русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Порядковая теория полезности и потребительский выбор.


Дата добавления: 2015-08-14; просмотров: 2747; Нарушение авторских прав


 

В порядковой теории предполагается, что потребитель действует в рамках бюджетных ограничений и при этом он стремится максимизировать общую полезность потребляемых им благ. В то же время, предполагается, что потребитель не может дать абсолютную количественную оценку полезности, но может определить свои предпочтения, т.е. какой набор товаров для него более предпочтителен, а какой менее. И потребитель способен проранжировать наборы товаров по степени полезности.

Порядковая теория основана на ряде предпосылок:

1) Предпочтения потребителей определены.

2) Потребности потребителей не насыщены и любой набор товаров, который содержит хотя бы на единицу больше одного из товаров, является более полезным для потребителя.

3) Предпочтения потребителей транзитивны (если потребитель считает, что набор товаров А предпочтительней набора В, который, в свою очередь, предпочтительней набора С, то набор А приносит большую полезность, чем набор С).

В порядковой теории предпочтения потребителей выражаются с помощью кривых безразличия.

Кривая безразличия – это изображение на плоскости множества альтернативных наборов продуктов, имеющих одинаковую полезность для потребителя. При выборе набора потребитель не отдаёт предпочтение ни одному из них, то есть ему безразлично, какой набор взять.

Карта кривых безразличия – это множество кривых безразличия, изображённых в одной плоскости.

 

Свойства кривых безразличия:

1) Кривые безразличия имеют отрицательный наклон. Касательная, проведенная к любой точке кривой безразличия имеет отрицательный наклон.

2) Кривые безразличия выпуклы относительно начала координат;

3) Кривые безразличия никогда не пересекаются;

4) Наборы на кривых безразличия, более удалённых от начала координат, обеспечивают потребителю большую полезность, а потому предпочтительнее, чем наборы, располагающиеся на нижележащих кривых.



5) Конфигурация кривой безразличия определяется предельной нормой замещения (marginal rate of substitution) или MRS.

Предельная норма замещения благом Х блага Y (MRSxy) – это количество блага Y, от которого необходимо отказаться, чтобы увеличить объём потребления блага X на единицу, не изменив при этом общий уровень полезности.

MRS равна угловому коэффициенту наклона касательной к кривой безразличия в точке А.

Предельная норма замещения благом X блага Y может рассматриваться как отношение предельной полезности блага X к предельной полезности блага Y.

Поскольку MUx уменьшается по мере замещения товаром Х товара Y, а MUy увеличивается, то MRSxy уменьшается. Угловой коэффициент наклона касательной по мере движения вниз вдоль кривой безразличия убывает, что объясняет вогнутый характер кривой.

Однако в экономической теории различают и частные случаи кривых безразличия:

1) если товары абсолютно взаимодополняют друг друга (MRSxy=0), то кривые безразличия имеют следующий вид:

2) если потребитель не склонен поступаться даже бесконечно малым товаром в пользу другого товара (MRSxy=∞), то кривые безразличия имеют вид вертикальных (горизонтальных) линий;

3) если два товара совершенно взаимозаменяемы (MRSxy=const), то кривые безразличия представляют собой прямые линии с отрицательным наклоном;

4) если одно из благ (антиблаго) уменьшает общую полезность (MRSxy<0), то кривые безразличия представляют собой линии с положительным наклоном.

Потребительский выбор зависит не только от предпочтений и возможностей замены одного блага другим, которые позволяют выявить кривые безразличия, но и от экономических факторов (цены и дохода).

Бюджетные ограничения выражаются с помощью бюджетной линии. Она характеризует наборы благ, доступные потребителю при данном уровне цен и дохода, при условии полного использования бюджета потребителя.

Все точки лежащие выше бюджетной линии характеризуют недоступные комбинации благ при данном уровне цен и дохода, точки лежащие ниже – характеризуют наборы благ, при приобретении которых потребитель не полностью истратит свой бюджет. Наклон бюджетной линии определяется соотношением цен товаров. Отношение I/Py указывает на точку пересечения бюджетной линии с осью ординат, т.е. характеризует ситуацию, когда весь доход потребителя расходуется на приобретение товара y.

 

 

 

Бюджетная линия может быть выражена в виде уравнения:

или

 

 

При изменении дохода потребителя (I) бюджетная линия смещается параллельно.

 

 

Изменение цен на товары приводит к смещению бюджетной линии.

 

 

Равновесие потребителя соответствует такой комбинации приобретаемых товаров, при которой максимизируется полезность при заданном бюджетном ограничении.

Точка равновесия– это точка касания наивысшей доступной кривой безразличия и бюджетной линии. Точку равновесия называют ещё точкой потребительского оптимума. В точке потребительского оптимума предельная норма замещения двух благ равна обратному соотношению цен этих благ.

Условие равновесия потребителя:

Оптимальный выбор потребителя количественно можно определить решив совместно уравнения бюджетной линии и условие равновесия потребителя:

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ТЕМА 3. Потребительское поведение | ТЕМА 4. Производство и издержки


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.004 сек.