравоохранения, образования, орошение, озеленение и др. порождают положительные внешние эффекты. Например, если вы на своем балконе выращиваете красивые цветы, то порождаете для всех, кто любуется ими совершенно бесплатно, положительный внешний эффект.
Экстерналии нарушают эффективность работы рыночного механиз ма. Отрицательные экстерналии на конкурентном рынке порождают пе репроизводство по сравнению с общественно эффективным объемом продукции. При положительных экстерналиях, наоборот, возникают случаи недопроизводства товаров и услуг. Почему это происходит? Рассмотрим данные отклонения на рис. 15.8. Условием достижения общественно эффективного объема выпуска является равенство пре дельной общественной полезности (MSU) предельным общественным из-
держкам (MSC): , _
1 Под третьими лицами пони-
MSU = MSC (8) маются экономические субъек-
ты, не участвующие в данной В случае отрицательных экстерналии обменной сделке.