русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

РАСОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ


Дата добавления: 2015-01-16; просмотров: 1671; Нарушение авторских прав


Основным показателем, который исследовался в психологии при изучении расовых различий, является интеллект или уровень умствен­ного развития.

В результатах, которые получаются при тестировании интеллекта у детей и подростков с различным цветом кожи, можно выявить такую тенденцию: лучше всего справляются с тестами дети, принадлежащие к монголоидной расе, несколько хуже - к европеоидной, значительно ху-же - к негроидной и еще хуже - потомки американских индейцев. Одно время были попытки объяснить такие различия с точки зрения генети­ческих различий между расами. Исходили они из того основания, что расы представляют собой группы людей, которые были на протяже­нии долгого времени географически разделены. Их изолированность друг от друга могла привести к генетическим различиям - повлиять на частоту встречаемости генов в популяциях различных рас. А частота встречаемости генов может и быть той причиной, которая обусловли­вает различия в интеллекте.

Есть ли в действительности различия между разными расам, а если есть, то связаны ли они с различиями генетическими, мы и будем рас­сматривать в этом разделе текста. Прежде всего следует отметить, что наиболее последовательно исследовались различия между двумя раса­ми - европеоидной и негроидной. Исследования других рас являются фрагментарными, и их данные не очень надежны. Поэтому весь пред­ставленный здесь материал будет касаться сопоставления только двух групп - той, которая имеет белый и той, которая имеет черный цвет кожи.

При исследовании уровня интеллектуального развития на репрезен­тативных выборках (т.е. на таких выборках, в которых в составе испы­туемых пропорционально представлены все группы населения) всегда обнаруживаются различия между белыми и чернокожими людьми. Эти различия могут варьировать в пределах одного стандартного отклоне­ния (т.е. они не превышают 15 баллов по стандартным тестам интел­лекта), но общий смысл этих различий не меняется: белые всегда име­ют, в среднем, более высокий интеллект, чем, в среднем, люди с черны»1 цветом кожи.




Таким образом, на первый вопрос, поставленный в начале этой гла-ы - различаются ли люди, относящиеся к разным расам по интеллек-ТУ _ мы сразу же можем ответить: различия существуют и у белых, дей­ствительно, по сравнению с чернокожими, интеллект оказывается, „ среднем, выше.

Пытаясь понять причины этих различий, исследователи обратили внимание на то, что различия по интеллекту примерно в одно стандар­тное отклонение часто наблюдается между привилегированными и ог­раниченными в правах группами населения, независимо от их расовой принадлежности. Так, например, более низкий интеллект, по сравне­нию с другими группами населения, обнаруживается у представителей касты неприкасаемых в Индии,.

Изменение официального статуса депривированных (лишенных прав) групп далеко не сразу же приводит к изменению их положения в обществе - к более престижной деятельности, к повышению уровня образования, к изменению отношения окружающих и т.д. Из-за этого они в течение долгого времени могут продолжать отставать по интел­лекту от более благополучных групп населения. Показательным в этом смысле является пример с одним из японских меньшинств - буракуми.

Буракуми в течение многих веков были в Японии париями и могли заниматься только самой непрестижной и малооплачиваемой работой. В конце XIX в. они были официально уравнены в правах с остальными группами населения, но отношение окружающих к ним мало измени­лось. Соответственно, сохранилось и отставание в уровне интеллекта. Однако, когда буракуми эмигрируют в США, их дети не отличаются по интеллекту от других японских детей. В США - буракуми не явля­ются стигматизированной группой (группой, имеющей печать непол­ноценности), окружающие относятся к ним так же, как и к другим япон­цам, и следствием этого является выравнивание уровня интеллектуаль­ного развития (Atkinson et.al., 1993).

Такие данные позволяют предположить, что и расовые различия в интеллекте могут быть следствием социальных причин. Эти причи­ны, могут быть разными - низкий социально-экономический уровень чернокожего населения, многолетние ограничения в правах, сказыва­ющиеся до сих пор в ценностях, предрассудки и предубеждения окру­жающих и т.д.

Для проверки этого предположения проводились исследования, в которых группы белых и чернокожих испытуемых были уравнены по большому количеству показателей - по социально-экономическому статусу, по составу семьи, по особенностям отношений в семье, по цен­ностям родителей (в частности, - по отношению родителей к образова­нию). Расовых различий по интеллекту в таких случаях не обнаружи­вается (Mercer, 1971).

Определяющая роль условий развития для достижения того или


 


иного уровня интеллекта была получена при исследовании приемньц детей. В психологической литературе описаны случаи, когда белые ро, дители, имеющие средний и высокий социально-экономический уро вень, усыновляли чернокожих детей в первые месяцы их жизни. К мо менту поступления в школу интеллект этих детей был выше среднего уровня и значительно превышал интеллект детей из черных семей, жи. вущих в этом же регионе (Scarr S., Weinberg R., 1976). Этот факт явля. ется прекрасной демонстрацией того, что цвет кожи определяет уро. вень развития лишь постольку, поскольку он связан с социально-эко. номическим уровнем семей, в которых растут дети. Когда ребенок по-падает в благоприятные условия развития, его интеллект повышаете» независимо от того, к какой расе он принадлежит.

К таким же выводам пришли и исследователи, сравнившие интел-лект у внебрачных детей, чьими матерями были немки, а отцами - аме­риканские солдаты (и белые и чернокожие), служившие в Германии после Второй мировой войны. И белые, и чернокожие дети выросли в Германии, воспитывались примерно в одинаковых условиях и не раз­личались по уровню интеллекта (Eyferth К., et al., 1960).

Показательным является также то, что по мере изживания расовых предрассудков уменьшаются и расовые различия в интеллекте. Черно­кожие дети становятся более похожими по уровню развития своих ма­тематических и вербальных способностей на белых детей. Эта тенден­ция прослеживается на протяжении последних тридцати лет и наблю­дается у детей разных возрастов - с первого по двенадцатый класс шко­лы (Jones L.V., 1984).

Рассматривавшиеся до сих пор факты демонстрируют, что расовые различия в интеллекте имеют тесную связь с различиями в социальных условиях развития. Следующий пример показывает, что социальные условия могут оказывать свое влияние не только непосредственно, но и через другие психологические характеристики.

При проведении одного из экспериментов, в котором определялся интеллект, было набрано две группы испытуемых - белые и черноко­жие дети. Обе группы были разделены пополам. Одной половине детей говорили, что если они будут правильно отвечать, то в награду за это получат в конце эксперимента игрушку. Другой половине детей (кон­трольной группе) награду не обещали. После проведения теста интел­лекта оказалось, что чернокожие дети, которым была обещана награ­да, выполнили тест значительно лучше, чем чернокожие дети, которым ничего за правильные ответы не давали. Различие между этими груп­пами составило 13 баллов. У белых детей различий между двумя груП' пами не было, т.е. мотивация выполнения теста не менялась, в зависи­мости от того, дадут за это награду или нет.

Результаты этого теста показывают, что белые дети в ситуации, тре* бующей интеллектуальной деятельности, оказываются более мотивИ-


 

Р°

ванными, чем чернокожие. Эта мотивация, с одной стороны, являет­ся следствием социальных условий развития (в частности, высокой цен-ости образования, которая в семьях белых детей значительно выше, чем в семьях чернокожих детей). С другой стороны, низкий уровень тйВации может снижать уровень интеллекта: если ребенок не испы-,вает интереса к интеллектуальным занятиям и ему нужна дополни­тельная мотивация для того, чтобы работать в полную силу, то, по всей вероятности, он к этим интеллектуальным занятиями не будет особен­но стремиться, не будет их добровольно выбирать. И это, рано или поздно, скажется на уровне его интеллекта.

Подводя итог описанным здесь результатам разных исследований, можно уверено сказать, что социальные влияния имеют чрезвычайное значения для формирования расовых различий по интеллекту. Проти­воположная гипотеза - о биологической детерминированности расо­вых различий в уровне интеллекта - на сегодняшний день достоверных подтверждений не имеет. Для примера приведем одну работу, в кото-



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Основные теории формирования половых различий | Вербалъное понимание


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.003 сек.