русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Основные теории формирования половых различий


Дата добавления: 2015-01-16; просмотров: 3041; Нарушение авторских прав


 

Теория социального обучения Поощрение и наказание поло-ролевое Наблюдение за поведением —> поведение других и имитация
Теория идентификации Бессознательная идентификация с родителем своего пола—> имитация—>поло-ролевое повдение
Когнитивная теория Определение ребенком своего пола—> —>предпочтение деятельности, соответствующей своему полу, и предметов, связываемых в сознании ребенка со своим полом—>поло-ролевое поведение
Теория схематизации Представления о половых различиях, существующие в обществе—>поло-ролевое поведение

Согласно теории социального научения, представления о ролях, сло­жившиеся у детей в раннем детстве, имеют тенденцию определять пове­дение в самых разных ситуациях и в более старшем возрасте: напри­мер, женщины будучи более пассивными в результате своей социализа­ции, менее ориентированы на достижения в профессиональной деятель­ности, чем более активные мужчины.

Теория идентификации утверждает, что половые различия возника­ют благодаря имитации поведения родителей - дети наблюдают за ро­дителями и моделируют их поведение. Эта теория основывается на пси­хоаналитических представлениях об идентификации: в основе иденти­фикации мальчиков с отцами лежит бессознательный страх перед силь­ной и обладающей бесконечной властью фигурой отца. Преодоление этого страха осуществляется, благодаря идентификации, т.е. объеди­нения себя с тем, кто гораздо сильнее и могущественнее. Девочки же идентифицируются с матерями из бессознательного страха потери люб-ви. Идентификация с родителями именно своего пола и приводит к Половым различиям в поведении детей.


При анализе механизмов, описываемых теорией идентификации, необходимо помнить, что речь в них идет о формировании поло-роле­вых представлений у детей дошкольного возраста.



Когнитивная теория полового развития отводит родителям мень­шую роль в формировании половых различий и полагает, что приня­тие ребенком половой роли является следствием развития его представ­лений о половых различиях (когнитивного усвоения этих представле­ний). Ребенка называют мальчиком, и это приводит к тому, что он сам начинает считать себя мальчиком. Усваивая половые стереотипы, ко­торые он видит в окружающем его мире и которые доступны для его понимания (девочки играют в куклы, а мальчики - в машинки; девоч­ки носят платья, а мальчики - брюки), ребенок начинает относить эти стереотипы к себе, и именно это и формирует раннюю (детскую) поло-ролевую идентификацию.

В первые годы оба элемента, необходимые для развития половых ролей (представление о том, какой у тебя пол, и представление о пол­овых стереотипах), крайне не устойчивы. Так, в 3 года девочка уже знает, что она девочка, но, вместе с тем, она может считать, что, если ей поме­нять имя на мальчишеское, коротко подстричь и одеть в брюки, то она через какое-то время превратится в мальчика. Когда ребенок усваива­ет тот факт, что его пол неизменен, он начинает активно искать и усва­ивать образцы поведения, соответствующие его полу.

В более старшем возрасте половая идентификация, сложившаяся в результате когнитивной активности ребенка, способствует возникно­вению половых различий в мотивах поведения и в ценностях.

Теория поло-ролевой схематизации предполагает, что в основе пол­овых различий лежат разные схемы поведения, которые структуриру­ют знания ребенка о мире и управляют его поведением. Понятие „схе­ма" можно объяснить как совокупность обобщенных представлений, роль которых заключается в том, чтобы создать определенную точку зрения при восприятии окружающего нас мира. Благодаря схемам, мы можем отнести воспринимаемые нами явления к определенным классам.

На основании того, что говорят и делают окружающие люди, ребе­нок усваивает, что все люди делятся на две большие категории - на женщин и мужчин. Дальше, по мере того как ребенок взрослеет, он обучается тому, что понимается под „мужским" и „женским" поведе­нием, что значит быть мужчиной или женщиной в данном обществе.

При формировании половых различий, согласно теории схематиза­ции, большую роль играют и социальное обучение, и собственное пред­ставление ребенка о том, как он должен себя вести. Мальчик старается не плакать не только потому, что это не поощряется окружающими и ему говорили, что „плачут только девчонки". Он сам считает, что „мальчики не плачут" и старается соответствовать этому образцу поведения.


Судя по экспериментальным данным, при формировании половых различий участвуют механизмы, описанные во всех четырех теориях. Социальное научение, имитация, когнитивное усвоение адекватного поло-ролевого поведения и создание поло-ролевых схем - описывают разные стороны в процессе возникновения половых различий. Они же усиливают, как было показано на примере агрессии, биологически обус­ловленные половые различия.

Все четыре теории ориентированы на объяснение того, как форми­руется поло-ролевая идентификация. Это определяет их интерес к ран­ним возрастным периодам. Теория социального научения не выходит за пределы подросткового возраста. Три другие ограничиваются бо­лее младшим возрастом и рассматривают первые 6-7 лет жизни. Все они, таким образом, стремятся описать онтогенетическую базу половых различий. Что происходит в более старшем возрасте - в их рамках не исследуется. Делаются лишь прогнозы: описывается в самом общем виде, что именно, согласно представлениям этих теорий, может про­изойти с половыми различиями в дальнейшем, как на основании той базы, которую представляют собой половые различия детей, будут формироваться половые различия в самых разных особенностях пове­дения взрослого человека.

Изучение социальных влияний на половые различия имеет еще один важный аспект - изменение половых различий как следствие общес­твенных изменений.

В ряде исследований получены данные, позволяющие проследить изменение различных психологических характеристик с течением вре­мени. Так, Д.Фейнголд проанализировал результаты выполнения пси­хологических тестов старшеклассниками с 1947 по 1980 год (Feingold D.A., 1988). Как выяснилось, за эти три десятилетия половые различия по всем психологическим характеристикам уменьшились. Обобщение данных разных исследований, проведенных за последние 20 лет, дало аналогичные результаты: мальчики и девочки из года в год становятся все более похожими по вербальным характеристикам и по математи­ческим способностям (Hyde J.C., Linn М.С., 1988).

Анализ изменений, произошедших в обществе за это же время, об­наруживает изменение установок на образование и у детей, и у их ро­дителей. В частности, девочки начинают все больше интересоваться математикой, а их родители все реже рассматривают технические спе­циальности как непригодные для женщин.

Уменьшение половых различий, происходящее параллельно изме­нениям в обществе, недвусмысленно указывает на то, что в прошлом эти различия являлись скорее результатом особенностей обучения и больше были связаны со стереотипами полового поведения, чем с „би­ологической" приспособленностью мужчин и женщин к тому или ино-МУ виду деятельности.

 


Взрослея, человек вступает в общество со сформированными пред. ставлениями о том, что должны и чего не должны делать мужчины ц женщины. Во всех существующих на земле обществах существует пол. овое разделение ролей и многочисленные стереотипы относительно мужского и женского поведения. Являясь следствием исторически ело. жившихся отношений, они влияют на реальное поведение людей.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ПРИЧИНЫ ПОЛОВЫХ РАЗЛИЧИЙ В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ | РАСОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.003 сек.