Квалификация (степень) выпускника: бакалавр экономики
Форма обучения: очная
Тула 2011 г.
Рассмотрено на заседании кафедры «Мировая экономика»
протокол № 7 от 30 августа 2011 г.
Зав. кафедрой «Мировая экономика»________________В.И. Белоцерковский
СОДЕРЖАНИЕ
ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В МИКРОЭКОНОМИКУ............................................ 6
1.1. Основные понятия в экономике. Предмет микроэкономики.................. 6
1.2. Собственность и хозяйствование............................................................. 6
1.3. Проблема выбора оптимального решения............................................. 7
1.4. Экономические блага и их классификации, полные и частичные взаимодополняемость и взаимозамещение благ............................................. 8
1.5. Экономические агенты (рыночные и нерыночные).
Кругообороты благ и доходов........................................................................ 9
ТЕМА 2. МЕТОДЫ МИКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА................. 10
2.1. Фактор времени и дисконтирование, потоки и запасы, номинальные
и реальные величины..................................................................................... 10
2.2. Затраты и результаты: общие, предельные и средние величины; альтернативные издержки (издержки отвергнутых возможностей); экономические ограничения: граница производственных возможностей, компромисс общества между эффективностью и равенством, компромисс индивида между потреблением и досугом.......... 12
2.3. Экономические риски и неопределенность; краткосрочный и долгосрочный периоды в экономическом анализе; метод сравнительной статики............. 16
ТЕМА 3. ОСНОВЫ ТЕОРИИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ...................... 18
3.1. Спрос на товары и услуги и кривая спроса. Закон спроса.................. 18
3. 2. Предложение товаров и услуг, кривая предложения.
Закон предложения........................................................................................ 27
3.3. Рыночное равновесие, рынок, равновесная цена. Модель Вальраса и модель Маршала. Излишки потребителя и излишки производителя...................... 33
3.4 Различные положения кривых спроса и предложения.......................... 40
ТЕМА 4: ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ......................... 43
5.3. Государство в рыночной экономике. Контроль государства над ценами. Повышение налогов, налоговое бремя.............................................................................. 60
ТЕМА 6: ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ПОВЕДЕНИЯ......................... 70
6.1. Понятие полезности экономических благ. Закон убывающей
7.4. Изменение размеров производства. Отдача от масштаба производства (снижающаяся, повышающаяся, неизменная)............................................... 91
ТЕМА 8. ФИРМА И ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА В КРАТКОСРОЧНОМ ПЕРИОДЕ........................................................................................................................... 94
8.3. Валовые выручка и издержки; прибыль бухгалтерская и экономическая. Сущность и структура экономических издержек. Альтернативные издержки (издержки отвергнутых возможностей).......................................................................... 94
8.4. Виды издержек производства в краткосрочном периоде.
Переменные и постоянные издержки; общие................................................ 95
8.5. Средние и предельные величины выручки и издержек. Взаимосвязь между издержками и объёмом выпуска.................................................................... 96
ТЕМА. 11. ФИРМА В УСЛОВИЯХ СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ 111
11.1. Спрос на продукцию отдельно взятой фирмы................................. 111
11.2. Предложение в краткосрочном и долгосрочном периоде............... 113
11.3. Равновесие в долгосрочном периоде................................................ 115
ТЕМА 12. ФИРМА В УСЛОВИЯХ ЧИСТОЙ МОНОПОЛИИ................... 119
12.1. Характерные черты монополии. Рыночная власть. Показатели монопольной власти, индекс Херфиндаля-Хиршмана...................................................... 119
12.2. Определение цены и объема для максимизации прибыли............... 119
12.3. Регулирование деятельности монополий. Монополия, естественная монополия, ценовая дискриминация............................................................................... 125
ТЕМА 13. ФИРМА В УСЛОВИЯХ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОЙ КОНКУРЕНЦИИ 130
13.1. Монополистическая конкуренция, барьеры входа и выхода (в отрасли). Дифференциация продукта.......................................................................... 130
13.2. Равновесие при монополистической конкуренции в
краткосрочном и долгосрочном периоде................................................... 132