Рис. 22. Успешность выполнения тестов белыми и чернокожими детьми (приводится по Sitkei E.G., Meyers C.E., 1969)
рой проверялась гипотеза о генетической обусловленности расовых различий.
Если на расовые различия в интеллекте влияют именно генетичес-кие различия между расами, то можно ожидать, что количество бельщ предков должно сказываться на уровне интеллекта представителей не-гроидной расы. Чем больше было белых предков (чем больше „белых" генов), тем выше должен быть интеллект. При проверке этого пред. положения результат получился отрицательным: уровень интеллекта не зависел от количества белых предков (S. Scarr et al., 1977, цит. no Atkinson et al., 1993).
Тем не менее, не исключено, что биологические предпосылки расовых различий все-таки оказывают воздействие на интеллект, но проявляется это влияние не в уровневых показателях, а в соотношении разных видов способностей. В пользу этого свидетельствуют некоторые экспериментальные данные.
При сопоставлении успешности выполнения разных тестов белыми и чернокожими детьми из семей со средним социально-экономическим статусом оказалось, что дети, принадлежащие к разным расам, успешны в разных видах леятельности (Sitkei E.G., Meyers C.E., 1969). Белые дети особенно хорошо выполняли вербальные задания и были более успешными при описании и запоминании картинок, а чернокожие дети превосходили белых по решению пространственных задач, объему памяти и скорости восприятия (см. рис. 22).
В начале этого раздела было задано два вопроса - есть ли расовые различия в уровне интеллекта и, если есть, то какова их природа. Обобщая материал, который был здесь представлен, можно сказать следующее. Во-первых, расовые различия в уровне интеллекта существуют. Во-вторых, различия в уровне интеллекта обусловлены социальными причинами. В-третьих, расовые различия в показателях интеллекта имеют тенденцию уменьшаться по мере преодоления обществом расовых барьеров.
3. РАЗЛИЧИЯ В СОЦИАЛЬНОМ ПОЛОЖЕНИИ
Никакая другая характеристика не привлекала столько внимания исследователей, занимающихся общественными дисциплинами, как принадлежность к той или иной социальной группе или социально-экономический статус.
При обсуждении половых и, особенно, расовых различий говори' лось о важности социально-экономических факторов для возникнове-ния и устойчивого поддержания этих различий. Естественно предпоЛ' ожить, что эти факторы оказывают мощное влияние на формирован^
сихологических особенностей индивида. К обсуждению их роли в ин-" вИдуальных различиях мы и переходим. В этом разделе текста будут пассмотрены групповые различия, связанные с социальным положени-^м людей в обществе - с их местом на ступенях социальной лестницы,
уровнем образования, дохода, со структурой их семьи.