(рис. 15.8а) предельные издержки отдельного производителя МС меньше предельных общественных издержек MSC. Например, производитель, отказавшись использовать дорогостоящие экологически чистые технологии, переносит1 тем самым на третьих лиц часть своих издержек, порождая предельные внешние издержки (МЕС). Вследствие этого объем выпуска Q, превышает общественно эффективный объем QЈ, а цена Р1 оказывается заниженной по сравнению с РЕ.
В случае положительных экстерналии (рис. 15.86) предельная полезность товара или услуги MU ниже предельной общественной полезности MSU. Например, при озеленении улиц обогащенный воздух бесплатно приносит пользу всем людям, а не только тем, кто посадил деревья, порождая тем самым предельную внешнюю полезность (MEU). Поэтому цена РЕвыше, чем цена Р, и озеленители посадят деревья в количестве Q1 вместо общественно эффективного количества QE.
Как урегулировать проблему неэффективности, создаваемую вне шними эффектами? Что компенсирует обществу ущерб от отрицатель ных экстерналии, а создателю положи тельных эффектов недополученную вы-
1 Переносит в том смысле, что у третьих лиц по вине производителя возникают издержки, связанные с болезнями, покупкой лекарств, потерей или ухудшением трудоспособности и т.п., которые не учитываются в цене продукции экологически вредного предприятия.
году? Решение этих проблем, как предполагалось до широкого признания идей Р. Коуза, берет на себя государство, используя свои традиционные инструменты - налоги и субсидии. Если для устранения отрицательных экстерналии государство введет сдерживающий налог (или заставит производителя покупать лицен-
Преимущества и недостатки рыночного механизма
зию либо установить очистительное оборудование) в размере предельных внешних издержек, то внутренние издержки производителя повысятся и приведут объем выпуска в соответствие с общественно оптимальным. Этот прием называется интернализацией (or англ. internal -внутренний) внешних эффектов, который на графике (рис. 15.8а) выразится смещением кривой МС до уровня MSC и объем выпуска сократится до Qr
Для того, чтобы интернализировать положительный внешний эффект, государство использует стимулирующие субсидии, выплачиваемые либо потребителю, либо производителю в размере предельной внешней полезности. В первом случае кривая спроса сдвигается вправо, отражая предельную общественную полезность, а объем выпуска возрастет с Q, до QE(см. рис. 15.86). Во втором случае вследствие снижения предельных издержек производителя кривая предложения сместится вправо, и количество выпускаемой продукции также увеличится и достигнет, как и в первом случае, общественно оптимальной величины, определяемой равенством предельных общественных издержек и предельной общественной полезности.
Однако, если права собственности на ресурсы будут четко определены (специфицированы) и соблюдены, включая возможность свободного обмена этими правами, то рынок сможет урегулировать проблему экстерналий самостоятельно, без участия государства, путем купли-продажи этих прав. Такую идею выдвинул Р. Коуз, который изучал связь между внешними эффектами, правами собственности и эффективностью, что привело к созданию теоремы (1960 г.), названной в честь ученого. Теорема Коузагласит: внешние эффекты могут быть интернализированы при четкой спецификации прав собственности на ресурсы и свободном обмене этими правами.Теорема выполняется лишь при таком количестве участников обмена правами, при котором трансакционные издержки проведения переговоров о передаче прав собственности не превысят выгод от результатов обмена. Проще говоря, количество участников переговоров не должно быть слишком велико. Представьте себе, что вы хотели бы договориться об обмене правами на чистый воздух со всеми владельцами автомобилей, проезжающими по шоссе возле вашего дома. Трансакционные издержки по проведению таких переговоров окажутся запретительно высокими.
Теорема Коуза помогает понять смысл интернализации экстерналий. Например, два завода используют один и тот же ресурс, допустим, реку во взаимоисключаемых целях: один - для сброса отходов, другой - для разведения рыбы. Неважно, кто из них первым получил право на использование реки. Важно само достижение договора о компенсации: тот, кто получает выигрыш, платит за причиненный ущерб другому. Тогда объемы выпуска и размер прибыли обоих заво-
Глава 15
дов скорректируются: загрязняющий реку завод сократит чрезмерное производство, компенсируя потери прибыли пострадавшему рыбозаводу. Последний же за счет компенсации сможет увеличить выпуск рыбной продукции по сравнению с преддоговорной ситуацией.
Главный вывод теоремы Коуза заключается в том, что внешние эффекты возникают только в случае размытости, неопределенности прав собственности на ресурсы. Если возможно четкое определение прав, проблема внешних эффектов решается путем добровольных переговоров о взаимовыгодной купле-продаже данных прав. В конце концов, права достанутся тому, кто сумеет эффективнее ими распорядиться. Роль государства сводится лишь к установлению «правил игры» при обмене правами собственности на ресурсы.
Обратим внимание на то, что отмеченное ранее условие выполнения теоремы Коуза (ограничение количества участников величиной трансакционных издержек проведения переговоров, которая не должна превышать выгод от результата обмена правами) является общим условием эффективной работы рыночного механизма. Оно дает возможность выявить объем спроса и определить рыночную цену продукции, что всегда осуществимо для частных товаров, когда продавец контактирует с каждым потребителем.
Однако существует такая категория товаров и услуг, на которые выявить спрос и определить оптимальную цену рыночным способом либо невозможно, либо невыгодно из-за чрезвычайно высоких издержек такого выявления (МС > MU). Речь идет об общественных товарах и услугах, или общественных благах. Общественныминазываются такие блага, главной характеристикой которых является неисключае-мость из потребления и неконкурентность в потреблении. Те общественные товары и услуги, которые полностью отвечают данным свойствам, называются чистыми общественными благами.Классическим примером чистого общественного блага является национальная оборона, городское освещение, маяки, научные знания (при бесплатном образовании) и т. д. Подробнее речь об общественных благах пойдет в гл. 17.
Неисключаемость из потребления означает, что сам характер чистого общественного блага таков, что невозможно отделить «плательщиков» от «неплательщиков». И дело не только в том, что такие блага неделимы (национальная оборона, уличное освещение и т. п.). Неделимых благ в нашей жизни встречается достаточно много: театральный спектакль, дискотека, общественный транспорт. Но во всех приведенных примерах не возникает проблемы «безбилетника», т. е. ситуации, когда лицо пользуется благом, не заплатив за него.Вы не можете пройти на дискотеку, в метро или посетить театр, не купив билет. А вот свойство неисключаемости из потребления говорит
Преимущества и недостатки рыночного механизма
о том, что уже само создание общественных благ (а не их покупка, в отличие от частных товаров) порождает положительные экстерналии. Однако урегулировать рассматриваемую проблему путем переговоров, т. е. в частном порядке, невозможно, так как не выполняются условия теоремы Коуза. Из-за огромного количества участников слишком велики трансакционные издержки выявления того, кто платит, а кто бесплатно пользуется общественными благами, что и порождает проблему «безбилетника». Поэтому рыночное производство общественных благ неэффективно.
Поясним наши рассуждения следующим примером. Допустим, что национальная оборона финансируется группой неких частных лиц, стремящихся обезопасить только себя от внешнего врага. Однако созданная, например, система ПВО не может защищать только лиц, финансировавших это мероприятие. Она защищает всех граждан страны, включая и тех, кто ничего не платил («безбилетников») для создания оборонного потенциала. Проблема «безбилетника» не позволяет определить полный объем спроса и подрывает рыночные стимулы либо самого предоставления таких благ, либо их предоставления в общественно оптимальном объеме.
Чистые общественные блага неконкурентны в потреблении: увеличение количества потребителей не уменьшает полезности этого блага для остальных, следовательно, и предельные издержки предоставления таких благ равны нулю. Например, оттого, что светом маяка пользуется еще одно морское судно, не зависит уменьшение полезности освещения для других кораблей, и для каждого дополнительно проходящего судна не требуется возводить дополнительный маяк. Можно сказать, что несоперничество - крайний случай проявления положительных внешних эффектов.
Итак, для производства общественных благ в оптимальном количестве нужно взимать плату со всех граждан страны, что под силу только государству, обладающему инструментами налогообложения и механизмом перераспределения в виде государственного бюджета.
Рыночный механизм распределения беспристрастен, так как в его основе лежит принцип равенства предельной производительности ресурса предельному доходу от его использования (см. гл. 10). Это механизм равноправного распределения: равное право получить доход в соответствии с производительностью ресурса имеет каждый его владелец. Однако рынок распределяет доход только между теми, кто участвует в механизме рыночной конкуренции, не затрагивая тех, кто находится за его пределами: проигравших в конкурентной борьбе и нетрудоспособное население.
Среди экономистов ведутся споры о том, справедливо ли эффективное рыночное распределение? Ведь поляризация доходов в усло-
Глава 15
виях рынка может быть огромной по сравнению с уравнительным распределением в командно-административной системе. Да, рыночное распределение равноправное, но неравное. Его участники имеют равные права на получение дохода пропорционально своему вкладу, который объективно неравен, так как от рождения все имеют различные силы, способности, стремление к труду и т. д. Под равенством следует понимать равенство возможностей (прав), а не равенство результатов. В командной же экономике под равенством в распределении понимается получение одинакового дохода, независимо от вклада сил, знаний, денежных средств и т. д. Какое распределение считать справедливым? Этот вопрос будет подробно рассмотрен в гл. 24, § 1, посвященной социальной политике государства. Однако следует помнить, что рынок справляется с теми задачами, на решение которых он рассчитан. Нельзя говорить о фиаско рынка в случаях, которые находятся за пределами действия рыночного механизма. Поэтому решение социальных проблем, прежде всего, обеспечение нетрудоспособной части населения правами на достойное существование, а именно получение определенного дохода без соответствующих факторных затрат, - сфера действия другого, нерыночного механизма, которым обладает государство как инструмент общественного регулирования. Еще одной проблемой, искажающей работу рыночного механизма, является асимметричная информация в условиях несовершенной конкуренции. Под асимметричностью понимается неравномерное распределение рыночной информации среди участников рынка и порождается эта проблема монополизацией рынков. Асимметричность информации не только повышает трансакционные издержки, но и может привести к перепроизводству одних товаров и к недопроизводству других. Если потребитель обладает лишь частичной информацией о товаре и его качестве, то, во-первых, это приведет к вытеснению качественных товаров с рынка (вспомните «рынок лимонов» из гл. 8), и, во-вторых, порождает интерналии. Термин интерналииозначает выгоды или издержки участников сделки, не отраженные в договоре. Например, монополия производителя на информацию (производитель знает все о своем товаре, а потребитель - только частично) дает возможность снизить издержки производства за счет качества продукции и расширить выпуск экологически опасных товаров. Часть издержек производителя переносится на потребителя и они становятся «внутренними» издержками потребителя, не предусмотренными условиями сделки, т. е. не отраженными в цене. Так, купив зараженный радиоактивными элементами продовольственный товар, вы будете страдать от плохого самочувствия, тратить деньги на покупку лекарств и т. п. На величину интерналии уменьшается предельная полезность товара для покупателя. Государство может способствовать решению этой проблемы, ак-
Преимущества и недостатки рыночного механизма
кумулируя и предоставляя рыночную информацию, например, создавая информационные центры, а также устанавливая и защищая посредством законодательства права на получение полной и правдивой информации о товаре (см. гл. 17).
Серьезной проблемой рынка является цикличность его развития: чередование кризисов и экономических подъемов, т. е. движение от подъема к подъему через кризисы. В период кризиса сфера действия рыночного механизма сужается: сокращается занятость, падают доходы, растут убытки, увеличиваются риски, исчезают стимулы к производству. Отдельные рынки могут попросту исчезнуть при глубоком и затяжном кризисе. Государство в критических условиях как раз и должно протянуть спасительную руку рынкам, помогая им выжить, стабилизироваться и модернизировать свою продукцию.
Рассмотрев преимущества и недостатки рынка, мы видим, что он эффективен в тех сферах, на которые распространено действие механизма свободных цен, но рынок не действует в «Зазеркалье», т. е. там, куда не может проникнуть. Поэтому совместно с «невидимой рукой» А. Смита оказывается необходимым и действие вполне видимой руки государства. Тем самым мы хотим подчеркнуть, что государственное регулирование дополняет рынок.
Но только здоровое рукопожатие помогает придать устойчивость экономическому развитию страны. Существуют не только провалы, или фиаско рынка, но и провалы государственного регулирования. Самое печальное для общества - некомпетентное вмешательство государственных органов в ситуации, связанные с несостоятельностью рынка. Общество нуждается в государственном вмешательстве там и тогда, где и когда рынок не в состоянии эффективно распределить ресурсы. Об этом пойдет речь в гл. 17. Проблемы эффективного регулирования экономики - это уже сфера экономической политики государства, изучению которой всецело посвящен курс макроэкономики.
Выводы:
1. Сбалансированность рынка, т. е. равенство между спросом и предложением, называется рыночным равновесием.
2. Равновесие по Вальрасу устанавливается путем давления избыточного спроса или избыточного предложения на цены. Рост или снижение цен вызывает количественную подстройку величин спроса и предложения друг под друга вплоть до достижения равенства между ними.
3. Равновесие по Маршаллу достигается при ценовом давлении на "еличину спроса и предложения. В процессе сближения цены покупа-
Глава 15
теля и цены продавца объем сделки будет изменяться и до тех пор, пока покупатель и продавец ни придут к единой взаимовыгодной цене, при которой и будет достигнуто равновесие.
4. Краевое равновесие возникает либо при нулевой цене, либо при нулевых спросе и предложении.
5. Паутинообразная модель рынка, предложенная классической школой, показывает, что конкурентный рынок может автоматически приходить к равновесию и способен к саморегулированию. Это происходит при затухающих ценовых колебаниях, когда спрос более чувствителен к изменению цены, чем предложение.
6. Частичное равновесие устанавливается на отдельном рынке конкретного товара. Общее равновесие отражает ситуацию одновременного достижения равновесия на всех рынках. Движение к общему равновесию основано на прямой и косвенной взаимосвязях рынков между собой через эффект обратной связи.
7. Важным преимуществом рынка является отсутствие у экономических агентов в долгосрочном плане стимулов к искажению информации. Бизнес ради минимизации убытков и максимизации прибыли стремится к полноте информации, к снижению трансакционных издержек на ее получение и обработку.
8. Конкурентное равновесие предполагает достижение эффективного по Парето распределения благ или ресурсов.
9. Теория экономики благосостояния занимается поиском ответа на вопрос, как оптимизировать благосостояние общества, балансируя между экономической эффективностью и справедливостью распределения.
10. Кривая контрактов в модели «ящик Эджворта» служит графическим изображением всех сделок, в которых достигается Парето-эффективное распределение, максимизирующее суммарную полезность распределения благ в обществе.
11. Общественное благосостояние максимизируется при таком распределении благ, при котором общественная кривая контрактов имеет только одну общую точку с кривой достижимой полезности.
12. Кривая производственных контрактов показывает все случаи эффективного распределения факторов производства, при которых общество производит максимальный объем продукции.
13. Наилучшее распределение, идеально оптимизирующее благосостояние всего общества, достигается при условии равенства предельной нормы технологического замещения факторов производства, отражающей эффективное размещение ресурсов среди производителей, и предельной нормы замещения, соответствующей оптимальным сделкам среди потребителей.
Преимущества и недостатки рыночного механизма
14. Ситуации, когда рыночный механизм не распределяет ресурсы эффективно, называются фиаско рынка.
15. Внешние эффекты заключаются в перенесении результатов частной сделки (издержек или выигрыша) на третьих лиц. Теорема Коуза определяет условия, при которых в рамках частных сделок можно решить проблему внешних эффектов и восстановить эффективность рыночного распределения ресурсов.
16. Если права собственности недостаточно четко определены или слишком велико число участников переговоров, то проблемой устранения (интернализации) внешних эффектов занимается государство.
17. Рынок не может производить общественные блага. Поэтому предоставлением общественных благ занимается государство.
18. При нарушении условий совершенной конкуренции, с развитием монополизма усиливается асимметричность рыночной информации, в связи с чем появляется проблема интерналий. Государство способствует решению этой проблемы, аккумулируя и предоставляя рыночную информацию через информационные центры, и законодательно защищает право на получение полной информации.
19. Рынок и государство - не антагонисты, они дополняют друг друга и решают те проблемы, на которые лучше рассчитаны их механизмы.
Основные понятия:
Равновесие по Вальрасу
Равновесие по Маршаллу
Краевое равновесие
Паутинообразная модель рынка
Частичное равновесие
Общее равновесие
Эффекты обратной связи
Оптимум по Парето
(Парето-оптимальное распределение)
Теория экономики благосостояния
«Ящик Эджворта»
Конкурентное равновесие
Кривая контрактов
Принцип второго наилучшего (принцип квазиоптимума)