русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

ПРИЧИНЫ ПОЛОВЫХ РАЗЛИЧИЙ В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ


Дата добавления: 2015-01-16; просмотров: 1040; Нарушение авторских прав


Формирование половых различий включает в себя действие как би­ологических, так и социальных факторов.

Изначально биологический пол человека определяется его хромо­сомным набором. Все люди имеют 23 пары хромосом. Одну хромососу в каждой паре они получают от матери, вторую от отца. Двадцать третья пара хромосом определяет пол человека. Две X хромосомы (XX) соответствуют женскому полу, а сочетание XY - мужскому. Иначе го-

 

 


воря, уже с самого начала, с момента оплодотворения яйцеклетки, со. здаются условия для половой дифференцировки - для разделения ц* мужской и женский пол. Набор хромосом определяет зародышевые гонады (половые железы), которые выделяют гормоны. В зависимости от того, какие ферменты производят эти гормоны и от восприимчивое, ти тканей к этим ферментам, формируются гениталии. Таким образощ развитие биологического пола представляет собой сложный процесс' требующий наличия определенного хромосомного набора, выделения определенных гормонов, активности ферментов и чувствительности тканей к этим ферментам.

После рождения человека влияние биологических факторов на пол­овые различия не прекращается. Биологические факторы определяют, в частности, различия в скорости развития разных функций и систем организма у мальчиков и девочек и особенно отчетливо проявляют себя в период полового созревания, когда формируются вторичные половые признаки.

Но как бы ни были важны биологические факторы, формирование половых различий к ним не сводится. Рождаясь, человек попадает в общество со сложившимися представлениями о том, как надо воспи­тывать мальчиков и как надо воспитывать девочек, какое поведение тех и других является „нормальным" и социально одобряемым, что позволено одним и что совершенно недопустимо для других. Общест­во предоставляет разные возможности мужчинам и женщинам и пред­ъявляет им разные требования. Все это формирует социальный пол че­ловека или его поло-ролевую идентификацию (соответствие его обра­за Я и поведения в разных ситуациях тому полу, к которому он принадлежит).



Совместное действие социальных и биологических факторов в оп­ределении психологического пола человека и в определении половых различий по тем особенностям, которые наблюдаются в реальном по­ведении, было схематически изображено американским исследовате­лем Дж. Мани и представлено здесь на рисунке 21.

Результаты действия биологических факторов могут варьировать, в зависимости от различных внешних и внутренних причин. Так, на­пример, если беременная женщина вынуждена по каким-то причинам принимать гормоны, эмбриональное развитие ребенка и, в частности, формирование его пола, может нарушиться. Однако, несмотря на воз­можную вариативность, развитие биологического пола является про­цессом, в значительной степени „запрограммированным".

Механизмы и закономерности формирования психологического пола, на первый взгляд, производят впечатление вторичных, производ­ных от биологических. Кажется, что девочкам „свойственно" играть в куклы, потому что природа готовит их к материнской роли, а мальчи­кам „свойственно" быть активными и агрессивными, потому что са-


Й природой им предписано завоевывать в борьбе с соперниками свою

м° нИЦу жизни и создавать условия для выживания своего потомства.

На таких рассуждениях основаны многие биологические концепции,

таЮщиеся объяснить половые различия в психологических функци-

ПЫ Так, лучшее развитие вербальных способностей у женщин связыва-

"" с тем, что у женщин существуют более тесные контакты с детьми,

^еМ У мужчин: социализация детей является функцией женщины, и имен-

Рис. 21. Пути формирования половой идентификации (приводится по Р. Левонтину, 1993)


но поэтому женщине требуется высокое развитие способностей, позво. ляющих эту функцию осуществлять. Благодаря этому превосходство женщин в вербальных функциях и закрепилось эволюционно. Преиму. щество мужчин в пространственных способностях объясняется тем, чт0 они в процессе эволюции человеческого вида были больше связаны с „освоением территории", чем женщины (Gray, Buffery, 1971).

Биологические концепции половых различий в психологических характеристиках основываются на двух утверждениях. Во-первых, под-овые различия появляются в раннем детстве, когда они еще не могут быть результатом внешних воздействий (воспитания), и, во-вторых, половые различия по одним и тем же психологическим характеристи-кам проявляются в разных культурах, и эта их всеобщность не может не быть следствием их биологической первопричины. Относительно первого утверждения можно сказать, что оно ошибочно.

С констатирующей частью второго утверждения нельзя не согла­ситься: действительно половые различия в ряде психологических ха­рактеристик надежно обнаруживаются в разных культурах. Но свиде­тельствует ли это о роли биологических детерминант или о сходстве условий развития в разных обществах - сказать трудно, и нет никаких оснований отдавать предпочтение одному из вариантов интерпрета­ции (биологическому или социальному).

Экспериментальные доказательства биологических источников пол­овых различий в психологических характеристиках оказываются ма­лоубедительными. Они надежно подтверждают существование биоло­гических детерминант половых различий только по одной характерис­тике - по агрессивности. Уровень агрессивности связывают с действи­ем одного вида гормонов (андрогенов). Более агрессивные мужчины и те женщины, которые имеют более высокий уровень маскулиннрсти (т.е. демонстрирующие более мужской тип поведения в самых разных ситу­ациях и, в частности, более высокую агрессивность, чем средние жен­щины) имеют и более высокий уровень андрогенов (Young et al., 1964).

Вместе с тем, существуют поразительные свидетельства силы влия-. ния социальных факторв на формирование половых различий. В пси­хологии описан ряд случаев, когда у мальчиков из-за повреждения пол­овых органов был хирургически изменен пол. Они воспитывались как девочки, считали себя девочками и уже в раннем дошкольном возрасте демонстрировали поведение, свойственное девочкам - играли в куклы, выбирали игрушки, которые обычно выбирают девочки, предпочита­ли общество девочек играм с мальчиками, решительно отказывали* надевать мальчишескую одежду.

Социальное воздействие на половые различия может осуществляться разными путями. Существует четыре основных теории, объясняющий развитие поло-ролевой идентификации у ребенка. Схематически они представлены в таблице 13.


Теория социального обучения предполагает, что одни и те же типы поведения по-разному подкрепляются у мальчиков и девочек. В общес­тве существует представление о том, какими должны быть мальчики и девочки и, соответственно этому, девочки, например, чаще получают одобрение окружающих, если ведут себя пассивно, а мальчики - если проявляют активность и независимость. Есть ряд доказательств того, чТо у мальчиков некоторые формы агрессивности (наиболее „биологи­ческой" черты) активно поддерживается окружающими. Девочки мо­гут проявлять свою враждебность, но не должны драться. Мальчикам чаше, чем девочкам говорят: „Дай сдачи," - и не одобряют, если они не могут сами справиться с обидчиком.

 

 


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ | Основные теории формирования половых различий


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.004 сек.