русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Решение пространственных задач, 5 - математические способности-


Дата добавления: 2015-01-16; просмотров: 634; Нарушение авторских прав



Рис. 23. Профили способностей у детей в зависимости от типа школы и социально-экономического уровня семьи


«оятность проявиться, что скажется на уровне общего интеллекта, дплохих условиях предпосылки интеллекта далеко не всегда имеют

мОжность реализоваться.

Исключительно важная роль различных социально-экономических

аметров ддЯ интеллектуального развития была подтверждена во Многих исследованиях.

0ервое большое исследование роли социально-экономических па-

метров и их связи с интеллектом было проведено Дж.Б.Маллером з Нью-Йорке в 1930 году (Mailer J.B., 1933). Маллер сопоставил акаде­мическую успеваемость и экономический статус (доход) семей у 100 тысяч 10-летних детей. Корреляция между этими параметрами оказа­лось равной 0,53, что указывает на взаимную зависимость этих пока­зателей.

В конце 30-х годов Торндайк обобщил обширные социологические данные, касающиеся 245 городов США с населением более 30000 чело­век, и сгруппировал их в 7 категорий, основными из которых были ха­рактеристики, связанные со здоровьем граждан (например, уровень заболеваемости, детская смертность), с обучением (зарплата учителей, средства, выделяемые бюджетом города на обучение), с отдыхом и раз­влечениями (величина бюджетных средств), с экономическим положе­нием граждан (зарплата, собственность граждан, например, квартиры и дома).

На основании этих категорий он вычислил индексы „общего благо­получия" для разных городов и сопоставил их с показателями интел­лекта школьников. Корреляция оказалась очень высокой. Например, для 12-летних школьников она была равна 0,86: чем благополучнее город (выше доход граждан, больше заботы об образовании и т.д.), тем выше интеллект. Сопоставление величины дохода на душу населе­ния и показателя интеллекта обнаружило почти такой же уровень свя­зи: коэффициент корреляции, полученный на той же группе школьни­ков, оказался равен 0,78 (Thorndike E.L., Woodyard E., 1942).



Более поздние работы продемонстрировали положительную связь интеллекта с уровнем урбанизации районов (в городах показатели ин­теллекта выше) и отрицательную - с целым комплексом характерис­тик, сопутствующих бедности и низкому образованию - с уровнем дет­ской смертности, с уровнем безработицы, с подростковой преступ­ностью, с количеством внебрачных детей (Lynn R., 1988).

По мере появления данных о взаимозависимости интеллекта с раз­нообразными условиями жизни человека, делались попытки найти при­чинно-следственные связи между различными социально-экономичес­кими параметрами, выяснить, какие из них являются наиболее сущес­твенными для формирования интеллекта, а какие - просто корреляты Этих существенных параметров. В некоторых работах для решения этих Опросов применялся так называемый анализ путей: выстраивание це-


 

 


почек взаимосвязанных переменных на основании данных, предоста» ляемых корреляционным анализом, или чаще регрессионным анат, зом (статистическим методом, позволяющим оценить форму связи ме* ду причиной и следствием). Пример применения метода анализа путе-представлен на рисунке 24.

На схеме рис 24 показан путь формирования важного социальна экономического параметра - уровня дохода. На уровень дохода, кото, рый имеет человека во взрослом возрасте, влияют все представленные на схеме характеристики - образование отца, его собственное образо. вание и т.д., но действие некоторых из этих характеристик оказывает, ся косвенным: они влияют на уровень дохода не прямо, а через другие характеристики. Так, образование отца влияет на уровень интеллекту. ального развития ребенка. Этот уровень, в свою очередь, оказывается связан с интеллектом, которого достигает человек во взрослом возрас-те. А интеллект взрослого человека уже непосредственно связан с тем уровнем материального положения, которого он достигает.

Получается, таким образом, взаимное обусловливание социально-
экономических параметров и интеллекта. Чем выше социально-эконо­
мические параметры семьи, тем выше интеллект ребенка, а чем выше
интеллект ребенка, тем выше будут впоследствии, когда он вырастает,
социально-экономические параметры его жизни. ,t

юРис. 24. Переменные, влияющие на уровень дохода (приводится по Lynn R.. 1988)


:Первый столбец • интеллект отцов,

Второй столбец • интеллект сыновей.

Цифры обозначают социальное положение отцов (1 - высокое.

2 - выше среднего, 3 - ниже среднего, 4 ■ низкое).

Рис. 25. Социальное положение и интеллект отцов и сыновей (приводится по Locurto С, 1991)

Эта закономерность более отчетливо видна на другом примере (Lo­curto С. 1991) (см. рис. 25).

Отцы, имеющие взрослых сыновей, были разбиты на четыре груп­пы, в зависимости от их социального положения - высокое, выше сред­него, ниже среднего и низкое. В каждой группе был подсчитан средний Уровень интеллекта. Полученное распределение интеллекта по группам, "Редставленое на рисунке 25 (первый столбец в каждой паре столбцов), и свидетельствует о связи интеллекта и социального положения.

Интеллект сыновей также оказался тем выше, чем выше было пол­ожение их отцов (второй столбец в паре), однако различий между груп­пами было меньше. В первой группе, с высоким социальным положе­нием отцов, средний интеллект сыновей имел тенденцию к снижению, По сравнению с интеллектом отцов, во второй группе - остался на том Же Уровне, а в последних двух группах интеллект сыновей оказался165

 


выше, чем интеллект отцов. Более того, если посмотреть на индивцду альные оценки интеллекта, то окажется, что они имеют довольно бол/ шой разброс во всех группах. Например, самый высокий уровень ц„ теллекта был обнаружен у испытуемого, чей отец относился к груп^ с низким социальным положением.

Когда сыновья были разбиты на четыре группы, соответственно щ собственному социальному положению (от высокого до низкого), То распределение интеллекта и его уровень в каждой группе оказались близкими к тем, какими они были в группе отцов.

Таким образом, можно сформулироваать некоторые выводы. Во. первых, на социальное положение в обществе больше влияет собствен-ный интеллект, чем социальное положение родителей. Во-вторых, со-бственный интеллект, в среднем, связан с социальным положением ро-дителей, но все-таки не определен им жестко. Есть люди, которые не используют благоприятные условия развития, и есть люди, которые могут преодолеть неблагоприятные. К числу последних могут относить­ся родители, которые ухитряются компенсировать ребенку вниманием и правильным воспитанием то, чего он лишен из-за низкого социаль­но-экономического статуса семьи. Это могут быть и сами дети, кото­рые изменяют свой низкий социальный статус, благодаря своим при­родным задаткам и личностным особенностям.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ИНТЕЛЛЕКТ | СТРУКТУРА СЕМЬИ И ИНТЕЛЛЕКТ


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.004 сек.