Очевидно, что разные социальные группы, находящиеся на разных уровнях в иерархической структуре общества, отличаются друг от друга по множеству характеристик - по образованию, профессии, жилищным условиям, питанию и многим и многим другим. Сочетание этих различий создает разные условия для воспитания детей.
В свое время в английской системе образования существовало правило, согласно которому детей, достигших 11-летнего возраста, определяли в разные типы школ. Наиболее успешных зачисляли в грамматические школы, подготавливающие к поступлению в высшие учебные заведения, а тех, кто не проявлял особых способностей к обучению, отправляли в технические школы, дававшие значительно более низкий уровень образования. Группы формировались на основании тестирования интеллекта и, следовательно, различались по уровню общего интеллекта. При этом относительный уровень развития отдельных способностей не учитывался, а именно он позволяет сделать интересные выводы.
Английский ученый В.Б. Докрелл в своем исследовании „построил" профили способностей у учеников грамматической и технической школ, причем, и в одной, и в другой школе были выделены две группы детей - те, чьи семьи имеют средний социально-экономический уровень, и те, чьи семьи находятся на низком социально-экономическом уровне (W.B. Dockrell, 1966). Эти профили представлены на рисунке 23. Рассмотрим эти результаты подробнее.
Дети из семей со средним уровнем имеют высокие вербальные способности независимо от того, в какой школе они учатся (т.е. независимо от уровня общего интеллекта). Дети из семей менее благополучных по социально-экономическим параметрам различаются по развитию ВеРбальной сферы: высокое развитие вербальных характеристик обнаруживается у детей из грамматических школ (у детей с более высоким интеллектом) и низкое - у детей из технических школ (у тех, кто отличается низким уровнем общего интеллекта). Это позволяет предпол-0)кить, что развитие вербальной сферы связано с социально-экономическим положением семьи. Чем оно выше - тем больше вероятность того, что все дети будут хорошо развиты вербально; чем оно ниже -161
тем больше вероятность, что часть детей будет иметь низкое верба» ное развитие.
Совершенно иная закономерность обнаруживается, если посмотри на пространственные и, особенно, на математические способность У детей из грамматических школ, независимо от социального урови семей, и у детей из технических школ из семей с низким социально-э^ номическим уровнем эти способности оказываются примерно на <у» ном уровне. Иначе говоря, низкий социально-экономический урове^ не влияет или влияет минимально на развитие этих способностей.
О чем могут свидетельствовать такие результаты? Как предполага. ют многие исследователи интеллектуальной сферы, вербальные харак. теристики в значительной степени испытывают влияние обучения а невербальные - больше отражают задатки интеллектуального разв* тия. Таким образом получается, что в технические школы попадают дети с плохими интеллектуальными задатками из семей со средним социально-экономическим статусом и дети с любыми задатками (и хорошими, и плохими) из семей с низким социально-экономическим статусом. Значит, в хороших условиях способности ребенка имеют большую
X средний социально-экономический уровень
О---------- низкий социально-экономический уровень