При анализе структуры индивидуальности (глава 7) говорилось о том, что в дифференциальной психофизиологии разделяются собственно способности, которые формируются в процессе деятельности, и и* природные предпосылки - задатки. Задатки способностей являются устойчивыми характеристиками, отражают динамическую сторону психической деятельности и связаны со свойствами нервной системы.
К числу характеристик, которые можно интерпретировать как * датки способностей, в школе Теплова-Небылицына относят преЖД' всего формально-динамические особенности познавательной активно ти (Лейтес Н.С., 1972, 1977).
Динамическая сторона познавательной активности (в отличие от содержательной) проявляется в потребности в умственных впечатлениях, влегкости пробуждения познавательной активности, в длительности ее поддержания и т.д.
Соответственно этому методы ее диагностики связаны с созданием таких экспериментальных ситуаций, в которых испытуемый имеет возможность сам увеличивать или сокращать число выполняемых заданий, т.е. может проявлять активность, выходящую за рамки той, которая непосредственно требуется экспериментатором. Так, он может продолжать решение задач после того, как экспериментатор сказал ему, что можно закончить работу, но необходимо некоторое время подождать, пока будут обрабатываться результаты. Или же дается инструкция „сделай как можно больше" и не оговаривается никакого предела этого „как можно больше". Кроме того, в первых работах по этой тематике часто использовался метод структурированного наблюдения за динамическими проявлениями активности (как познавательной, так и двигательной, и коммуникативной) в естественных условиях, например, во время урока в школе. Еще одним показателем познавательной активности является степень разнообразия способов деятельности, которые использует человек.
Результаты исследований показали, что связи между познавательной активностью и успешностью деятельности могут очень сильно варьировать. В зависимости от специфики деятельности обнаруживаются все возможные варианты соотношения между ними - и прямые корреляционные зависимости, и менее четкие связи, проявляющиеся только при сопоставлении крайних групп, и полное отсутствие связей. При анализе причин этой вариативности было предположено, что, кроме познавательной активности, необходимо учитывать эффективность и экономичность способов регуляции, используемых человеком, т.е. саморегуляцию (B.C. Юркевич, 1972). Проявляется саморегуляция, в частности, в таких характеристиках, как установка. Динамические особенности саморегуляции и познавательной активности, а также их соотношение и образуют, как предположил Н.С. Лейтес, задатки или первооснову способностей (Н.С. Лейтес, 1972).
При исследовании психофизиологических коррелятов задатков способностей предполагается, что активация нервной системы в значительной степени определяет динамику психической деятельности. Соответственно, можно ожидать, что активированность нервной системы, т.е. устойчивое проявление состояния активации, окажется связана с устойчивыми динамическими характеристиками, например, с динамическими сторонами познавательной активности.
Экспериментальные данные подтвердили предположение о том, что Между познавательной активностью и активированностью нервной системы существует связь, но эта связь не всегда оказывается линейной.
Так, в одной из работ было показано, что при выполнении просты* заданий познавательная активность у подростков оказывается тец выше, чем выше у них активированность нервной системы. При более сложной деятельности результат оказался неожиданным: высокоакти-вированные испытуемые значимо отличались от среднеактивироанных по познавательной активности, но почти не отличались от низкоакти-вированных. Иначе говоря, и низкая активированность и высокая активированность нервной системы приводят к близким значениям поз-навательной активности, а наиболее низкий уровень познавательной активности оказывается при средней активированности нервной системы (Лейтес с соавт., 1980).
Анализируя эти результаты, авторы работы привлекли дополнительные данные об испытуемых (об особенностях их саморегуляции, о стиле их учебной деятельности). Оказалось, что низкоактивированные испытуемые компенсируют низкую активацию целым рядом качеств - работоспособностью, организованностью, систематичностью в занятиях, терпеливостью и т.д. У среднеактивированных такой компенсации выявлено не было. У них недостаточно высокий уровень активации сочетался с недостаточно развитыми компенсаторными механизмами, что и приводило в результате к низкому уровню познавательной активности.
Таким образом, при исследовании взаимосвязей активированности нервной системы и познавательной активности было продемонстрировано, что разные полюса активированности (и ее низкий, и ее высокий уровень) могут приводить к одной и той же выраженности динамического свойства психической деятельности (познавательной активности). Это еще раз подтверждает правильность отказа от оценочной характеристики свойств нервной системы.
2.3. ТЕМПЕРАМЕНТ
Изучение соотношения между свойствами нервной системы и особенностями темперамента, понимаемыми как динамические характеристики деятельности, продемонстрировало многочисленные связи между двумя этими группами характеристик.
B.C. Мерлин, обобщив результаты исследований, проведенных в его лаборатории за 30 с лишним лет, и проанализировав данные, полученные вне его научного коллектива, подтвердил предположение, которое высказывалось и им самим и исследователями тепловского направления о том, что свойства нервной системы представляют собой природную основу свойств темперамента (Мерлин B.C., 1986).
Характеристики темперамента обнаруживают наиболее тесные связи с силой нервной системы по возбуждению. Фактически, B.C. Мерлин
не нашел ни одной характеристики темперамента, которая не была бы связана с этим свойством нервной системы.
Зависимость между свойствами нервной системы и характеристиками темперамента B.C. Мерлин назвал много-многозначной: любое свойство нервной системы может определять разные характеристики темперамента, а в основе какого-либо свойства темперамента могут лежать разные свойства нервной системы.
Мерлин Вольф Соломонович (1898-1982) - советский психолог, руководитель одного из направлений исследования индивидуальных различий, которое связано преимущественно с изучением темперамента и которое принято называть пермским (почти 30 лет B.C. Мерлин был заведующим кафедрой в Пермском педагогическом институте). B.C. Мерлин в 1923 закончил Петроградский педагогический институт, работал в Ленинградском, Саратовском и Свердловском педагогических институтах, в Казанском университете. С 1954 г. и до конца жизни вел преподавательскую и исследовательскую работу в Пермском пединституте.
B.C. Мерлин считал, что основная задача психологии и, особенно, тех ее разделов, которые занимаются изучением индивидуальности, состоит в преодолении той дробности, которая не дает возможности представить человека как целостную индивидуальность. Признавая закономерность аналитического подхода как определенного этапа исследования, B.C. Мерлин полагал, что необходимо искать пути сочетания разрозненных знаний и представлений. Итогом работ, проведенных в контексте этих представлений, стала его последняя книга «Интегральная индивидуальность», изданная посмертно (1986).
Так, например, с таким показателем нервной системы, как сила возбудительного процесса, оказались связаны эмоциональная возбудимость, ригидность, утомляемость, экстраверсия. В то же время каждое свойство темперамента, в свою очередь, обнаруживает связи с разными свойствами нервной системы. Например, тревожность связана с силой по возбуждению, уравновешенностью по силе, с динамичностью по возбуждению и торможению и с подвижностью. Ригидность также связана не только с силой возбудительного процесса, но и с балансом возбудительных и тормозных процессов по силе нервной системы, с Динамичностью торможения и с подвижностью.
Такой характер связей B.C. Мерлин рассматривал как очевидное свидетельство того, что темперамент и свойства нервной системы не изоморфны (между ними нет однозначного соответствия): поскольку каждая характеристика темперамента зависит от разных свойств нервной системы, по ней нельзя судить о том, что из себя представляет то или иное свойство нервной системы.
Таким образом, исследования B.C. Мерлина показали, с одной сто-Р°ны, связь динамических характеристик психической деятельности с
особенностями свойств нервной системы, а с другой, - продемонстри. ровали несводимость психологических характеристик к психофизиологическим особенностям.
Другое направление исследований темперамента связано с анализом роли активации в формировании динамических особенностей поведения.
Английский психолог Г. Айзенк почти 40 лет проводит исследования, которые направлены на выявление особенностей поведения, наиболее тесно связанных с природными предпосылками. Сам он называет эти особенности „биологическими измерениями личности" и относит к ним такие характеристики, как экстраверсию-интроверсию и невротизм.
Целый ряд признаков, свойственный этим особенностям, позволяет рассматривать их как характеристики темперамента: они связаны преимущественно с динамическими, а не с содержательными сторонами деятельности, появляются в раннем возрасте, являются устойчивыми характеристиками, связаны с генотипом.
Начиная исследования, Г. Айзенк основывался на представлении И.П. Павлова о фундаментальном характере процессов возбуждения и торможения для понимания деятельности нервной системы. Эти процессы, по мнению Айзенка, являются определяющими для формирования экстраверсии-интроверсии. Интроверты имеют сильный процесс возбуждения и слабое торможение, а экстраверты характеризуются слабым процессом возбуждения и сильным тормозным процессом.
Из такого соотношения процессов возбуждения и торможения, как предполагает Айзенк, следуют и особенности поведение экстравертов и интровертов. Интроверты, которые легко активируются и с трудом снижают уровень активации, склонны избегать стимулирующих ситуаций: они еще больше повысят их и так высокую активацию. Экстраверты, имеющие низкий уровень активации, наоборот, склонны искать внешнюю стимуляцию для повышения активации. Роль стимуляторов при этом могут играть любые факторы - и общение с другими людьми, и любая сенсорная сенсорная стимуляция (например, еда), и эмоцио-генные ситуации. В результате этого экстраверты, больше, чем интроверты, любят общаться с другими, более склонны к разнообразным приключениям и не боятся рисковать.
При таком понимании экстраверсии-интроверсии можно ожидать различий в корковой ритмике экстравертов и интровертов. Высокий уровень активации, свойственный интровертам, должен проявляться, например, в низко-амплитудном и высоко-частотном альфа-ритме. Как правило, при экспериментальной проверке этой гипотезы именно такие данные и получаются.
Так, А. Гэйл (Gale A., 1983) сопоставил результаты 38 работ, в которых исследовались энцефалографические различия между экстравер
тами и интровертами. В 22 работах различия оказались такими, как и ожидал°сь (корковая ритмика экстравертов свидетельствовала об их меньшей активации, по сравнению с интровертами). В 5 работах результаты оказались противоположными, а в остальных - различий найдено не было. Проанализировав задания испытуемых, которые они выполняли в процессе эксперимента, Гэйл пришел к выводу, что различия между экстравертами и интровертами наблюдаются только тогда, когда уровень сложности в заданиях является средним. При повышении уровня сложности активация интровертов достигает предельного уровня и начинает снижаться, а при низкой сложности - парадоксальным образом повышается активация экстравертов. По предположению Гэйла, это связано с тем, что экстраверты с трудом выдерживают ситуацию низкой стимуляции, и поэтому при решении очень простых заданий им становится так скучно, что само переживание этой скуки выступает как дополнительный фактор стимуляции, вызывающей активацию.
Соотношение между стимуляцией и уровнем активации у экстравертов и интровертов графически показано на рисунке 32.
Интроверты, по сравнению с экстравертами, характеризуются более выраженным ориентировочным рефлексом и более медленным привыканием к стимулам (Eysenck H., 1990).
интроверты
Более интенсивный возбудительный процесс у интровертов проявляется и на эффекторном уровне. В одном из экспериментов испытуемым капали на язык лимонный сок. Реакция интровертов (слюновыде-ление) оказалась при этом гораздо более интенсивной, чем реакция экстравертов (Deary I.J., et al., 1988).
Стимуляция "с- 32. Соотношение уровня стимуляции и активации у экстравертов и интровертов
Общий уровень активации по-разному изменяется в течение дня у экстравертов и интровертов. В эксперименте Г. Уилсона испытуемые каждый час в течение всего дня измеряли у себя уровень электрической проводимости кожи - один из распространенных показателей актива, ции (Wilson G., 1990). Смысл этого показателя состоит в том, что чем выше проводимость -тем выше активация. Интроверты, судя по этому показателю, оказались более активированными днем, к вечеру разли-чия в активации снижались и к полночи пропадали (см. рис.33). Эти суточные изменения в уровне активации Уилсон связывает с разным стилем жизни экстравертов и интровертов: более активная вечерняя жизнь экстравертов приводит к повышению у них к вечеру уровня активации. Таким образом, Уилсон показывает, что между экстраверта-ми и интровертами есть различия в уровне активации и что эти различия могут снижаться под влиянием внешней стимуляции.
Вторая характеристика, которую Айзенк рассматривает как фундаментальную составляющую индивидуальных свойств, - невротизм - исследовалась значительно меньше, поскольку варьирование эмоциональных состояний в лабораторных условиях представляется делом значительно более сложным, чем изменение уровня активации, и, кроме того, моделирование эмоциональных состояний является сомнительным делом с этической точки зрения. Однако есть интересные работы, в которых рассматривались психофизиологические основы разных сочетаний экстраверсии и интроверсии.
Рис. 33. Изменение уровня активации у экстравертов и интровертов 192
Дж. Грей (Gray J.,1964,1982), анализируя данные, полученные с помощью опросника Айзенка, произвел факторизацию этих данных с последующим облическим вращением факторных осей. При этом он выделил 2 фактора, не совпадающие с теми, которые были получены при ортогональном вращении Айзенком. Айзенк и другие авторы, работавшие с опросниками, направленными на диагностику экстраверсии и невротизма, получают, как правило, в своих исследованиях 2 независимых фактора, которые интерпретируются как экстраверсия-ин-троверсия и высокий-низкий невротизм.
Смысл факторов, выделенных Греем, оказался другим. Содержание одного фактора определяла низкая экстраверсия и высокий невротизм, содержание второго - высокая экстраверсия и высокий невротизм. Первый фактор Грей назвал тревожностью, второй - импульсивностью, днализируя эти результаты, Грей предположил, что повышенный уровень тревожности связан с чувствительностью к наказаниям (т.е. с отрицательным подкреплением), а импульсивность - с повышенной чувствительностью к наградам (к положительным подкреплениям).
Тревожность и импульсивность регулируются, по предположению Грея, разными физиологическими механизмами. Так, например, уровень тревожности связан с активностью лимбических отделов мозга, имеющих проекции в лобных отделах коры головного мозга, т.е. с уровнем активации, который рассматривался Айзенком как основная природная детерминанта экстраверсии-интроверсии .
Подводя краткие итоги можно сказать, что Айзенк и его коллеги исследовали психологические особенности, связанные с динамикой деятельности. Эти исследования, во-первых, демонстрируют связь с психофизиологическими характеристиками, по крайней мере, экстраверсии-интроверсии и, во-вторых, указывают на то, что такая психофизиологическая особенность, как уровень активации, является важной характеристикой, детерминирующей динамические особенности поведения.
3. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ
ХАРАКТЕРИСТИКИ И УСПЕШНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Неоднократно, начиная с работ Б.М. Теплова, указывалось на то, что нет таких свойств нервной системы, которые имели бы только одно и единственное проявление в поведении человека. Тем более это относится к сочетаниям свойств нервной системы и их влиянию на такие сложные комплексы психологических характеристик, которые связаны с продуктивностью деятельности.
В связи с этим предпринимались попытки описать условия, кото-РЫе приводят к тем или иным внешним проявлениям свойств нервной системы. Так, в одной из ранних работ этого направления называлось три фактора, формирующих соотношения между свойствами нервной системы и их психологическими последствиями. К ним относилась, прежде всего, тренировка, т.е. закрепление в поведении именно того проявления свойства нервной системы, которое в реальной жизненной СИтуации востребуется наиболее часто, в то время как другие его продления по каким-то причинам не оказываются необходимыми. Дру-Им фактором является отрицательное подкрепление (тренировка на-
оборот), когда какие-то проявления оказываются социально неодоб. ряемыми и подавляются. Два эти фактора могут оказывать существен, ное влияние на поведение только при условии их повторяемости. Тре. тий фактор связан с сознательным регулированием поведения. Он но-сит принципиально иной характер и может вносить существенные кор. рективы в поведение, возникая даже единожды (К.М. Гуревич, 1975).
Выделение подобных критериев давало возможность объяснить не-определенность в результатах экспериментальных исследований. Од. нако в некоторых ситуациях связи свойств нервной системы с успещ. ностью деятельности были установлены совершненно определенно. I
Важная роль свойств нервной системы в успешности деятельности была отчетливо продемонстрирована при исследовании профессиональной деятельности, связанной с эмоциональными перегрузками. В ра-ботах К.М. Гуревича, например, было показано, что операторы энергосистем различаются по способности справляться с аварийными ситуациями (Гуревич К.М., 1970). Некоторые из них оказываются максимально эффективными, их реакции в сложной ситуации отличаются быстротой и адекватностью. Другие - даже при тренировочной аварийной ситуации теряются и делают серьезные ошибки. Эти индивидуальные различия не связаны со стажем работы, с квалификацией операторов, с их отношением к своей деятельности.
Было предположено, что успешность деятельности оператора в аварийной ситуации определяется его толерантность (устойчивостью) к перегрузкам, т.е. способностью выдерживать действие сверхсильных раздражителей. Как показали экспериментальные исследования, основой этой способности является сила нервной системы: те операторы, которые оказывались менее адекватными в аварийной ситуации, характеризовались слабостью нервной системы, те, кто успешно справлялся с перегрузками, возникающими при неожиданных сбоях в энергосистемах - силой нервной системы.
При сопоставлении свойств нервной системы с успешностью деятельности в профессиях, не связанных с разрешением экстремальных ситуаций, непосредственных связей обнаружено не было. Однако было показано, что индивиды с разными свойствами нервной системы вырабатывают разные способы адаптации к требованиям профессиональной деятельности - разный стиль деятельности.
В исследовании Е.А. Климова выяснялась роль свойств нервной системы в успешности работы ткачих-многостаночниц. Естественное и, казалось бы очевидное предположение автора о том, что инертность нервных процессов должна приводить к снижению эффективности в этой деятельности, требующей быстроты в выполнении операций, не получило экспериментального подтверждения. Оказалось, что работницы, не отличающиеся подвижностью нервных процессов, компенсЯ' руют эту свою индивидуальную особенность более тщательной подг0"
товкой к работе, т.е. целым комплексом предварительных и ориентировочных операций. В частности, „инертные" работают более размеренно, больше внимания уделяют профилактическим действиям. Благодаря этому, у них реже, чем у „подвижных", возникают экстренные ситуации, требующие быстроты действий и постоянных переключений с одной операции на другую. Таким образом, „инертные", отличаясь от „подвижных" стилем работы, в результате достигают такой же успешности деятельности, как и „подвижные" (Климов Е.А., 1969).
Аналогичные данные были получены и при анализе успешности деятельности в ряде других профессий, например, наладчиков станков (Л.А. Копытова, 1964).
Исследования стиля деятельности в профессиональной и, позже, в учебной деятельности показали, во-первых, значимость различий, которые существуют между людьми в свойствах нервной системы, для успешности выполнения сложной деятельности (именно эти различия определяют своеобразие стиля деятельности, который в свою очередь обусловливает успешность выполнения деятельности), во-вторых, нефатальный характер этих различий (поскольку высокая успешность может быть достигнута при разных свойствах нервной системы) и, в-третьих, важность собственной активности человека и его чрезвычайную пластичность в приспособлении к разным ситуациям.
В более поздних исследованиях успешность деятельности рассматривалась в связи с наиболее общим свойством нервной системы - с ее активированностью. В отличие от более конкретных свойств (силы, динамичности и т.д.), сопоставление которых с академической успеваемостью дает противоречивые результаты, активированность нервной системы обнаруживает непосредственные связи с успешностью учебной деятельности (Пасынкова А.В. с соавт., 1980; Голубева Э.А., 1993).
Иной подход к соотношению психофизиологических характеристик и успешности деятельности был реализован в комплексных исследованиях, проводивишихся под руководством Б.Г. Ананьева.
Эти исследования называются комплексными потому, что в них сопоставляются показатели, относящиеся к разным уровням в структуре свойств индивидуальности: 1) различные показатели индивидного уровня (гемодинамические и вегетативные характеристики, особенности сенсорики и свойства темперамента), 2) свойства человека как субъекта деятельности (в частности, когнитивные процессы и интеллект) и 3) свойства личности.
Но комплексность этих исследований не ограничивается тем, что в них регистрируются показатели, относящиеся к разным уровням в структуре свойств индивидуальности. Эти исследования называются комплексными также и потому, что они изучают структуру психологических свойств, которая присуща разным состояниям человека - спо-к°йному (характерному для обычной ситуации) и стрессовому. Стрес-
совыми или стрессоподобными ситуациями в исследованиях Б.Г. Ананьева и его коллег выступали, например, экзамены. При регистрации пси-хологических характеристик до и после экзамена оказывалось возмож. ным сравнить не только психологические характеристики у более ус. пешных и менее успешных студентов, но и рассмотреть динамику изменения этих характеристик в зависимости от показателей про-дуктивности деятельности (например, в зависимости от уровня интеллекта).
Для примера, рассмотрим результаты одной из работ, выполненной в контексте комплексных исследований (Палей И.М., Шафран-екая К.Д.,1970).
Ананьев Борис Герасимович (1907-1972) - советский психолог, разрабатывавший теоретические проблемы общей, педагогической, возрастной и дифференциальной психологии, создатель одного из подходов к исследованию индивидуальных различий - онтопсихологии, руководитель экспериментальной программы, направленной на комплексное исследование индивидуальных различий. Он начал свою профессиональную деятельность в институте им. В.М. Бехтерева, впоследствии работал в педагогическом институте им. А.И. Герцена, в Институте образования взрослых, с 1960 г. был заведующим кафедрой, а с 1967 г. - деканом факультета психологии Ленинградского университета.
Работы Б.Г. Ананьева позволили выделить самостоятельную область в возрастной психологии - акмеологию или психологию взрослого возраста. Исследуя онтогенез человека как целостный процесс, Б.Г. Ананьева пришел к необходимости сочетания возрастного и дифференциально-психологического анализа при изучении возрастных изменений. Область знания, объединяющая психологию развития и дифференциальную психологию, была названа им онтопсихологией.
Задачи, которые ставил перед собой Б.Г. Ананьев далеко выходят за рамки исследования собственно индивидуальных различий. Целью Б.Г. Ананьева являлось создание «системы синтетического человекознания», в которой, и только в которой, как он полагал, и может быть построена теория человеческой индивидуальности. Как и Пьер Тейяр де Шарден, Б.Г. Ананьев считал, что «человек как "предмет познания" - это ключ ко всей науке о природе». Именно так - «Человек как предмет познания» - названа монография Б.Г. Ананьева, изданная в 1969 году и посвященная теоретическому обоснованию синтетического или комплексного подхода к исследованию человека, т.е. возможности и необходимости исследования человека с точки зрения разных научных дисциплин. При этом особая роль в синтетическом человекознании отводилась психологии как науке, находящейся на стыке разных научных дисциплин и интегрирующей знания о человеке: «В наши дни осуществляется историческая миссия психологии как интегратора всех сфер человекознания и основного средства построения общей его теории». (Б.Г. Ананьев, 1977, с.369.)
При сравнении показателей активации в ситуациях до и после экзамена выяснилось, что динамика изменения этих показателей различна у студентов, имеющих разный интеллектуальный уровень. У студентов свысоким уровнем интеллекта была зарегистрирована высокая реактивность и высокая активация до экзамена. После экзамена уровень активации снижался. Для студентов с более низким уровнем интеллекта характерно было продолжение повышения уровня активации и после экзамена, а показатели реактивности и активации до экзамена были у них низкими.
Более низкие показатели реактивности и активации у низкоинтеллектуальных студентов и свойственная им инертность в динамике активации (неадекватность повышения ее уровня, когда деятельность уже завершена), свидетельствует о низком уровне интеграции психологических и психофизиологических характеристик, о слишком высокой „цене" эмоционального напряжения.
Интерпретация этих данных может быть двоякой. С одной стороны, можно предположить, что менее адекватное психофизиологическое функционирование лежит в основе более низкого интеллекта. С другой стороны, рассматривая интеллект как характеристику, оказывающую организующее влияние на нижележащие уровни в иерархии психологических свойств, можно предположить, что более высокий интеллект способствует более адекватному реагированию на ситуацию и препятствует бессмысленным затратам энергии, каковыми является повышение уровня активации после завершения деятельности.
В комплексных исследованиях было также установлено, что показатели продуктивности деятельности (например, интеллект) часто имеют нелинейные связи с психофизиологическими характеристиками (Дворяшина М.Д., Грановская Л.Н., 1971). Так, высокий уровень динамичности нервных процессов связан с высоким интеллектом. При низких показателях динамичности уровень интеллекта снижается только в том случае, если ему сопутствует слабость нервной системы. Низкая динамичность и выраженная слабость нервной системы связаны с низкими показателями интеллекта, а низкие динамичность и сила нервной системы - с высокими показателями интеллекта.
Таким образом: 1) экспериментальные данные свидетельствуют о связях психофизиологических характеристик с показателями успешности деятельности; 2) эти связи особенно отчетливо проявляются в двух случаях - во-первых, когда рассматривается деятельность, связанная с эмоциональными перегрузками и, во-вторых, когда с характеристиками деятельности сопоставляются наиболее общие психофизиологические характеристики (например, активированность); 3) связи свойств Нервной системы с показателями успешности деятельности могут опосредоваться индивидуальным стилем деятельности; 4) связи между пси-
хофизиологическими характеристиками и показателями успешности деятельности могут быть, как линейными, так и нелинейными.
4. РОЛЬ АКТИВАЦИИ В СВЯЗЯХ
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК
С ПСИХОЛОГИЧЕСКИМИ
Изучение индивидуальных различий в психофизиологических характеристиках с самых первых работ рассматривалось как путь к пониманию индивидуальных различий в психологических особенностях. Сопоставляя, например, свойства нервной системы и характеристики темперамента, исследователи, фактически, задают вопрос: „Есть ли какие-то закономерности функционирования человека, которые являются общими и для его психофизиологических, и для его психологических характеристик?" Как было показано в этой главе, взаимосвязи между свойствами нервной системы и особенностями поведения человека многочисленны (выявлены для самых разных характеристик) и разнообразны (линейные и нелинейные, непосредственные и опосредованные). Что же лежит в основе этих связей?
Физиологические и психофизиологические исследования обнаружили, что интенсивность психофизиологических реакций может объясняться некоторыми физиологическими предпосылками. Наиболее важной из этих предпосылок является неспецифическое активирующее влияние ретикулярной формации. Его „неспецифичность" определяется тем, что оно не связано с конкретными анализаторами, а его роль заключается в активации коры головного мозга. Ретикулярная формация определяет так называемый уровень бодрствования (или реакцию активации), которая на психофизиологическом уровне проявляется, например, в синхронизации энцефалографической ритмики, в снижении показателей кожного сопротивления, в легкости замыкания условно-рефлекторных связей, т.е. в большей интенсивности психофизиологических реакций. Эта связь активации с интенсивностью реакций позволяет предположить, что активация является энергетической характеристикой.
Но энергетический компонент присутствует не только в психофизиологических, но и в психологических особенностях. Исследуя индивидуальные различия, многие теоретики явно или имплицитно относят, например, различия в темпераменте именно к различиям в энергетике-Так, А. Гэйл предложил концепцию, в которой экстраверсия-интрО" версия, невротизм-стабильность, тревожность и депрессия могут быт* поняты в терминах различий в получении энергии, ее высвобождении,
а также стабильности ее хранения. На поведенческом уровне эти различия в энергетике, как считает Гэйл, могут относиться к тоническим состояниям (уровню готовности к реакции), настойчивости, скорости восстановления психологических процессов после интенсивной стимуляции и т.д. ( Gale А., 1987).
Более того, некоторые психологические особенности оказываются непосредственно связаны с уровнем активации. К таким особенностям относятся, например, мотивация, эмоциональные состояния, экстравер-сия-интроверсия (связи которой с активацией были показаны в данной главе).
Все это позволяет предположить, что связи психофизиологических и психологических характеристик можно объяснить через общность их энергетического уровня.
Однако реакция активации не только влияет на энергетический уровень, но и, во-первых, способствует большей эффективности (более точному восприятию, лучшему запоминанию и т.д.) и, во-вторых, изменяет организацию нейродинамических и психологических свойств. Эти изменения организации проявляются, в частности, в увеличении взаимосвязей между характеристиками при повышении уровня активации. Так, было, например, показано, что в стрессоподбной ситуации изменяется характер связи между психофизиологическими характеристиками и увеличивается их взаимосвязанность (Одерышев Б.С., 1971).
Таким образом, активация изменяет не только энергетический уровень, но и особенности обработки информации (Палей И.М., Герба-чевскийВ.К., 1972).
Связи между энергетическими и информационными характеристиками описываются параболической функцией: вначале при повышении уровня энергетики повышается продуктивность деятельности, но этот процесс не бесконечен. При превышении оптимального уровня энергетики соотношение между энергетическими и информационным процессами изменяется на противоположное: чем больше становится уровень энергетической характеристики, тем больше снижается продуктивность Деятельности.
Примером такой зависимости может служить соотношение эмоций и эффективности какой-либо деятельности. Положительные эмоции повышают работоспособность, уровень внимания, точность действий, но, если эмоции становятся слишком сильными, работа выполняется хУже, действия человека дезорганизуются.
Реакции активации человека могут быть ситуативными - относиться к его временному состоянию. Но есть и диапазон реакций актива-Чии, который устойчиво присущ данному человеку. В этом случае можно говорить уже не о состоянии, а о свойстве - об активированности. -Зто своцство определяет соотношение энергетических и информаци-°нных характеристик у данного человека, т.е. свидетельствует, напри-
мер, о том, каким должен быть уровень активации для того, чтобы де. ятельность была максимально продуктивной.
Активированность имеет значительные индивидуальные различия. Соответственно этому оптимальный уровень активации (т.е. тот, при котором обнаруживается максимальная продуктивность) у разных людей разный. Поэтому при сопоставлении в эксперименте уровня активации и продуктивности деятельности связи между этими характеристиками могут не быть обнаружены. Для того, чтобы понять это рассмотрим пример.
Допустим, мы сравниваем уровень активации и продуктивность де-ятельности у трех испытуемых -А, Б и В (см. рис. 34). При повышении уровня активации, продуктивность изменяется - вначале повышается, а затем снижается. Оптимумы продуктивности каждого испытуемого достигаются при разном уровне активации: у испытуемого А- при меньшем, у испытуемого В - при значительно большем, у испытуемого Б -при среднем уровне активации.
Теперь рассмотрим продуктивность испытуемых, наблюдаемую при двух уровнях активации (на рисунке они обозначены цифрами 1 и 2). При уровне 1 наибольшая продуктивность будет у испытуемого А, несколько меньшая - у Б, и минимальная - у В. В другой ситуации, при высоком уровне активации (2), наибольшая продуктивность будет у испытуемого В, который только при этом уровне активации приближается к оптимуму своей продуктивности. Наименьшая продуктивность будет у испытуемого А, который уже давно прошел оптимальное соотношение между уровнем активации и продуктивностью. Если данные такого исследования подвергнуть статистическому анализу, то связей между уровнем активации и продуктивностью обнаружено не будет.
Рис. 34. Связи между уровнем активации и продуктивностью деятельности
Как видно из этого примера, именно индивидуальной спецификой энерго-информационных зависимостей может объясняться отсутствие