русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

АНАЛИЗ ПРОФИЛЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЧЕРТ


Дата добавления: 2015-01-16; просмотров: 1129; Нарушение авторских прав


Анализ профилей психологических черт как один из вариантов иди-ографического метода предложен Штерном и используется для аналИ-


за инивидуальности с тех пор, как появилась психология индивидуаль­ных различий. В современных работах этот метод применяется: 1) для выяснения индивидуальной структуры психологических черт; 2) для сопоставления индивидуальных и групповых (усредненных) профилей; 3) для установления изменений, происходящих в процессе развития.

1). При изучении индивидуальной структуры психологических черт анализ профилей используется, как правило, для выяснения соотноше­ния между однотипными психологическими характеристиками - суб­тестами одного и того же теста или шкалами одного и того же опрос­ника. На рисунке 43 показан пример профиля черт личности, который можно получить на основании 16-факторного опросника Р. Кэттела, рассматривавшегося в данной книге при анализе структуры личност­ных свойств.

Оценки испытуемого по каждой из шкал этого опросника выража­ются в стенах - стандартных оценках, варьирующих от 1 до 10. По каж­дой шкале большинство испытуемых получает средние оценки. Чем больше отклонение оценки от средней величины, тем реже она встреча­ется в популяции. Получив ответы испытуемого и переведя их в стены, можно выяснить, каково его место среди других людей в популяции по каждому из данных психологических свойств. Такой анализ результа­тов является предметом номотетического анализа.

Но опросник предоставляет возможность не только сравнивать людей друг с другом, но и сопоставлять разные черты у одного и того же человека, т.е. проводить идиографический анализ. Поскольку все оценки выражены в одной и той же шкале (в стенах), сравнивая их, мы можем судить об относительной выраженности того или иного свойст­ва личности, по сравнению с другими свойствами, у данного конкрет­ного человека.



Важно также и то, что совместный анализ разных свойств позволя­ет получить более адекватное представление о человеке, нежели выяв­ление отдельных психологических характеристик. Так, например, об­щительность человека (аффектотимия) может принимать совершенно различные формы в зависимости оттого, сопровождается ли она высо­кой или низкой доминантностью или же высоким или низким само­контролем и т.д.

На выделении тех психологических особенностей, которые имеют «крайнюю" выраженность, а также на анализе соотношения черт, оп­ределяемых с помощью личностных опросников, основаны многие ди­агностические процедуры - определение акцентуаций характера, ти­пов патологических отклонений. Наиболее известным опросником, ори­ентированным на такие цели и позволяющем провести индивидуаль-нУю диагностику, является MMPI (Миннесотский многофазный личностный опросник).


Рис. 43. Пример профиля личностных черт(16-факторный опросник Кэттела)

Анализ профилей широко применяется и при анализе когнитивной сферы человека. Например, при использовании детского теста Вексле-ра, направленного на определение интеллекта, индивидуальный анЗ'


лиз включает в себя построение профилей по 12 субтестам, входящим в состав этого теста. Сравнительно низкие оценки по тем или иным субтестам, по сравнению с другими, позволяют выделить те когнитив­ные характеристики, которые тормозят умственное развитие ребенка -память, внимание, зрительно-моторную координацию и т.д. (Satt-lerJ.M., 1974).

Некоторые особенности профилей, полученных по тесту Векслера, указывают на высокую вероятность нарушений в эмоциональной сфе­ре. К таким особенностям относятся, в частности, большой разброс (зна­чительная вариабельность) в оценках разных субтестов, более низкие по сравнению с остальными оценки по субтесту „Сложение кубиков", парадоксальность некоторых результатов (например, ребенок делает много ошибок, повторяя цифры, но, когда задание усложняется и циф­ры надо повторять не в том порядке, в каком их говорит эксперимента­тор, а в обратном, то результат оказываются значительно лучше).

При диагностированных задержках развития профили интеллекту­альных субтестов могут способствовать выяснению причин, лежащих в основе этих задержек. Так, для понимания этиологии отставания в обучении чтению существенным оказывается соотношение между вер­бальным и невербальным интеллектом.

2). Индивидуальные профили, полученные в психологическом ис­следовании, могут сопоставляться друг с другом или с некоторым груп­повым профилем. В этом случае мы можем судить о сходстве или раз­личии структуры психологических особенностей разных людей. Срав­нение профилей используется преимущественно в прогностических це­лях. Например, зная психологические особенности, необходимые для успешного овладения какой-либо деятельностью, можно построить „идеальный,, психологический профиль этой профессии.

Как правило, для его построения используются профили тех лиц, которые оказались максимально успешными в этом виде деятельнос­ти. Сравнивая индивидуальные профили претендентов, желающих пос­вятить себя данному роду деятельности, с „идеальным" профилем, мож­но с некоторой вероятностью, зависящей от того, насколько адекватно выбраны критерии профессиональной успешности, прогнозировать, кто окажется более, а кто менее успешным.

3). Анализ профилей широко применяется также при исследовании процесса развития. Прослеживая с помощью лонгитюдного метода из­менения психологических характеристик, происходящие по мере взрос­ления индивида, исследователи часто представляют полученные дан­ные в виде кривых развития или профилей, в которых показывается изменение одной и той же характеристики во времени.

Анализ индивидуальных профилей этого типа позволяет определить Периоды подъемов и спадов в развитии психологических характерис­тик, возраст достижения максимального уровня характеристики, воз-




,Л ц „ ..К "3.4 <- U, l-M rtfiT»

.3 6 12 IS 24уЗ 4 5 б| ------ мацы »3н

мацы


Рис. 44. Профили развития МЗ и ДЗ близнецов (Wilson R., 1978)


раст, в котором наступает стабилизация, а также продолжительность периода стабилизации.

Сравнение профилей, полученных при исследовании развития, поз­воляет оценить индивидуальное своеобразие в формировании психо­логических характеристик. Рассмотрим для примера результаты одной работы, по сопоставлению профилей развития.

Р. Уилсон, руководитель Луизвильскго близнецового лонгитюда, прослеживал в течение ряда лет изменение в уровне интеллекта детей (МЗ и ДЗ близнецов). Им использовались методы диагностики интел­лекта, стандартизованые для каждого возраста. Иначе говоря, в лю­бом возрасте - все равно, в год, 3 или 5 лет - средним показателем ин­теллекта в выборке являлась одна и та же величина (100 баллов), в каж­дом возрасте один и тот же процент выборки был расположен в пред­елах одного стандартного отклонения от средней величины и т.д. Таким образом, показатели, полученные для каждого возраста оказались со­поставимыми между собой и могли быть использованы для построе­ния профилей.

Сравнив внутри каждой пары профили близнецов, Уилсон обнару­жил значительно большее совпадение хода развития у партнеров МЗ пар, т.е. у генетически идентичных близнецов, по сравнению с партне­рами ДЗ пар, имеющих, в среднем, половину общих генов. (Wilson R., 1974.) Примеры полученных им данных (для четырех пар МЗ и четырех пар ДЗ близнецов) представлены на рисунке 44.

Как видно из рисунка, уровень интеллекта МЗ близнецов в каждой паре (рис. 44(а)) оказывается более похожим, чем уровень интеллекта ДЗ близнецов (рис. 44(6)). У МЗ близнецов развитие характеризуется большей синхронностью. Вместе с тем, сходство в профилях развития есть и у ДЗ близнецов, совпадает у них и общая динамика изменений, например, тенденция к значительному повышению или, наоборот, сни­жению уровня интеллекта с возрастом, оказывается похожей у обоих типов близнецов. Если же сравнить индивидов, относящихся к разным парам, например, одного близнеца из пары 1 и одного - из пары 4, то можно отчетливо увидеть разительные отличия в динамике развития индивидов, не имеющих ни общих генов, ни общих условий развития.

На основании такого варианта профильного анализа можно сде­лать выводы и об индивидуальных особенностях процесса развития, и о роли генотипа и среды в этом развитии, т.е. о его причинах.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ОТ ОБЩИХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ К КОНКРЕТНОМУ ЧЕЛОВЕКУ | БИОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.008 сек.