Рис. 23. Профили способностей у детей в зависимости от типа школы и социально-экономического уровня семьи
«оятность проявиться, что скажется на уровне общего интеллекта, дплохих условиях предпосылки интеллекта далеко не всегда имеют
мОжность реализоваться.
Исключительно важная роль различных социально-экономических
аметров ддЯ интеллектуального развития была подтверждена во Многих исследованиях.
0ервое большое исследование роли социально-экономических па-
метров и их связи с интеллектом было проведено Дж.Б.Маллером з Нью-Йорке в 1930 году (Mailer J.B., 1933). Маллер сопоставил академическую успеваемость и экономический статус (доход) семей у 100 тысяч 10-летних детей. Корреляция между этими параметрами оказалось равной 0,53, что указывает на взаимную зависимость этих показателей.
В конце 30-х годов Торндайк обобщил обширные социологические данные, касающиеся 245 городов США с населением более 30000 человек, и сгруппировал их в 7 категорий, основными из которых были характеристики, связанные со здоровьем граждан (например, уровень заболеваемости, детская смертность), с обучением (зарплата учителей, средства, выделяемые бюджетом города на обучение), с отдыхом и развлечениями (величина бюджетных средств), с экономическим положением граждан (зарплата, собственность граждан, например, квартиры и дома).
На основании этих категорий он вычислил индексы „общего благополучия" для разных городов и сопоставил их с показателями интеллекта школьников. Корреляция оказалась очень высокой. Например, для 12-летних школьников она была равна 0,86: чем благополучнее город (выше доход граждан, больше заботы об образовании и т.д.), тем выше интеллект. Сопоставление величины дохода на душу населения и показателя интеллекта обнаружило почти такой же уровень связи: коэффициент корреляции, полученный на той же группе школьников, оказался равен 0,78 (Thorndike E.L., Woodyard E., 1942).
Более поздние работы продемонстрировали положительную связь интеллекта с уровнем урбанизации районов (в городах показатели интеллекта выше) и отрицательную - с целым комплексом характеристик, сопутствующих бедности и низкому образованию - с уровнем детской смертности, с уровнем безработицы, с подростковой преступностью, с количеством внебрачных детей (Lynn R., 1988).
По мере появления данных о взаимозависимости интеллекта с разнообразными условиями жизни человека, делались попытки найти причинно-следственные связи между различными социально-экономическими параметрами, выяснить, какие из них являются наиболее существенными для формирования интеллекта, а какие - просто корреляты Этих существенных параметров. В некоторых работах для решения этих Опросов применялся так называемый анализ путей: выстраивание це-
почек взаимосвязанных переменных на основании данных, предоста» ляемых корреляционным анализом, или чаще регрессионным анат, зом (статистическим методом, позволяющим оценить форму связи ме* ду причиной и следствием). Пример применения метода анализа путе-представлен на рисунке 24.
На схеме рис 24 показан путь формирования важного социальна экономического параметра - уровня дохода. На уровень дохода, кото, рый имеет человека во взрослом возрасте, влияют все представленные на схеме характеристики - образование отца, его собственное образо. вание и т.д., но действие некоторых из этих характеристик оказывает, ся косвенным: они влияют на уровень дохода не прямо, а через другие характеристики. Так, образование отца влияет на уровень интеллекту. ального развития ребенка. Этот уровень, в свою очередь, оказывается связан с интеллектом, которого достигает человек во взрослом возрас-те. А интеллект взрослого человека уже непосредственно связан с тем уровнем материального положения, которого он достигает.
Получается, таким образом, взаимное обусловливание социально- экономических параметров и интеллекта. Чем выше социально-эконо мические параметры семьи, тем выше интеллект ребенка, а чем выше интеллект ребенка, тем выше будут впоследствии, когда он вырастает, социально-экономические параметры его жизни. ,t
юРис. 24. Переменные, влияющие на уровень дохода (приводится по Lynn R.. 1988)
:Первый столбец • интеллект отцов,
Второй столбец • интеллект сыновей.
Цифры обозначают социальное положение отцов (1 - высокое.
2 - выше среднего, 3 - ниже среднего, 4 ■ низкое).
Рис. 25. Социальное положение и интеллект отцов и сыновей (приводится по Locurto С, 1991)
Эта закономерность более отчетливо видна на другом примере (Locurto С. 1991) (см. рис. 25).
Отцы, имеющие взрослых сыновей, были разбиты на четыре группы, в зависимости от их социального положения - высокое, выше среднего, ниже среднего и низкое. В каждой группе был подсчитан средний Уровень интеллекта. Полученное распределение интеллекта по группам, "Редставленое на рисунке 25 (первый столбец в каждой паре столбцов), и свидетельствует о связи интеллекта и социального положения.
Интеллект сыновей также оказался тем выше, чем выше было положение их отцов (второй столбец в паре), однако различий между группами было меньше. В первой группе, с высоким социальным положением отцов, средний интеллект сыновей имел тенденцию к снижению, По сравнению с интеллектом отцов, во второй группе - остался на том Же Уровне, а в последних двух группах интеллект сыновей оказался165
выше, чем интеллект отцов. Более того, если посмотреть на индивцду альные оценки интеллекта, то окажется, что они имеют довольно бол/ шой разброс во всех группах. Например, самый высокий уровень ц„ теллекта был обнаружен у испытуемого, чей отец относился к груп^ с низким социальным положением.
Когда сыновья были разбиты на четыре группы, соответственно щ собственному социальному положению (от высокого до низкого), То распределение интеллекта и его уровень в каждой группе оказались близкими к тем, какими они были в группе отцов.
Таким образом, можно сформулироваать некоторые выводы. Во. первых, на социальное положение в обществе больше влияет собствен-ный интеллект, чем социальное положение родителей. Во-вторых, со-бственный интеллект, в среднем, связан с социальным положением ро-дителей, но все-таки не определен им жестко. Есть люди, которые не используют благоприятные условия развития, и есть люди, которые могут преодолеть неблагоприятные. К числу последних могут относиться родители, которые ухитряются компенсировать ребенку вниманием и правильным воспитанием то, чего он лишен из-за низкого социально-экономического статуса семьи. Это могут быть и сами дети, которые изменяют свой низкий социальный статус, благодаря своим природным задаткам и личностным особенностям.