Все данные, которые получаются при сопоставлении родственников, имеют отношение не к абсолютным величинам изучаемых характеристик, а только к широте индивидуальных различий по исследуемой характеристике (или, что то же самое, - к дисперсии исследуемой характеристики, к ее межиндивидуальной вариативности, к ее изменчивости).
Для того, чтобы разобраться в этой особенности генетических данных рассмотрим подробнее, какого рода данные получает генетика поведения.
При описании нормального распределения (глава 1) говорилось, что любая психологическая черта, имеющая нормальное распределение, однозначно описывается двумя статистиками - средним показателем и дисперсией. Данные генетики поведения свидетельствуют только о второй из этих характеристик. Они говорят о том, какая часть дисперсии определяется влиянием генотипа, а какая средой. Наиболее иллюстративно, „на пальцах", смысл того, что получают в генетике поведения, можно показать на примере исследования усыновленных детей.
Представим себе такой идеальный эксперимент. Допустим, у нас есть три группы испытуемых - 1) матери, которые отдали своих детей на Усыновление, 2) их дети и 3) матери, которые этих детей усыновили. Измеряя интеллект у индивидов во всех трех группах, мы получим, например, такие его показатели, как представлены в таблице 17.
Сравним показатели интеллекта детей с интеллектом их биологических матерей и с интеллектом матерей, их усыновивших. Корреля-
ции между детьми и их биологическими матерями окажутся максималь. но высокими (каких не бывает в реальности, а могут быть только в идеальном примере). Значимой корреляции между интеллектом детей и матерей-усыновителей не будет. Такие данные позволяют говорить о роли генотипа в вариативности интеллекта: дети и их биологические матери имеют общие гены и не имеют общей среды, значит все связи между ними обусловлены генотипом. Вот именно таким типом инфор. мации и располагает генетика поведения.
Таблица 17 Гипотетический пример исследования интеллекта методом приемных детей
Испытуемые
Биологические матери Дети Матери-усыновители
95 105 107
96 106 105
97 107 109
98 108 106
99 109 108
Теперь посмотрим на средние величины. Интеллект биологических матерей равен, в среднем, 97 баллам, интеллект их детей - 107 баллам, матерей-усыновителей -тоже 107 баллам. Дети и матери, которые взяли их на воспитание, имеют только общие средовые условия. Значит, сходство средних величин интеллекта обусловлено общей средой. Такого типа информации генетика поведения не имеет.
Этот пример показывает, что, во-первых, при любой величине показателя наследуемости условия среды могут быть решающими для развития абсолютного значения психологической переменнойи, во-вторых, наследуемость характеристики не означает ее неизменности.
Таким образом, данные, получаемые при сопоставлении родственников, имеющих разное количество общих генов, позволяют судить о вкладе генотипа и среды в дисперсии изучаемых характеристик. Ноони не позволяютделать выводы об абсолютных велиинах изучаемых характеристик. Иначе говоря, данные генетики поведения 1) свидетельствуют омеханизме формирования индивидуальных различий и 2) определяют место людей в популяционном распределении при условии, что средовые условия их развития примерно одинаковы.
Популяционный характер показателя наследуемости свидетельствует о том, что при изменении средовых условий, а также при изменении распределения генотипов в популяции показатель наследуемости может изменяться.
Изменение средовых условий может быть связано с изменением традиций воспитания детей, появления вобществе больших возможностей для индивидуального развития и т.д.
Изменения в распределении генотипов связаны также с целы» комплексом причин. Мы рассмотрим одну из них.
Есть два вида генетических влияний на ту или иную поведенческую характеристику - аддитивное влияние и неаддитивное. Аддитивное заключается в том, что воздействие разных генов на какую-то характеристику представляет собой сумму воздействий каждого из них. При аддитивном наследовании распределение генотипов не меняется из поколения впоколение: дети получают гены от своих родителей; суммарное влияние этих генов вносит вклад в дисперсии разных характеристик у детей точно так же, как оно вносило вклад в дисперсии этих характеристик у родителей.
Неаддитивные генетические влияния зависят не только от „суммы,, генов, но и от их конкретного сочетания. Например, при определенном сочетании генов может наблюдаться эффект доминантности, а при другом - его не будет. Поскольку дети наследуют от родителей их гены, но не наследуют того сочетания генов, которое было у родителей, то очевидно, что особенности, связанные с эффектом доминантности могут изменяться из поколения в поколение.
Таким образом: 1) показатель наследуемости является популяцион-ной характеристикой; 2) он не свидетельствует о неизменности характеристики; 3) он может меняться под влиянием генетических и средовых причин.