русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

БИО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ГЕНОТИП-СРЕДОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ


Дата добавления: 2015-01-16; просмотров: 818; Нарушение авторских прав


До последнего времени психологи воспринимали теории и эмпири­ку генетики поведения как нечто сугубо внешнее по отношению к пси­хологии. Они часто критиковали методы генетики поведения, когда эти методы касались исследования традиционных предметов психологии и были, с точки зрения психологов, устаревшими, нерелевантными или упрощающими реальную ситуацию. Они отвергали теоретические пос­троения генетики поведения, когда те слишком очевидно вступали в противоречие с базовыми представлениями психологических теории-


Цо отношение психологов к генетике поведения было, если так можно выразиться, скорее реактивным, чем активным: со стороны психоло­гов уже давно не предпринималось попыток не просто отреагировать ца какой-то фрагмент генетических построений, а попробовать осмыс­лить их в целом в контексте психологических теорий и эксперименталь­ных данных.

Переориентация генетики поведения на проблемы развития приве­ла к обсуждению в ней того круга вопросов, которые близки психоло­гии развития и которые традиционно обсуждаются в ее теориях. Сбли­жение тематики двух дисциплин изменило и позицию психологов по отношению к генетическим данным. Эти данные неожиданно для пси­хологов оказались на „территории" психологии и не замечать их вооб­ще или обращать внимание только на методические погрешности ста­ло просто невозможно. В результате этого в психологии стали появ­ляться собственно психологические интерпретации эмпирики генети­ки поведения и, прежде всего, той ее части, которая касается взаи­модействия генотипа и среды в развитии.

Общим для этих попыток психологической интерпретации генети­ческих данных является предположение о том, что показатель наследу­емости в том виде, в каком он оценивается методами генетики поведе­ния, является результатом и генетических, и средовых влияний.



Наиболее последовательно эта позиция сформулирована в био-эко-логической (или био-средовой) парадигме развития человека, которая расширяет и изменяет смысл некоторых ключевых выводов, лежащих в основе классической парадигмы генетики поведения (Bronfenbrenner U.,CeciS.J., 1993).

Согласно био-экологической парадигме, показатель наследуемос­ти, который в генетике поведения рассматривается как часть феноти-пической вариативности, связанная с аддитивной генетической вариа­тивностью, на самом деле испытывает влияние и жизненных событий, и средовых условий развития. Предполагается, что можно продемон­стрировать изменение наследуемости (h2) как прямой функции величи­ны процессов межличностного взаимодействия и качественных особен­ностей среды, в которой это взаимодействие осуществляется.

Показатель наследуемости, таким образом, оказывается той частью вариативности в фенотипической вариативности признака, которая оценивает актуализированный генетический потенциал и содержит значительный средовой компонент. А процессы межличностного взаи­модействия (в той степени, в какой они имеют место в данной среде на протяжении некоторого времени) рассматриваются как механизмы, ЧеРез которые или посредством которых актуализируются генетичес-кие потенциалы.

Но процессы межличностного взаимодействия не только актуали­зирую генетический потенциал - они формируют его содержание, пос-


кольку может актуализироваться только то, чему существует структу. ра возможностей.

Форма, сила и содержание процессов взаимодействия, влияющих на развитие, систематически изменяется, будучи функцией ряда характе. ристик - развивающегося индивида (т.е. его генетических диспозиций), его среды (непосредственной и опосредованной), в которой и проявля-ются процессы взаимодействия, и динамики развития.

Из био-экологической парадигмы следует ряд предположений, ко­торые могут быть проверены в экспериментальных исследованиях. Основные из них заключаются в следующем.

Во-первых, процессы межличностного взаимодействия увеличива­ют уровень эффективного функционирования в процессе развития и поэтому увеличивают часть индивидуальных различий, связанных с актуализированным генетическим потенциалом. Это означает, что наследуемость (h2) будет выше, если процессы межличностного взаи­модействия будут эффективнее, и меньше, если процессы взаимодейст­вия будут слабее.

Во-вторых, процессы взаимодействия актуализируют генетический потенциал в двух случаях - увеличивая способности и уменьшая дис­функции. Операционально это означает, что по мере увеличения эф­фективности процессов взаимодействия, индексы компетентности уве­личиваются (например, увеличивается значение показателей интеллек­та), дисфункции - падают (например, улучшаются показатели освое­ния навыков чтения при синдроме сложности овладения чтением), а значения h2 в обоих случаях увеличиваются.

В-третьих, процессы межличностного взаимодействия более эффек­тивно актуализируют генетический потенциал способностей (по оцен­ке h2) в благоприятной и стабильной среде.

В-четвертых, процессы межличностного взаимодействия более эф­фективно препятствуют проявлению генетического потенциала в раз­витии дисфункции в дезорганизованной и неблагоприятной среде. Нап­ример, активное, постоянное и продолжительное по времени общение матери и ребенка всегда оказывает положительное влияние на разви­тие ребенка, в частности, на преодоление таких синдромов, как слож­ность овладения чтением, сниженные способности к обучению. Но в неблагоприятной для развития ребенка среде (допустим, при низком социально-экономическом статусе семьи) эффект межличностного об­щения выражен значимо больше, чем в благоприятной среде.

В-пятых, актуализация генетического потенциала может изменять­ся с помощью экспериментальных воздействий, т.е. при эксперимеН' тальном варьировании процессов взаимодействия.

В-шестых, при изменении условий жизни процессы взаимодействия* актуализирующие генетический потенциал, оказывают большее И*' ние на тех, кто жил в наиболее неблагоприятных условиях.


Как видно, ожидания, следующие из био-экологической парадиг­мы, не противоречат многим закономерностям, экспериментально об-наруженным в генетике поведения - увеличению с возрастом показате­ля наследуемости для ряда психологических характеристик, увеличе­нию показателя наследуемости при сохранении стабильности средовых условий, увеличению показателя наследуемости при увеличении степе­ни обогащенности среды и т.д.

Вместе с тем, акцент в био-экологической парадигме ставится на процессах межличностного общения: сначала экология или непосред­ственные условия развития, и только потом - биология.

Экспериментальная модель, предлагаемая сторонниками био-эко­логической парадигмы для проверки положений их теоретической схе­мы, включает два этапа. Во-первых, необходимо оценить дифференци­альное влияние процессов межличностного взаимодействия на разви­тие, т.е. сопоставить группы испытуемых, резко различающихся по каким-либо средовым условиям жизни (сопоставить группы, живущие в контрастных средах). Во-вторых, провести генетическое исследова­ние (т.е. сопоставить пары родственников, имеющих разную степень генетического сходства) на группах испытуемых, живущих в контраст­ных средах. Такая схема исследования рассматривается сторонниками этого подхода как наиболее экономный способ сделать исследования взаимодействия генотипа и среды интерпретируемыми с психологичес­кой точки зрения.

Итак, здесь был описан сравнительно новый для психологии инди­видуальных различий вопрос - о взаимодействии генотипа и среды. Подведем итог тому, какие существуют точки зрения на взаимодейст­вие генотипа и среды.

И генетики, и психологи рассматривают взаимодействие генотипа и среды как важный фактор формирования индивидуальных различий. Однако подходы к исследованию этого взаимодействия у них различа­ются. Если генетики склонны приписывать ведущую роль в процессе взаимодействия генотипу, направляющему, по их мнению, процесс при­обретения средового опыта, то психологи рассматривают средовые характеристики как условия проявления генотипических влияний и как ведущее условие формирования индивидуальных различий в психоло­гических характеристиках.

Возможно ли отдать предпочтение одной из этих точек зрения? На сегодняшний день это кажется маловероятным.

Для этого пока явно недостаточно эмпирики. И психологическая и генетическая точки зрения имеют под собой некоторые эксперименталь­ные обоснования, но, поскольку исследование проблематики только начинается, эти обоснования можно рассматривать скорее как иллюс­трации, чем как исчерпывающие экспериментальные доказательства.

Да и вряд ли механизмы генотип-средового взаимодействия в фор-

16 ■ М.Егорова 241


мировании разнообразных психологических характеристик можно свес-ти только к одному из описанных вариантов. Скорее вопрос надо ста-вить иначе: какой вариант генотип-средового взаимодействия реали-зуется при формировании данной конкретной психологической харак­теристики. И априори не стоит отказываться ни от одного из описан­ных механизмов.

.


ВЫВОДЫ

При исследовании роли генотипа и среды в формировании психо­логических особенностей используются различные методы, основан­ные на сопоставлении пар родственников, имеющих различное коли­чество общих генов (близнецов, сибсов, родителей и детей, родителей-усыновителей и приемных детей).

Данные, получаемые при сопоставлении родственников, позволя­ют оценить вклад генотипа и среды в дисперсии изучаемых характе­ристик.

При исследовании генотип-средовой обусловленности индивидуаль­ных различий интеллектуальной сферы показано, что генотип опреде­ляет примерно половину вариативности показателей интеллекта и не­сколько меньшую часть в вариативностях более частных психологи­ческих характеристик.

Исследования личностной сферы демонстрируют отчетливые связи с генотипом показателей темперамента, а также вклад генотипа (от 20% до 40%) в индивидуальные различия, наблюдаемые в наиболее обоб­щенных показателях личностной сферы - в свойствах личности, отно­сящихся к Большой пятерке.

Исследование более частных психологических характеристик демон­стрирует необходимость содержательного анализа психологических характеристик, их роли в структуре деятельности и особенностей их перестройки, происходящей в процессе развития.

Фактором формирования индивидуальных различий является взаи­модействие генотипа и среды, модели которого и были описаны в главе.


 

ГЛАВА 11 ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ И РАЗВИТИЕ

Обсуждая проблему развития, говорят об исключительной пластич­ности психики человека и, в то же время, - о жестких закономерностях, детерминирующих ее развитие. В трудах по психологии описание спо­собности к изменению, способности, сохраняющейся на протяжении всей жизни, соседствует с утверждением о решающем значении ранне­го опыта и с убеждением в том, что многие навыки и привычки, поя­вившиеся в детстве, почти не поддаются переделке. Это убеждение ро­днит сторонников самых разных теоретических направлений: „Чему бы мы не отдавали предпочтение - наследственности или среде, кон­ституции или ортодоксальному психоанализу - все равно мы не ожи­даем серьезных изменений в личности после нескольких первых лет жизни" (E.L.Kelly, цит. по O.G.Brim, J.Kagan, 1980, с. 1).

Мы привыкли к упоминанию в одном и том же предложении о неис­черпаемых потенциях изменения и о не менее поразительных возмож­ностях сохраняться неизменным. Это не воспринимается как противо­речие или как предмет требующий обсуждения, потому что и здравый смысл, и весь наш жизненный опыт подтверждают то же самое - чело­век постоянно меняется и при этом остается самим собой.

Что же происходит в процессе развития с различиями между людь­ми? Этот вопрос и будет обсуждаться в данной главе.


 


1. СТАБИЛЬНОСТЬ И ИЗМЕНЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ

РАЗВИТИЯ



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Фенотип | ТИПЫ СТАБИЛЬНОСТИ


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.005 сек.