русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ


Дата добавления: 2015-01-16; просмотров: 1261; Нарушение авторских прав


Наиболее простой способ индивидуального анализа процесса раз. вития -это прослеживание индивидуального пути развития и построе. ние кривых развития разных психологических характеристик у данно­го конкретного индивида.

Разрешающая способность такого вида анализа зависит от частоты замеров в лонгитюдном исследовании и от длительности лонгитюда.

Очевидно, что при изучении психического развития, происходяще. го в первый год жизни, необходимо проводить регулярные обследова­ния не реже, чем раз в месяц, иначе существенные стороны процесса развития будут упущены. Понятно также и то, что при исследовании развития, например, от рождения до 10 лет, выводы о процессе разви­тия будут ограничены этим возрастным периодом, и их экстраполяция на более старшие возраста приведет к ошибкам. Какими же данными для индивидуального анализа располагает психология?

К настоящему времени проведено много лонгитюдных исследова­ний, посвященных процессу развития. Они охватывают разные перио­ды времени: больше всего лонгитюдов посвящено первым годам жиз­ни, но есть и вполне достаточное для надежных выводов количество лонгитюдных исследований, которые охватывают весь период детст­ва - от рождения (или от первых лет жизни) до конца обучения в школе.

Есть довольно много работ, в которых анализируются психологи­ческие изменения, происходящие в период старения.

Меньше всего в исследованиях представлен период зрелости. При­чина этого заключается в том, что в течение долгого времени в психо­логии бытовало представление о том, что взрослый возраст - это пери­од стабилизации функций, и поэтому его исследование не представля­ет никакого интереса. Как показали исследования микровозрастных изменений во взрослом возрасте (т.е. изменений, происходящих на про­тяжении небольших промежутков времени), развитие не прекращается и в этот период, оно так же, как и время интенсивного развития, харак­теризуется скачками и спадами в развитии, перестройкой функций и эволюционными сдвигами (Ананьев Б.Г., Степанова Е.И., 1972).



Совсем мало работ, которые охватывают весь жизненный путь че­ловека, но тем не менее, такие исследования все-таки проводились. Так, в Калифорнийском лонгитюдном исследовании вплоть до настоящего времени прослеживается развитие выборки испытуемых, родившихся в 1928-29 годах.

Таким образом, в настоящее время психология располагает подро"* ными данными о периоде развития (от рождения до конца обучения в школе), достаточно подробными геронтологическими данными (и£' следованиями периода старения), некоторыми данными о периоде зре*


яости и единичными исследованиями, позволяющими проследить ин-ивидуальное развитие на протяжении всей жизни.

1). Описательные методы индивидуального анализа. Эти методы поз­воляют оценить изменение абсолютных величин психологических по­казателей, проследить динамику процесса развития и сравнить дина­мику развития отдельных психологических характеристик у данного индивида. Они дают возможность также построить индивидуальные профили разных психологических характеристик и сопоставить изме­нение этих профилей во времени: выяснить, например, сохраняется ли доминирование определенных психологических черт на протяжении длительного времени или нет. Наконец, они позволяют объединить похожих по динамике развития индивидов и создать, таким образом, типологию развития (описать наиболее частые пути индивидуального развития).

Основные выводы, полученные на основании этих данных, сводят­ся к следующему.

Во-первых, индивидуальные кривые, отражающие развитие разных психологических характеристик, существенно различаются у разных людей.

Во-вторых, процесс развития сопровождается скачками и спадами, которые также имеют большие индивидуальные различия.

В-третьих, развитие психологических характеристик является нели­нейным процессом. Наиболее часто его описывают экспоненциальны­ми или логарифмическими функциями (Hauspie R.C. et a!., 1991).

2). Статистический анализ индивидуального развития. При всех своих достоинствах описательные методы анализа имеют ограниченные воз­можности: они не позволяют проанализировать взаимодействие пси­хологических характетристик и провести многомерный анализ, т.е. выяснить преемственность в развитии не отдельных характеристик, а синдромов свойств.

Для того, чтобы анализ индивидуальных путей развития не был све­ден только к описанию этого пути, и для того, чтобы понять индивиду­альную (присущую данному конкретному индивиду) структуру свойств, разрабатываются специальные статистические методы. Каким образом возможно применение статистики, когда речь идет об одном человеке, а не о группе, будет обсуждаться в следующей главе, при анализе иди-°графических методов исследования.

В заключение рассмотрим, какие виды стабильности, выделенные Дж. Кэганом и описанные в начале главы, имеют индивидуальные раз­личия. Другими словами, посмотрим, каким закономерностям возрас­тных изменений свойственна индивидуальная вариативность.

Прежде всего, называлась стабильность, связанная с устойчивостью "сихологической характеристики во времени. Этот вид стабильности Диагностируется с помощью сравнения абсолютных величин психоло-


гической характеристики, полученных в разных возрастах, и опреде. ляется при групповом и индивидуальном анализе.

Ипсативная стабильность, в частности, сохранение доминирующей роли той или иной характеристики, определяется с помощью индиви-дуального анализа, например, сравнения индивидуальных профилей психологических характеристик, полученных в разных возрастах.

Нормативная стабильность исследуется при анализе взаимосвязей межд> характеристиками внутри одного возраста и между возрастами

Наконец, когда в разных возрастах сопоставляются разные харак­теристики (например, физическое развитие - в более раннем, а свойст­ва личности - в более позднем), выстраивается цепочка взаимосвязан­ных во времени событий, что соответствует четвертому виду стабиль­ности, описанному Дж. Кэганом.

Все эти виды стабильности (или, в случае низкой стабильности, -наоборот, изменчивости) имеют индивидуальные различия. Таким об­разом, развитие человека представляет собой исключительно индиви­дуализированный процесс, в котором общие закономерности имеют значительные вариации у каждого конкретного человека.




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ГРУППОВОЙ АНАЛИЗ | ОТ ОБЩИХ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ К КОНКРЕТНОМУ ЧЕЛОВЕКУ


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.004 сек.