русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

ОТ ОБЩИХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ К КОНКРЕТНОМУ ЧЕЛОВЕКУ


Дата добавления: 2015-01-16; просмотров: 1318; Нарушение авторских прав



выводы

Анализ возрастных изменений, как правило, включает обсуждение двух основных характеристик - стабильности развития и преемствен­ности развития. С описания вариантов стабильности и преемственнос­ти и начинается данная глава.

Основным методом, который позволяет диагностировать возраст­ные изменения (т.е. определить степень возрастной стабильности пси­хологических характеристик), является лонгитюдное исследование, в котором одна и та же группа испытуемых прослеживается в течение некоторого периода времени. На основании данных лонгитюдных ис­следований можно судить об индивидуальных различиях, проявляю­щихся в процессе развития.

Процесс развития сопровождается изменением абсолютных величин психологических показателей, дисперсий, взаимосвязей между разны­ми характеристиками и межвозрастных связей.

Анализ индивидуальных различий, наблюдаемых в процессе разви­тия, можно проводить при исследовании репрезентативных выборок, при сопоставлении разных групп и при выяснении индивидуальны" путей развития.

это


ГЛАВА 12

ИДИОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

Практически все, о чем говорилось до сих пор, представляет собой общие правила, универсальные закономерности формирования и про­явления индивидуальных различий. Сравнивая группы людей, можно выяснить, например, с какими психологическими особенностями свя­зан, в среднем, социально-экономический статус. Сопоставляя психо­логические и психофизиологические характеристики, можно опреде­лить, как, в среднем, взаимодействуют особенности, относящиеся к разным уровням в иерархии психологических свойств. Исследуя соот­ношения между чертами личности, различающимися по уровню обоб­щенности, можно выстроить структуру этих черт, которая, в среднем, характеризует личностную сферу человека.

Исследование общих закономерностей и их вариаций является глав­ной задачей традиционных экспериментальных исследований и пред­ставляет собой так называемый номотетический подход, название ко­торого происходит от греческого слова „номос", означающего „закон" („номо-тетео" - устанавливать законы).



Другим подходом или, вернее, другой традицией исследования ин­дивидуальности является идиографический анализ, цель которого со­стоит в описании особенностей конкретного человека (греческое слово „идиос", от которого происходит название этого подхода, означает «своеобразное", „принадлежащее кому-то", а слово „идиографический" ~ „описывающий своеобразие, особенности").

Два этих ракурса рассмотрения индивидуальных различий были обозначены, фактически, в самых первых работах, посвященных про­блемам изучения различий между людьми - в статье „О психологии индивидуальных различий" (1900) и в книге „Дифференциальная пси-


18 -М. Егорова



хология" (1911) Вильяма Штерна. Однако вплоть до сегодняшнего дщ право идиографического подхода как научного метода познания не является общепризнанным, а соотношение номотетического и идиог. рафического подходов описывается в терминах, подчеркивающих их различие. Говорят, например, о дихотомии номотетического-идиогра-фического или о противоречии между номотетическим и идиографи-ческим подходами. Есть ли это противоречие и, если есть, то в чем оно проявляется, и будет рассмотрено в данной главе.

1. ДВА ПОДХОДА К ИССЛЕДОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЯВЛЕНИЙ

Противопоставление понятий „номотетический" и „идиографичес-кий" введено в науку неокантианской (баденской) философской шко­лой. Представители этой школы Вильгельм Виндельбанд (1848-1915) и Генрих Риккерт (1863-1936) предполагали, что номотетический метод познания в наибольшей степени характеризует естественные науки и связан с обобщением отдельных фактов, с выведением общих законо­мерностей на основании многочисленных частных случаев. Часто этот метод так и назывался - обобщающий или генерализующий. Идиогра-фический метод, в отличие от номотетического, более адекватен при исследовании исторических явлений, встречающихся однократно и яв­ляющихся, как правило, уникальными.

Вместе с тем, противопоставление двух этих методов познания яв­ляется относительным. И Виндельбанд, и Риккерт неоднократно ука­зывали на то, что любое научное исследование требует их сочетания, и речь может идти лишь об относительном доминировании того или иного метода, а никак не о полном преобладании лишь одного из них.

Представление о номотетическом и идиографическом методах поз­нания реальности легло в основу противопоставления понимающего и объясняющего подходов при анализе психологических явлений. Впер­вые упоминание этих подходов появилось при анализе методологичес­ких принципов исторической науки у Дж. Дройсена в 1858 г. Позднее В. Дильтей (1833-1911) использовал их в своих работах „Введение в науки о сознании" (1883) и „Идеи описательной психологии" (1884) при рассмотрении двух возможностей исследования психологических явлений. Объясняющий подход, как его интерпретировал Дильтей, свой­ственен естественно научному исследованию и предполагает выведе­ние общих причинно-следственных законов функционирования психики на основании анализа множества частных случаев. Понимающий же подход, которому Дильтей отдавал предпочтение, ориентирован на изучение конкретного человека, подчеркивает его уникальность, целос-


тность и использует при исследовании особенностей индивидуального сознания идиографический анализ.

В конце XIX в. острота дискуссий между представителями понима­ющей и объясняющей психологии достигает своего апогея. Для Виль­яма Штерна, сформулировавшего несколько позже основные методо­логические принципы дифференциальной психологии, противоречие в подходах к исследованию психики человека являлось фактом той на­учной реальности, в которой проходило его становление как психоло­га. Достаточно сказать, что часть его университетских преподавателей были учениками и последователями Дильтея, другие же были стойки­ми приверженцами экспериментальной психологии. Сам Штерн уже в 10-х годах нынешнего века отстаивавает необходимость целостного подхода к индивидуальности. Он признается, что наблюдение за раз­витием собственных троих детей явилось для него еще одним доказа­тельством того, как многообразно может быть проявление индивиду­альных различий, и именно это создало у него стойкий иммунитет к „тем схематизациям и абстракциям, которые часто именуются психо­логией" (Цит. по Grossman K.B., 1986, р.41). Но всего десятилетием рань­ше Штерн в качестве руководителя своей диссертационной работы выбрал Германа Эббингауза - наиболее последовательного сторонни­ка аналитического подхода в психологии, считавшего разложение слож­ного психического акта на элементы - единственным научным путем исследования психологической реальности,- а впоследствии несколь­ко лет проработал под его руководством, изучая восприятие.

Именно в 90-е годы прошлого века, в период обучения в берлинс­ком университете, у Штерна, как считает его биограф Курт Креппнер, и сформировалось стремление найти точки соприкосновения того, что казалось несовместимым: попытаться вывести общие психологические закономерности, не утрачивая индивидуальных особенностей челове­ка и его целостности (Кгеррпег К., 1992).

Основные теоретические принципы исследования индивидуальнос­ти, сформулированные Штерном в дифференциальной психологии и персонологии, состоят: 1) во взаимодополнении идиографического и номотетического подходов; 2) в выделении принципа конвергенции как причины формирования индивидуальных различий; 3) в понима­нии развития как сочетания процессов дифференциации и интеграции; 4) в целостном представлении об индивидуальности. Рассмотрим эти положения подробнее.

1). Анализируя соотношение, существующее между идиографичес-ким и номотетическим подходами, Штерн считал, что номотетический подход создает условия для идиографического описания индивиду­альности. Для того, чтобы пояснить эту точку зрения обратимся к рисунку 42.

18 * 275


 

Номотетические методы а)

б)

М

М N

Рис. 42. Соотношение номотетического и ндиографического методов анализа

(Stern, 1911)

На рисунке вертикальные линии, обозначенные заглавными буква­ми, (А, В, С, ...) соответствуют испытуемым. Горизонтальные линии, обозначенные маленькими буквами, соответствуют психологическим чертам (а, Ь,...).

Любая горизонтальная линия представляет собой схему обычного экспериментального исследования, в котором разные испытуемые об­следуются по какой-то одной психологической черте (рис. 42(а)). В ре­зультате такого исследования можно сделать выводы о средней вели'


чине изучаемой черты, пределах ее вариации в популяции, величине стандартного отклонения, определить испытуемых, у которых эта чер­та выражена в наибольшей и наименьшей степени.

Несколько горизонтальных линий представляют собой схему тако­го экспериментального исследования, в котором разные испытуемые обследуются по нескольким психологическим чертам (рис. 42(6)). В этом случае возможности исследования оказываются шире: можно не толь­ко сделать выводы о каждой конкретной черте, но и выяснить их со­отношение друг с другом, например, подсчитать корреляции между чертами.

Эти два способа анализа представляют собой варианты номотети­ческого метода.

Любая вертикальная черта представляет собой обследование одно­го и того же индивида по множеству психологических параметров (рис. 42(в)). В этом случае результатом исследования является психограмма: психологический портрет испытуемого, полученный на основании ре­зультатов различных психологических измерений.

Несколько вертикальных черт являются схемой обследования не­
скольких испытуемых (рис. 42(г)). Располагая данными такого иссле­
дования, мы можем сопоставить между собой психологические портре­
ты разных людей. ■*••*

Последние две экспериментальные схемы являются примерами иди-ографического метода анализа и могут иметь варианты. Так, парамет­ры, (см. буквы а,Ь,...) могут быть не разными психологическими черта­ми, а одной и той же чертой, измеренной в разном возрасте. Тогда схе­ма эксперимента - одна вертикальная черта (рис. 42(в)), будет пред­ставлять собой исследование возрастной динамики какого-либо свойства у одного испытуемого, а схема эксперимента, несколько вер­тикальных черт (см.рис. 42(г)) - исследование возрастной динамики у разных испытуемых и позволит сопоставить периоды скачков и спа­дов развития у разных индивидов. На анализе таких индивидуальных кривых развития основан изложенный в предыдущей главе лонгитюд-ный метод исследования.

Теперь рассмотрим, есть ли соотношение идиографичесого и номо­тетического методов анализа в приведенных схемах исследования.

Прежде всего очевидно, что, каким бы способом не проводился иди-ографический анализ, он возможен только тогда, когда предваритель­но номотетическим способом были выделены черты для психологичес­кого анализа. Иначе говоря, изучение индивидуальности предполага­ет прежде всего проведение исследований номотетическим методом, в которых будут выделены существенные психологические черты, и лишь затем - проведение идиографического анализа индивидуальности.

Кроме того, сопоставление индивидуальных психологических пор­третов (экспериментальная схема такого исследования была представ-


лена на рис. 42(г)) представляет собой обобщение данных идиографи-ческого анализа, т.е., по сути дела, применение номотетического мето­да к данным, полученным на конкретных индивидах. Иначе говоря, в данном случае, во-первых, номотетическим методом были выделены черты для последующего психологического анализа, во-вторых, был проведен идиографический анализ индивидуальности и, в-третьих, на завершающей стадии опять был применен номотетический метод, за­ключающийся в обобщении результатов, полученных при обследова­нии разных испытуемых.

Таким образом, идиографическое исследование практически всегда на той или иной его стадии предполагает использование номотетичес­кого метода и в этом смысле непреодолимых границ между этими ме­тодами познания психологической реальности не существует.

2). Причиной индивидуализации процесса развития и увеличения широты индивидуальных различий по мере взросления человека Штерн считал конвергенцию. Индивидуальные особенности человека (его „дис­позиции") и особенности его средовых условий в процессе развития сближаются - конвергируют. Происходит это благодаря тому, что ин­дивид активно выбирает те средовые условия, которые в большей сте­пени соответствуют его индивидуальным особенностям. В результате этого одни и те же диспозиции, в зависимости от условий развития, могут приводить к развитию самой разной структуры психологичес­ких свойств.

Эта необычайная пластичность человека указывает на то, что иди­ографический анализ индивидуальности не может ограничиваться ре­гистрацией только его психологических особенностей. Наряду с ними он должен включать в себя и условия развития, причем сами эти усло­вия не являются застывшими и неизменными: взаимодействуя с разви­вающимся индивидом, они испытывают его воздействие и видоизме­няются.

3). Активность человека, проявляющаяся, в частности, в конверген­ции, выражается в двух противоположных процессах - в поддержании неизменности собственного психологического статуса и в его измене­нии. Наиболее отчетливо процессы сохранения и изменения проявля­ются в процессах дифференциации и интеграции, т.е. в усложнении структуры и в сохранении целостности. „Увеличивающаяся структур­ность, а также „деструктурация" представляют собой переход от со­стояния диффузного, не обладающего четкостью, к состоянию все бо­лее структурированному, в котором части, разграничения и взаимос­вязи становятся все более и более отчетливыми. Любое разграничение является в то же самое время увеличением дифференциации и центра­лизации" (Stern, 1927, цит. по Кгеррпег К., 1992, с. 543).

Идиографический анализ индивидуальности должен учитывать тот факт, что, благодаря процессам дифференциации и интеграции, психо-


логические свойства могут на разных стадиях онтогенеза включаться в разные структуры и выполнять несовпадающие функции.

4). Индивидуальность, как ее видит Штерн, имеет сложную много­компонентную структуру (unitas multiplex). Она представляет собой целостное образование, не сводимое ни к сумме природных диспози­ций, ни к сумме особенностей среды. Ее исследование требует и анали­за, и синтеза. Первый из них должен проявляться в максимально под­робном исследовании психологических свойств и условий их форми­рования, второй - в понимании того, что полученная в некий момент онтогенеза структура психологических свойств является результатом всего предшествующего жизненного пути человека и может быть ос­мысленно понята только в его контексте.

Теоретические принципы исследования индивидуальности, сформу­лированные Штерном за 3 десятилетия (например, Stern, 1911, 1927, 1938), находили сторонников и в его время, и не вызывают возражений и с позиций сегодняшней психологии. Однако конкретная, эксперимен­тальная реализация исследования целостной индивидуальности и у са­мого Штерна, и в работах его последователей оказалась значительно скромнее, чем те теоретические представления, которые были ими вы­сказаны.

Причины этого многообразны. С одной стороны, воплощение иде­ологии исследования индивидуальности требовало более развитой ме­тодической базы по сравнению с той, которой располагала в то время психология. С другой, - ни психология, ни общество не имело того выраженного интереса к изучению индивидуальности, которое появи­лось несколькими десятилетиями позже. В связи с этим влияние Штер­на на последующие исследования индивидуальности оказалось значи­тельно меньше, чем можно было бы ожидать.

Тем не менее, дискуссии о соотношении номотетического и идиог-рафического методов анализа с этого времени не прекращались, но обязана этим психология преимущественно американскому психологу Гордону Олпорту.

Идиографическое описание индивидуальности никогда не было ос­новной задачей исследовательской деятельности Олпорта, однако он сделал немало для развития методов идиографического исследования (в используемой им терминологии, - морфогенетического). Прежде все­го, Олпорт внес большой вклад в развитие биографического метода анализа, называвшегося среди идиографических методов и Штерном, чо не получившего в работах Штерна детальной разработки (Allport G-, Г942).

Кроме того, в работах Олпорта, посвященных проблемам изучения Мотивации и вопросам структуры и развития личности, постоянно ут-Верждалась необходимость исследования уникальности человека. Ар-гУментация Олпорта была часто неожиданной, что поддерживало ин-


терес к идиографическому анализу индивидуальности в психологичес­ком сообществе, и даже сейчас, спустя почти 30 лет после его смерти многие его работы, посвященные этой тематике, продолжают вызы-' вать полемику.

Г. Олпорт был знаком с немецкой психологией: уже имея универси­тетское образование и докторскую степень по психологии, он провел в начале 20-х годов два года в Германии, в основном в Берлине, общаясь с Максом Вертгеймером и Куртом Левиным, и в Гамбурге, где в это время преподавал Штерн (Grossman K.B., 1986).

Хорошо зная взгляды Штерна, Олпорт не стал его сторонником. Но его несогласие со Штерном базировалось не на склонности отда­вать предпочтение номотетическому методу познания психологичес­ких особенностей, как у многих оппонентов Штерна того времени, а как раз на прямо противоположной точке зрения. Штерн представлял­ся Олпорту недостаточным последовательным приверженцем идиогра-фического метода. Построение профилей психологических черт (основ­ной метод, который использовался Штерном в исследованиях, прове­денных к 20-м годам) Олпорт считал неоправданным упрощением струк­туры индивидуальности, а ограничение исследования заранее отобранными чертами казалось ему абсолютно неадекватным постро­ением идиографического анализа индивидуальности: при таком под­ходе существенные психологические особенности некоторых людей могли просто не попадать в поле зрения исследователя.

Для Олпорта психологическое исследование индивидуальности до­лжно достигать в идеале такого уровня целостности, примеры которо­го можно почерпнуть из описания героев лучших литературных произ­ведений. Ориентируясь прежде всего на целостность, Олпорт из всех методов идиографического анализа безусловно предпочитал биогра­фический, дающий широкую временную перспективу и позволяющий проанализировать индивидуальность в разные периоды ее жизнен­ного пути.

Что же касается отношения Олпорта к месту идиографического ана­лиза в научной психологии, то сам он определял его, используя рас­пространенное в теории черт выражение:„Каждый человек в чем-то: а. похож на всех других людей, Ь. похож на некоторых людей, с. не похожий на кого" (Allport, 1961, с. 13). А потому, как считал Олпорт, в психологическом исследовании необходим и номотетический метод, ко­торый помогает понять, чем человек похож на „всех" и на „некото­рых", и идиографический, изучающий неповторимость каждого чело­века. Только сочетая эти три уровня исследования, можно достичь поД' линного понимания индивидуальности. Если же один из уровней ана­лиза отсутствует (а отсутствует, как правило именно идиографический анализ), то, как считает Олпорт, психологическое исследование обре­чено на получение фрагментарных или даже искаженных знаний о че-


довеке: „До тех пор, пока психология имеет дело только с универсали­ями, а не с особенностями, она вообще не имеет дело с личностью чело­века" (Allport G., 1960, цит. по Frank I., 1986).

Г. Олпорт, как и Штерн, ни в коей мере не был склонен противопос­тавлять номотетический и идеографический подходы к изучению пси­хологических особенностей человека. На их взгляд, идиографический анализ не только дает возможность изучить тот пласт психологичес­кой реальности, который недоступен номотетическому подходу, но и углубляет представления об общих закономерностях. А номотетичес­кий подход создает возможности для идиографического анализа, оп­ределяет точки отсчета, необходимые для квалифицированного иссле­дования индивидуальности.

Теоретически такой взгляд на соотношение номотетического и иди­ографического методов познания разделяли многие психологи. Несмот­ря на это, противоречие в практике психологических исследований между этими подходами все-таки сохранялось. Дело в том, что про­блема их соотношения состоит не только в том, кого изучать - отдель­ных индивидов или группы, - но и что изучать и как изучать (какие психологические явления и какими методами).

Несомненно, что при решении конкретных задач индивидуальный анализ данных может дополняться соотнесением индивида с группой или, наоборот, закономерности, имеющие универсальный характер, могут рассматриваться на уровне конкретного индивида. И в этом смыс­ле противоречие, по крайней мере, на теоретическом уровне действи­тельно было снято. Но оставалось другое: явный дисбаланс в исследо­ваниях, посвященных, с одной стороны, анализу общих законов психо­логического функционирования, а с другой, - их преломлению в кон­кретной индивидуальности. Оставалось и отчетливое преимущество аналитического, бихевиорального подхода и, как следствие этого, во-первых, признание невозможности исследовать индивидуальность во всей ее целостности в рамках научной психологии и, во-вторых, стремление вывести за пределы психологии (в литературу и искусство) анализ сложных явлений психической жизни, характеризующих мно­гогранность и противоречивость человека,-его потенциалы, внутрен­ний мир, представления о себе и о смысле собственной жизни.

Реакцией на такое положение в психологии оказалось появление в 60-е годы целого научного направления которое рассматривало ана­лиз конкретной индивидуальности как центральную проблему психо­логии. Это направление получило название феноменологической (или гУманистической, экзистенциальной) психологии.

В исследованиях этого направления идиографический анализ зани­мает особое положение - он почти полностью превалирует в ранних исследованиях и сохраняет доминирующее положение по сей день.

Цель феноменологического направления, как об этом писал один


из его основателей Абрахам Маслоу, состояла в том, чтобы изучать способности и потенциалы человека, не находящие систематического отражения ни в позитивистских (бихевиоральных) исследованиях, ни в психоаналитических работах. К их числу он относил, в частности, вы-сшие ценности, творчество, любовь, самоактуализацию, т.е. те фено­мены, которые в значительной степени определяют целостность чело­веческой личности. Научное сообщество, оценившее вначале весьма скептически эти проекты, со временем стало относиться к работам фе-номенологической психологии со все возрастающим вниманием, что в значительной степени расширило тематику номотетических исследо­ваний, а, следовательно, изменило и широту наших знаний о психоло­гическом облике человека.

Таким образом, можно заключить, что невнимание к индивидуаль­ному анализу, рассмотрение его как побочного по сравнению с номо-тетическим, не только препятствует пониманию того, как общие зако­номерности проявляются у конкретного человека, но и накладывает определенный отпечаток на тематику психологических исследований, сужая круг психологических характеристик, которые, в принципе, мо­гут быть предметом исследования в психологической науке.

2. МЕТОДЫ ИДИОГРАФИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

Как уже говорилось, большинство исследований, проводимых иди-ографическим методом, содержат в себе хотя бы элементы номотети-ческого анализа, которые заключаются либо в использовании психо­логических показателей, выделенных в номотетическом исследовании, либо в явном или имплицитном определении места индивида среди других людей по изучаемой психологической переменной, либо в обоб-щеннии данных идиографического анализа. В связи с этим отнесение методов исследования к идиографическим не предполагает, что эти методы полностью ограничены лишь рассмотрением конкретных ин­дивидов. Под названием „идиографические" объединяются те методы, которые в той или иной степени содержат анализ конкретных случаев, методы, в которых основным объектом анализа является индивидуаль­ность, а не группа, не совокупность людей. Такие методы и будут рас­смотрены в этом разделе главы.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ | АНАЛИЗ ПРОФИЛЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЧЕРТ


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.011 сек.