Другая схема анализа генотип-средового взаимодействия ориенти-рована, прежде всего, на поиск направления этого взаимодействия.
Сторонники этой теоретической схемы генотип-средового взаимодействия считают, что теория психологического развития должна со-держать объяснения того, как образуются новые психологические структуры и новые паттерны взаимодействия человека с окружающей его действительностью. Поскольку, как они считают, новые способы и виды адаптации не могут появляться без изменения в уровне созревания, они предполагают, что источником новых структур является генотип (Scarr S., McCartney К., 1983; Scarr S., 1992).
Согласно их представлению, роль генотипа в развитии состоит в отборе средовых условий и в определении степени их влияния на развивающегося индивида. Такой подход требует разделения средовых условий на те, которые окружают индивида, и те, которые им „замечаются" и интериоризируются. Именно последние - те, которые пассивно или активно выбираются индивидом, - авторы и считают существенными для развития.
Из этого следуют два заключения: во-первых, что индивид сам создает свою среду и, во-вторых, что родители играют довольно скромную роль в создании индивидуальных различий у детей (поскольку лишь реагируют на их генетически обусловленные особенности поведения). Для подтверждения данных теоретических рассуждений используются, как правило, результаты исследования разлученных близнецов и усыновленных детей.
Разлученные близнецы, как было показано в этой главе, демонстрируют высокий уровень внутрипарного сходства по ряду психологических характеристик, прежде всего, по интеллекту, несмотря на то, что их развитие могло происходить в непохожих средовых условиях. А исследования усыновленных детей, как правило, выявляют некоторый уровень сходства по интеллекту между детьми и их родителями, которые отдали их на воспитание в другие семьи, т.е. интеллект детей и родителей коррелирует, даже если дети не знают своих биологических родителей и растут в другой семье. Корреляция же усыновленных детей с их родителями-усыновителями по интеллекту обычно оказывается невысокой или, по крайней мере, не превышает по величине связь детей и биологических родителей несмотря на то, что дети постоянно живут вместе с усыновившими их людьми. Низкими обычно оказываются и корреляции между усыновленными детьми, живущими в одной семье, но не являющимися родственниками.
Логика рассуждений при интерпретации таких фактов следующая-Если гены направляют процесс приобретения опыта, то тогда сходство
по такой психологической особенности, как интеллект, будет обусловлено количеством общих генов у родственников. Генетически идентичные МЗ близнецы будут вызывать одинаковые реакции у окружающих й отбирать похожие внешние условия для реализации своих потенций. В отличие от них, усыновленные дети, генетически различающиеся, буДУт по-разному реагировать на внешние условия, находясь в одинаковых условиях, будут отбирать разные средовые особенности, как наиболее комфортные для себя, и поэтому будут различаться, несмотря на то, что они живут в одной и той же семье.
В целом, согласно этой точке зрения, генотип выступает как причина, как движущая сила изменений, а средовые условия - как следствие генотипической предрасположенности индивида. Иначе говоря, ребенок не просто отбирает среду своего существования, а формирует соответственно с требованиями своего генотипа.
Этот подход к генотип-средовому взаимодействию, фактически абсолютизирующий роль генетической детерминанты, критикуется в психологической литературе за то, что в нем все проявления среды, в которую включен индивид, сводятся к созданию индивидуального опыта. Получается, что вся среда ребенка - это просто отражение его собственного фенотипа и фенотипов его родителей. Вряд ли можно согласиться и с тем, что между психологическими особенностями ребенка и его сре-довыми условиями зависимость столь прямая и непосредственная, как это утверждают авторы этой теоретической схемы. Тем не менее, нельзя исключать того, что и такой вариант генотип-средового взаимодействия может существовать как частный случай при формировании индивидуальных различий.