русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

ТИПЫ СТАБИЛЬНОСТИ


Дата добавления: 2015-01-16; просмотров: 5680; Нарушение авторских прав


Обсуждение проблем, связанных с воздействиями процесса разви-тия на индивидуальные различия, естественно начать с краткого тер. минологического анализа. Это даст возможность понять, каким обра-зом в психологии описывается изменение или отсутствие такового.

Словарь психологов, исследующих возрастную динамику психоло­гических характеристик и называющих эту исследуемую реальность разнообразен в той же степени, в какой разнообразна наша речь, т.е. ровно настолько, насколько процессы изменения и сохранения пред. ставлены в языке. Но есть слова, которые не просто употребляются наиболее часто, - они становятся терминами, т.е. несут специальную смысловую нагрузку. К этим словам относятся: стабильность (или ус­тойчивость наблюдаемого явления, его неизменность во времени) и преемственность (или континуальность, непрерывность развития, его плавность, отсутствие резких скачков, связь с предшествующими и пос­ледующими этапами развития).

О стабильности и непрерывности в развитии могут свидетельство­вать разные по смыслу экспериментальные данные, поэтому и сами тер­мины могут использоваться для обозначения разных явлений. Мы вос­пользуемся в данном случае классификацией Дж.Кэгана как наиболее полной и наиболее часто упоминаемой в литературе по психологии развития (J.Kagan, 1980).

Во-первых, стабильность и постоянство - это устойчивость некото­рого качества во времени (что экспериментально выражается в мини­мальных изменениях от одного измерения до другого). Во-вторых,- это сохранение с течением времени соотношения между свойствами одно­го и того же индивида (ипсативная стабильность). В-третьих, стабиль­ность может рассматриваться - и наиболее часто это и происходит -как сохранение рангового места в группе (нормативная стабильность). Наконец, стабильность может касаться случайных и неслучайных свя­зей между разными (разноименными, фенотипически различными, раз­личающимися по внешним проявлениям) характеристиками, когда из­мерение одной из них производится в одном возрасте, а измерение дрУ' гой - в более позднем.



Рассмотрим, каковы проявления каждого из видов стабильности.

1). Когда мы начинаем экспериментально прослеживать изменение какой-то характеристики во времени, наше представление о том, ста­бильна она или нет, складывается либо в зависимости от скорости ИЗ" менения других характеристик, с которыми мы ее сравниваем, либо от


скорости ее изменения в разные возрастные периоды. Замедление тем­пов развития обычно рассматривается как период стабилизации, хотя никто не отрицает, что процесс развития продолжается. С этой точки зрения интерпретируется, например, замедление в темпах созревания мозга после первого года жизни.

Исследование такого вид стабильности - стабильности как относи­тельно медленного изменения - помогает понять качественные измене­ния, происходящие в процессе развития.

2). Смысл второго вида стабильности - ипсативной стабильности -близок по своему содержанию к первой названной нами разновиднос­ти стабильности, но, в отличие от нее, ипсативная стабильность свиде­тельствует прежде всего о внутр^индивидуальных изменениях и связа­на преимущественно с сохранением доминирования некоторой психо­логической характеристики (определенного типа поведения, некоторой разновидности реагирования и т.д.). Остановимся на этом подробнее.

В экспериментальных работах психологические особенности или поведенческие реакции ребенка часто описываются в терминах бипо­лярных шкал: например, ребенок подвержен резким сменам настрое­ния или, наоборот, отличается его устойчивостью, ребенок общителен или замкнут и т.д. Такие дихотомические шкалы используются при ис­следовании многих психологических особенностей - от темперамента до ценностей. При этом, характеризуя ребенка как эмоционально ла­бильного или общительного, мы отнюдь не предполагаем, что абсо­лютно всегда, наблюдая за ребенком, мы будем свидетелями одного и только одного типа поведения - речь идет о преобладании некото­рых особенностей поведения над другими, например, эмоциональной лабильности над эмоциональной устойчивостью.

Проследив в течение какого-то времени поведенческие реакции и выяснив, что одна из двух взаимоисключающих реакций постоянно (в разных возрастах) встречается чаще, чем другая, или, иначе говоря, обнаружив, что один из полюсов дихотомии постоянно доминирует, можно сделать вывод о стабильности. Это и есть интраиндивидуаль-ная или ипсативная стабильность, т.е. такая стабильность, которая имеет четкий эмпирический смысл и свидетельствует о постоянстве пси­хологического облика одного и того же индивида в разных возрастах.

3). Однако ни степень изменения психологических особенностей, ни внутрииндивдуальный анализ стабильности не являются основными Исследовательскими проблемами в психологии развития. Наибольшее количество данных здесь связано с анализом нормативной стабильнос­ти - с изучением того, в какой степени индивидуальные различия со­храняются с течением времени.

Примером получения информации о нормативной стабильности являются лонгитюдные исследования. Некоторая характеристика (рост, ритм сердечных сокращений, или количество контактов со свер-


стниками, или интеллект и т.д.) измеряется у одной и той же группы детей регулярно, допустим, раз в месяц в течение нескольких лет. Под. считываются корреляции между данными, полученными в разных воз­растах. Значимые положительные корреляции свидетельствуют о ста-бильности характеристики. Означает ли эта стабильность, что изучае­мая характеристика не изменилась за рассматриваемый период? Ни в коем случае. Нормативная стабильность свидетельствует только о том, что различия в группе остались постоянными.

Что представляют собой выводы, основанные на нормативной ста­бильности, особенно четко видно, когда речь идет о психологических характеристиках, получаемых с помощью стандартизованных методов. Например, с возрастом происходят качественные изменения интеллек­та. Это отражается и в успешности выполнения, например, теста Век-слера: абсолютные оценки субтестов (сырые баллы) становятся выше. Но тест Векслера стандартизован для каждого возраста. В любом воз­расте - все равно, в 3 года, в 10 или в 20 лет - средним показателем интеллекта в выборке является одна и та же величина (100 баллов), показатели интеллекта части выборки (68%) расположены в пределах одного стандартного отклонения от средней величины и т.д.

Иначе говоря, стандартизация теста исключает из рассмотрения все возрастные изменения в отношении интеллектуальной сферы, проис-* ходящие в процессе развития. О чем же идет речь, когда говорят о воз­растной стабильности интеллекта? Не о том, что интеллект не менялся и не о том, что он менялся меньше, по сравнению с другими характе­ристиками. Нормативная стабильность позволяет утверждать, что, не­смотря на развитие интеллекта, различия по интеллекту между инди­видами в группе остались в какой-то степени постоянными, т.е. те, кто имели более высокий интеллект, допустим, в 10 лет скорее всего (с боль­шей вероятностью) окажутся с более высокими показателями интел­лекта и в более старшем возрасте.

4). Не меньший интерес, чем нормативная стабильность, вызывает в возрастной психологии четвертый названный ранее вариант стабиль­ности - поиск устойчивых связей между фенотипически различными характеристиками, например, между эмоционально насыщенным от­ношением матери к ребенку в первые месяцы его жизни, с одной сторо­ны, и его компетентностью в межличностных отношениях в более поз­днем возрасте - с другой. В данном случае о стабильности говорится тогда, когда выстраивается цепочка последовательных событий, каЖ-дое из которых зависит от предшествующих событий и определяет бу­дущие.

Могут быть разные причины, по которым ожидается преемствен­ность в развитии. Например, неизменными могут сохраняться механиз­мы регуляции: изменяется внешнее проявление характеристики, но ме­ханизмы, определяющие специфику регуляции, обеспечивают взаимос-


вязь внешне различающихся феноменов. Можно также предположить, что элементы некоторой наблюдавшейся в раннем возрасте характе­ристики содержатся в связанной с ней, но по своим проявлениям су­щественно отличающейся особенности (как, по-видимому, происходит в процессе взросления с образной памятью). Но наиболее часто авторы психологических работ исходят из предположения о том, что раннее событие явилось причиной появления более позднего.

Для того, чтобы в экспериментальном исследовании проверить это предположение, необходимо в огромном множестве событий найти те, которые можно было бы выстроить в причинную цепь. Проблема со­стоит в том, какие событие отбирать как имеющие смысл для последу­ющего развития, т.е., какие из-них найдут свое отражение в более поз­дних стадиях, а какие - нет.

Попытками связать многочисленные и разрозненные факты в еди­ную развертывающуюся во времени картину, двойственностью пози­ции наблюдателя, зависимостью отбора событий от теоретической по­зиции автора - всем этим возрастная психология оказывается близка к истории, и в этом смысле, как замечает Дж.Кэган (J.Kagan, 1980), ра­боты по психологии развития напоминают одновременно и „Проис­хождение видов", и „Расцвет и падение Римской империи".

Таким образом, какое бы значение не вкладывалось в слово „ста­бильность", всегда предполагается возможность изменения, т.е. слову „стабильность", как правило, сопутствует слова „сравнительная", „от­носительная". Это отчетливо видно при обращении к разным типам экспериментальных доказательств стабильности тех или иных особен­ностей человека - физических, физиологических или психологических. К описанию возрастной динамики психологических особенностей мы и переходим.

ВАРИАНТЫ ИЗМЕНЕНИЙ

Вобщем виде можно выделить четыре типа изменений, происходя­щих в процессе развития, два из которых, сопровождаются стабиль­ностью и преемственностью, а два - нет (J.Kagan, 1980).

1). К первому типу относится рост или увеличение, т.е. количествен­ное изменение с возрастом некоторой переменной (например, возрас­тание ее эффективности или отчетливости проявления) при сохране­нии в значительной степени всех ее существенных черт - ее природы, механизмов реализации, внешних признаков, доступных для наблюде­ния. Примером такого типа изменения могут служить многие мотор­ные навыки: чем старше становится ребенок, тем больше возрастает его сила, скорость, точность движений. При таком варианте изменения переменной можно говорить об ее стабильности и о преемственности в ее развитии.


 




2). Другой тип изменений - это происхождение одного из другого производность или деривация. При деривации, в отличие от роста, вновь образованное свойство по внешним проявлениям и по его меха­низмам отличается от прежнего, т.е. прежнее не сохраняется в неизмен­ном виде. Характеристика видоизменяется в процессе развития, но без того, что было раньше, новое свойство не появится (например, Пиаже рассматривает консервацию как результат предшествующего развития в сенсомоторной и в интуитивной стадиях). Таким образом, производ. ность или деривация, как и рост, является проявлением стабильности и преемственности в развитии.

3). Хотя часто новое образование действительно может быть связа­но с предшествующими свойствами, состояниями или условиями раз­вития, из этого совсем не следует, что каждое новое свойство обяза­тельно является следствием предыдущих (содержит элементы старой структуры или формируется под воздействием предшествующих сре-довых условий).

К сожалению, часто исследователи постулируют происхождение одной характеристики из другой, не имея достаточных эмпирических оснований для того, чтобы рассматривать какое-то свойство как пред­шественник другого. Происходит это в тех случаях, когда новое свой­ство заменяет собой предыдущее и начинает выполнять его функции: оно в какой-то степени похоже по содержанию, по проявлениям и воз­никает в тех же самых условиях. Однако со своим предшественником оно может не иметь никаких связей: прежнее свойство регулировалось другими механизмами, появление нового свойства связано с развити­ем совсем других психологических образований. Происходит замена одного свойства другим.

Описывая этот вид изменений, Дж. Кэган приводит такой пример: до того, как в игре появляется общение детей друг с другом (примерно в 2,5 года) дети остерегаются общаться с незнакомыми сверстниками. Наибольшей выраженности эта стеснительность, скованность в обще­нии достигает между 15 и 20 месяцами и преодолевается благодаря ког­нитивному развитию ребенка. Стадия стеснительности не нужна для появления совместной игры и не готовит ее появления. „Развитие но­вых способностей или появление новых внешних требований ведет к появлению новых структур, которые заменяют предыдущие" (J.Ka-gan, 1980, p. 40). Замена одних психологических особенностей дру­гими - это проявление нестабильности развития и отсутствие пре­емственности.

В отличие от деривации (происхождения свойства из того, что у*е было раньше), при замене старые проявления полностью исчезают. При деривации могут оставаться, наряду с новыми, и старые проявления какого-либо свойства. Так, принято считать, что чувство вины у взрос­лого человека возникает на базе детского страха потери любви. Но страх


потери любви остается и в более позднем возрасте, что указывает на отсутствие замены одной характеристики другою.

4). Еще одним и наиболее очевидным проявлением нестабильности развития является полное исчезновение характеристики без какой-либо замены.

„Эти четыре класса изменений, по всей видимости, не равновероят­но распределены на протяжении жизни человека. Поскольку развитие появившегося на свет ребенка не завершено, процессы созревания, ви­димо, делают возможным появление новых способностей. В результа­те в течение первых лет мы чаще видим замену и исчезновение, чем де­ривацию и рост. С взрослением структуры и процессы обретают более длинную жизнь и деривация становится наиболее частым явлением" (J.Kagan, 1980, р. 41).

Такой подход к динамике процессов сохранения и изменения явля­ется широко распространенным в психологии и разделяется многими авторами Так, Дж. Флейвелл (J.Flavell, 1972) выделяет пять классов из­менений: добавление, замещение, модификацию, включение и опосре­дование (mediation). Добавление состоит в следующем. В разное время развиваются две характеристики, похожие по своим функциям. Та, ко­торая появляется позже, является более сложной по своей психоло­гической структуре, но та, которая появилась раньше, не пропадает, а продолжает сосуществовать с более поздней. Поздняя „добавляется" к ней.

При замещении ранняя психологическая структура полностью за­меняется (как при замене, выделенной Дж. Кэганом).

Модификация - аналогична деривации, т.е. представляет собой про­исхождение онтогенетически более поздних психологических структур от тех, которые уже существовали в более ранних возрастах. Дж. Флей­велл выделяет три формы модификации - дифференциацию, обобще­ние и стабилизацию.

Включение можно рассматривать как вариант иерархической ин­теграции: в некоторый момент развития психологическая структура начинает координироваться более общей психологической структурой. Включение является вариантом деривации у Дж. Кэгана.

При опосредовании действие одной характеристики усиливается или опосредуется другой, которая сама по себе не является частью новой структуры.

Таким образом, теоретически признается, что в процессе развития может наблюдаться стабильность и изменение, преемственность и ее нарушения. Теперь посмотрим, каким образом их можно диагностиро­вать в экспериментальных работах.


2. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ

 

Существует два основных метода, которые используются при изу. чении процесса развития - сравнительно-возрастной метод (или метод поперечных срезов) и лонгитюдный метод.

 

2.1. СРАВНИТЕЛЬНО-ВОЗРАСТНОЙ МЕТОД

Сравнительно-возрастной метод, как это понятно из его названия, основан на сравнении групп испытуемых разного возраста. При этом, различия между группами рассматриваются как имеющие отношение к возрастному изменению.

Сравнительно-возрастной метод имеет ряд недостатков. Его огра­ниченность проявляется прежде всего в том, что информация об изме­нениях исследуемого параметра, получаемая с его помощью, основы­вается на усреднении данных. Это вносит в характеристики рассматри­ваемой функции разные по происхождению и степени искажения и не дает возможности провести индивидуальный анализ данных, позволя­ющий описать развитие конкретного индивида или выделить различ­ные типы развития.

Кроме того, применение метода поперечных срезов предполагает эквивалентность сравниваемых в эксперименте групп по всем парамет­рам, кроме возраста, но выполнение условия однородности выборок, в свою очередь, зависит от успешности разрешения двух проблем. Пер­вая состоит в выделении огромного числа переменных, оказывающих влияние на изучаемую функцию, а также в определении роли каждой из них и в создании способов контроля этих переменных в эксперимен­те. Вторая проблема, представляющаяся принципиально неразрешимой, связана с принадлежностью испытуемых, одновременно участвующих в эксперименте, к различным поколениям. Вследствие этого они в оди­наковом возрасте неизбежно подвергаются разным воздействиям пос­тоянно меняющихся внешних условий, что делает невозможным отне­сение полученных различий между группами на счет только возраст­ных эффектов.

Ситуация осложняется тем, что влияния этих внешних условий, ме­няющихся из поколения в поколение, могут быть достаточно серьезны. Например, результатом изменений, происходящих и в обществе в це­лом, и в специфических группах населения, является периодически воз­никающая необходимость переработки уже стандартизованных однаж­ды методик. Так, показано, например, что стандартизованные в 1936 году шкалы из интеллектуального теста Бейли для оценки психомо-


торного развития ребенка, через 15 лет в значительной степени утрати­ли свою диагностирующую способность и потребовалось проведение дополнительных исследований для установления новых норм.

Надо сказать, что в течение долгого времени представления о зако­номерностях развития формировались на основе данных, получаемых именно при применении сравнительно-возрастного метода. Последст­вия этого, как отмечают многие авторы (например, Weinert F.E., Schne­ider W., 1993), сказываются до сих пор. Назовем основные из этих пос­ледствий.

1). Представления о закономерностях развития основываются пре­имущественно не на изменениях, происходящих внутри индивида, а на средних и дисперсиях, полученных при сравнении разновозрастных групп. Поэтому те феномены, которые нельзя обнаружить на основа­нии средних, либо не замечаются, либо неправильно интерпретируют­ся. Примером такого „незамеченного" явления является возрастное изменение памяти. В свое время был сделан вывод о линейном увеличе­нии памяти на протяжении детского возраста. Хотя впоследствии было доказано, что существуют большие межиндивидуальные различия в процессе развития памяти и большие внутрииндивидуальные разли­чия в процессах развития разных показателей памяти, многие психоло­ги (особенно работающие в прикладных областях) до сих пор руковод­ствуются представлениями о линейности развития этого когнитивного процесса.

2). И методология метода поперечных срезов, и излишний акцент на универсальности феноменов развития приводит к тенденции сводить анализ межиндивидуальных различий к опережению или отставанию от развития. Это означает, что качественные различия просто не при­нимаются во внимание и, что более важно, нет возможности проверить, есть ли вообще эти качественные различия. Результатом такого подхо­да к исследованию развития являются, например, не прекращающиеся в психологии дискуссии по поводу того, есть ли качественные разли­чия в развитии между нормальными, одаренными и отстающими детьми.

3). Психологические теории развития, использующие в качестве ос­новной экспериментальной схемы метод поперечных срезов, ориенти­рованы на переменные, а не на человека: они изучают не развивающу­юся индивидуальность, а возрастную динамику изменений интеллек­та, памяти, особенностей общения. Такой подход вполне правомерен как определенный этап исследования, но не может рассматриваться как конечная цель исследования развития.


 




2.2. ЛОНГИТЮДНЫЙ МЕТОД АНАЛИЗА

Другой способ исследования процессов развития - лонгитюдный метод. Он основан на длительном прослеживании одной и той же груп­пы испытуемых.

Возможности лонгитюдного метода в исследовании процессов раз­вития значительно шире. Сам метод кажется более естественным для диагностики изменений, происходящих с течением времени: как пишут некоторые авторы (например, Bergman L.R., 1993), если хочешь понять как изменится индивид во времени, надо и изучать его во времени. Все остальные подходы будут косвенными.

При использовании лонгитюдов значительно реже встречаются и легко контролируются в эксперименте наиболее типичная и трудно устранимая ошибка сравнительно-возрастных исследований - подме­на возрастных изменений средовыми. Так, в одном из исследований при измерении личностных свойств у группы испытуемых в студенчес­ком возрасте и по прошествии 15 лет были обнаружены значимые из­менения ряда свойств. Проверка, однако, показала, что этот результат не является функцией возраста, так как те же свойства контрольной группы студентов, измеренные во время второго тестирования основ­ной группы, оказались такой же величины. Таким образом, можно было сделать вывод о том, что полученные данные свидетельствуют не о взрослении исследуемой выборки, а об изменениях в обществе, затро­нувших самые разные возрастные группы. На этом примере видно, как несложная проверка позволяет развести возрастные и средовые эффек­ты в лонгитюдном исследовании.

Лонгитюдный метод имеет ряд преимуществ в исследовании разви­тия, по сравнению с методом поперечных срезов (Magnusson D., 1993).

1). Он располагает возможностями зарегистрировать динамический характер исследуемых явлений.

2). С его помощью можно обнаружить индивидуальные различия в скорости и степени возрастных изменений.

3). В лонгитюдном исследовании можно получить данные об инди­видуальных различиях в значимых событиях жизни, которые влияют на последующее развитие.

К значимым событиям относятся примечательные факты биогра­фии, а также некоторые более общие характеристики условий разви­тия. К числу первых относятся разные события, которые могут сыг­рать роль „поворотных пунктов" в развитии (развод родителей, изме­нение состава семьи, различные внешние события и переживания с ними связанные и т.д.). Поворотные пункты развития сугубо индивидуаль­ны (и сами события, и их последствия) и не могут быть выяснены на среднегрупповых данных.


Для второго понимания значимых событий особый интерес пред­ставляет теория „возрастных ниш", появление которой было стимули­ровано данными лонгитюдных исследований (Super CH.M., Hark-nessS., 1993).

Возрастная ниша понимается как определенный вид взаимодейст­вия ребенка и культуры, которое меняются в процессе развития. Соот­ветственно меняется и возрастная ниша. Понятие „возрастная ниша" используется как точка отсчета для выяснения механизмов, включен­ных в культурную регуляцию развития ребенка. Предполагается, что такая регуляция опосредуется тремя компонентами (тремя характерис­тиками возрастных ниш): во-первых, физической и социальной средой ребенка; во-вторых, традициями ухода за ребенком и представлениями о его воспитании; и, в-третьих, психологическими особенностями того, кто осуществляет воспитание ребенка.

Эти три подсистемы не одинаково связаны с другими особенностя­ми социальной среды и поэтому создают различия в воспитании раз­ных поколений. Тем не менее, три подсистемы поддерживаются в пос­тоянном равновесии и адекватны уровню развития ребенка. Роль ниш заключается в том, что они создают условия, в которых ребенок усваи­вает образцы различных правил данной культуры, имеющие отноше­ние и к социальному, и к когнитивному развитию ребенка.

4). Еще одной особенностью лонгитюдного метода является то, что он позволяет выяснить отсроченный эффект различных влияний, что невозможно сделать при помощи сравнительно-возрастного метода. Например, очевидно, что плохие условия развития могут сказываться на здоровье ребенка, но часто влияние этих условий проявляется не непосредственно, а спустя какое-то время. Так, было показано, что ко­личество респираторных заболеваний у детей, имеющих разные усло­вия развития не обнаруживается в 16 лет, но отчетливо различается в 25. Или другой пример: особенности взаимодействия с отцом влияют на юношескую преступность меньше, чем на взрослую.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
БИО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ГЕНОТИП-СРЕДОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ | СОЧЕТАНИЕ ЛОНГИТЮДНОГО И СРАВНИТЕЛЬНО-ВОЗРАСТНОГО МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.012 сек.