русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

БЛИЗНЕЦОВЫЙ МЕТОД


Дата добавления: 2015-01-16; просмотров: 713; Нарушение авторских прав


Существует два типа близнецов. Первый - это однояйцовые близ, нецы (монозиготные), которые развиваются из одной оплодотворен, ной яйцеклетки (из одной зиготы) и имеют одинаковый набор генов Второй - это двуяйцовые близнецы (дизиготные), развивающиеся из двух оплодотворенных яйцеклеток. Они имеют в среднем 50% общих генов (от 25% до 75%) и генетически похожи друг на друга в той же степени, в какой похожи обычные братья и сестры.

Близнецовый метод основан на сравнении внутрипарного сходства монозиготных (МЗ) и дизиготных (ДЗ) близнецов. Для этого вначале выясняется, в какой степени похожи друг на друга члены МЗ пар и в какой степени похожи друг на друга члены ДЗ пар. При этом можно вычислить абсолютную величину различий (сопоставить степень сход­ства у партнеров МЗ пар и у партнеров ДЗ пар) или сравнить разброс этих различий (т.е. сравнить внутрипарные дисперсии у МЗ и ДЗ близ­нецов), или подсчитать внутрипарные корреляции для МЗ и ДЗ близ­нецов (и сопоставить степень сходства в парах тех и других близнецов).

Сравнивая МЗ близнецов, у которых 100% общих генов, с ДЗ близ­нецами, имеющими, в среднем, 50% общих генов, можно достаточно обосновано судить о роли генетических и средовых факторов. Так, если внутрипарная корреляция МЗ близнецов по какой-то характеристике приближается к 1, а внутрипарная корреляция ДЗ близнецов равна при­близительно 0,5, то можно уверено говорить о наследственной детер­минации этой характеристики. Если МЗ близнецы похожи друг на дру­га не больше, чем ДЗ близнецы, то это означает, что характеристика, по которой проводилось сравнение близнецов, формируется под влия­нием средовых факторов.

Описанная схема представляет собой классический вариант близне­цового метода и является наиболее распространенным способом полу­чения информации о генетических и средовых факторах, влияющих на индивидуальные различия.



Кроме классического варианта близнецового метода, существуют его разные модификации, например, метод контрольного МЗ близне­ца, близнецовое семейное исследование и т.д.

При использовании метода контрольного близнеца отбирается по одному МЗ близнецу из пары для тренировки или активного обучения, а вторые представители пары рассматриваются как контрольная груй" па. С помощью этого метода исследователи пытаются выяснить, есть ли генетически предопределенные пределы изменения той или иной психологической характеристики.

В близнецовом семейном исследовании сопоставляются дети взрос' лых МЗ близнецов: эти дети живут в разных семьях, но генетичесК они похожи в той же мере, как дети, имеющие одну и ту же мать, н


отцов (если МЗ близнецами являются их матери), или как дети, р одного и того же отца, но разных матерей (если МЗ близне­цами являются их отцы). С помощью этого метода можно выяснить, например, материнский эффект, т.е. узнать, не будут ли больше похо­жи те дети, у которых матери генетическим идентичны, по сравнению с теми детьми, у которых отцы генетически идентичны.

Все эти методы - и классический близнецовый метод и его вариан­ты - представляют собой так называемые „нежесткие" эксперименталь­ные схемы: в них невозможно абсолютно однозначно развести влияние генетических и средовых факторов, поскольку условия развития МЗ близнецов по целому ряду особенностей оказываются более похожи­ми, чем условия развития ДЗ близнецов. Так, МЗ близнецов чаще оди­наково одевают, чаще покупают им одинаковые игрушки, их внешнее сходство может вызывать к ним похожее отношение окружающих. Из-за всего этого причины сходства МЗ близнецов могут быть результа­том не только их общих генов, но и похожих условий развития, т.е. иметь негенетическое происхождение.

Вследствие этого результаты исследований, проводящихся по „не­жестким" схемам, требуют дополнительной валидизации. Она может быть двоякого рода. Во-первых, в процессе проведения исследования можно проверять правильность постулата о сходстве среды у МЗ и ДЗ близнецов, т.е. доказывать, что на данную изучаемую характеристику не влияют различия в условиях развития МЗ и ДЗ близнецов. Сделать это довольно трудно, так как не всегда можно точно определить, что влияет на формирование той или иной психологической характеристи­ки, а что - нет, но учет, по крайней мере, известных влияний повышает надежность результатов. Во-вторых, результаты таких исследований можно сопоставлять с результатами, полученными в экспериментах, проведенных по жестким схемам, которые позволяют надежно развес­ти влияние средовых и генетических факторов. К числу таких экспери­ментальных схем относится метод разлученных близнецов.

Метод разлученных близнецов предполагает сравнение внутрипар­ного сходства близнецов, которые были разлучены в раннем возрасте и никогда не встречались друг с другом. Если МЗ близнецы, имеющие абсолютное генетическое сходство, растут в разных условиях, ходят в Разные школы и не имеют никаких возможностей оказывать друг на Друга влияние, то их сходство будет полностью результатом их генети­ческой идентичности, а несходство - целиком определяться их средо-вЫми условиями.

Эта схема близнецового метода дает возможность сделать макси-мально надежные выводы о генетических и средовых источниках ин­дивидуальных различий, но по причинам, о которых нетрудно дога-Даться, ее крайне трудно реализовать. Для того, чтобы дети, родивши-еся в одной семье, оказались разделены, нужны особые и, как правило,


 

 

трагические обстоятельства - смерть родителей или их полная эконо. мическая несостоятельность, не позволяющая прокормить членов своей семьи. К счастью, такие случаи достаточно редки, но соответственно невелики и возможности для применения метода разлученных близне-цов: даже в тех исследованиях, авторы которых собирали разлученных близнецов по всему миру, насчитывается не многим более 100 пар.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тревожность | СЕМЕЙНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.008 сек.