русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Фенотип


Дата добавления: 2015-01-16; просмотров: 538; Нарушение авторских прав


,' ,' ,' Г I I I J I I Г -I

Генотип

Среда

Рис. 39. Гипотетическая сфера нормы реакциидля интеллекта (приведено по Turkhebner К.,Go.tesman I., 1991)


рремя - быть критическими для их развития. Предпочтение одной или другой точки зрения определяет, на чем будет поставлен акцент, что именно будет рассматриваться как имеющее более важное значение -генотип или среда. Так, в генетике поведения получено много доказа­тельств того, что вариативность психологических характеристик ис­пытывает небольшое влияние общей среды (Plomin R., Denise D., 1987). В то же время, при исследовании усыновления детей, при котором они попадают из неблагоприятных условий развития в хорошие, показано, что среда может иметь значение, которое трудно переоценить: интел­лект детей, попавших при усыновлении в благоприятные для развития условия более чем на стандартное отклонение превышает интеллект их биологических матерей (SchiffM.,Lewontin R., 1986).

Если рассмотреть, как норма реакции меняется с развитием, т.е., кроме генотипа, среды и фенотипа включить в анализ еще одну пере­менную - время, то можно понять, как проявляются, направляются и меняются с возрастом генетические и средовые влияния или, иначе говоря, каким образом проявляются генетические и средовые влияния. Для образного изображения процесса проявления генетических и средовых влияний часто используют так называемый ландшафт Уед-дингтона. Он представляет собой наклонную неровную поверхность, которую пересекают борозды, углубляющиеся от верхней части лан­дшафта к нижней. В верхней точке ландшафта находится шарик. В на­чальной точке движения он имеет максимальное число степеней свобо­ды, может попасть в любую борозду, может перекатиться из одной бо­розды в другую. Чем дольше он движется - тем глубже становятся бо­розды и, соответственно, тем меньше вероятность смены маршрута и больше предсказуемость его дальнейшего пути. Глубина борозды символизирует чувствительность генотипа к средовым и генетичес­ким влияниям и, собственно говоря, и представляет собой нормы реакции.



Представления о проявлении генетических и средовых влияний ос­нованы на трех предположениях. К ним относятся: увеличение стабиль­ности с возрастом, увеличение с возрастом разнообразия фенотипов и необходимость искать причины стабильности и разнообразия не толь­ко в генотипе, но и в среде. На примере интеллекта можно показать и проявления его относительной стабильности (увеличение величины корреляций между измерениями, произведенными в соседних возрас-тах по мере взросления испытуемых, увеличение корреляций между Родителями и детьми по мере того, как дети становятся старше и т.д.), и увеличение разнообразия с возрастом, проявляющееся, например, в Увеличении дисперсии в показателях интеллектуальных тестов от до­вольного к школьному возрасту.

Понимание особенности взаимодействия генотипа и среды с точки 3Рения нормы реакции несомненно создает новый и интересный кон-


текст для исследования взаимодействия, однако, оно вызывает и со­мнения.

Во-первых, в настоящее время нет никаких данных в пользу того, что понятие „норма реакции" можно использовать при анализе приро­ды психических особенностей человека. Во-вторых, трудно согласить­ся с предположением о том, что влияние среды на развитие значимо только при экстремальных значениях средовых характеристик. С этой точки зрения оказывается, что практически все средовые влияния, осу­ществляемые в нормальной ситуации, вообще не имеют никакого вли­яния на развитие. Однако, как показано во многих работах, когда сре­да оценивается непосредственно (а не вычисляется как компонент фе-нотипической дисперсии), то и в „нормальной", неэкстремальной си­туации демонстрируются связи между конкретными средовыми параметрами и конкретными проявлениями процесса развития (Вог-nstein M., Tamis-LeMonda С.,. 1990; Wachs T.D., 1987). Более того, эти же связи между средовыми переменными и параметрами развития об­наруживаются и при межкультурных исследованиях, что говорит о фун­даментальном характере полученных данных.

В психологии при исследовании развития принято выделять два типа средовых влияний. Один из них является видоспецифическим и связан с эволюционной историей вида. Вторая разновидность среды обуслов­лена уникальной индивидуальной историей. Психологи, исследующие средовые влияния, готовы согласиться с тем, что корреляции первого типа среды с особенностями развития могут появиться, действительно, только в экстремальных условиях. Признать же, что и особенности индивидуальной среды в нормативной ситуации не оказывают влия­ние на развитие (и на абсолютные значения развивающихся перемен­ных, и на их вариативность), не позволяют ни теоретические позиции психологии развития, ни экспериментальные факты, которыми она располагает.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГЕНОТИПА И СРЕДЫ КАК ФУНКЦИЯ НОРМЫ РЕАКЦИИ | БИО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ГЕНОТИП-СРЕДОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.003 сек.