русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ


Дата добавления: 2015-01-16; просмотров: 877; Нарушение авторских прав


Нет ничего легче, чем разделить людей на группы по их половой принадлежности. Пол легко распознается уже у новорожденного р** бенка (если не считать немногочисленных патологических отклонении) и в подавляющем большинстве случав однозначно определяется у взро0 лого человека. Гораздо сложнее оказалось выяснить, различаются '


При анализе структуры индивидуальности (глава 7) говорилось о том, что на индивидном уровне наблюдаются отчетливые половые раз­личия, которые с возрастом имеют тенденцию к увеличению. К числу таких половых различий относятся, например, меньшая скорость реак­ции на световые и звуковые стимулы у мальчиков или больший объем поля зрения у девочек. Однако обыденные представления о половых различиях касаются не индивидного, а личностного уровня, т.е. пол­овых различий в социально значимых характеристиках. О них и будет говориться в данном разделе текста.

Американские психологи Элеонор Маккоби и Кэрол Джэклин про­анализировали результаты почти 5 тысяч опубликованных работ, в которых были представлены данные о половых различиях в разных психологических характеристиках - в интеллектуальных, личностных, в особенностях общения (Maccoby E.E., Jacklin C.N., 1974). Их выводы свидетельствую о том, что мнение о всепроникающем характере пол­овых различий, мягко говоря, преувеличено. Достоверные различия в психологических характеристиках у мальчиков и девочек, у мужчин и женщин получены лишь по четырем группам свойств.

1. Девочки превосходят мальчиков по вербальным способностям. Они не отличаются от мальчиков по скорости овладения речью, но после Двух лет они, в среднем, более охотно разговаривают с другими деть-ми, их речь - более правильная и сложная. Еще до начала обуче-ния в школе эти различия пропадают и появляются вновь лишь после ' I лет, оставаясь постоянными на протяжении всей жизни.



Это вербальное превосходство проявляется в разных формах. Так,
Девочки лучше решают задания, в которых требуется найти словарные
аналогии. (Примером словарной аналогии является задание такого
ю»

:


типа: слово „глагол" так относится к слову „спрягать", как слово „Су ществительное" к слову ?). У девочек и женщин выше беглость "

они лучше и быстрее понимают письменный текст, у них выше ра^ ность вербальных функций в пожилом возрасте. Как правило, разлц. чия между мужчинами и женщинами по этой характеристике находят ся в пределах одной четверти стандартного отклонения.

2. Мальчики превосходят девочек по пространственным способное,
тям. Различия между мальчиками и девочками появляются в подрос,
тковом возрасте, увеличиваются с годами и достигают во взрослом
возрасте 0,4 стандартного отклонения.

3. Мальчики превосходят девочек по математическим способностям
В раннем детстве и в первых классах школы различия не обнаружива-
ются. Начиная с 12-13 лет, различия между мальчиками и девочками
начинают увеличиваться, но оценить величину этих различий трудно,
поскольку данные исследований довольно противоречивы в оценке
величины этих различий.

4. Мальчики более агрессивны, чем девочки. Различия обнаружива­
ются с двух лет, т.е. тогда, когда они еще не могут быть результатом
особенностей социализации мальчиков. Различия касаются разных
проявлений агрессивности - агрессивных фантазий, вербальных про­
явлений агрессии, физической агрессии - и неизменно обнаруживают­
ся при сравнении разных культур.

Кроме этих, отчетливо выявленных половых различий, есть неко­торые свидетельства в пользу того, что еще некоторые характеристики не совсем одинаково проявляются у мужчин и женщин. Однако эти свидетельства не слишком надежны - либо слишком мало работ для того, чтобы что-нибудь уверенно утверждать, либо есть серьезные про­тиворечия в результатах разных исследований. Тем не менее, по неко­торым данным можно говорить о большей тревожности девочек и об их меньшей независимости. Мальчики, возможно, более активны, лю­бят соревнования с окружающими, а мужчины - более доминантны.

Никаких других психологических характеристик, достоверно раз­личающихся у девочек и мальчиков, у мужчин и женщин, обнаружено не было. Означает ли это, что этим коротким списком исчерпываются все половые различия в психологических характеристиках? Оказыва­ется, нет.

Названные здесь характеристики имеют устойчивые половые раз­личия. Они кросс-ситуативны, т.е. проявляются в разных ситуациях," характеризуют, в среднем, разные группы мужчин и женщин, незави­симо от их профессионального статуса, уровня образования и всех ДрУ' гих свойств. Но во многих случаях половые различия оказываются сцеП' ленными с другими особенностями, и поэтому их исследование дз^ разные результаты на разных выборках испытуемых.

Так, при исследовании конформности (склонности соглашать^1


кружаюшими) было обнаружено, что наименее конформными ока-° даются женщины, имеющие высшее образование. Женщины же с ни-3 иМ уровнем образования, проявляют наибольшую склонность под­чиняться мнению окружающих. Мужчины оказываются более конфор­мными, чем женщины с высшим образованием, и менее конформными, чем женщины, не имеющие высшего образования. Таким образом, уро­вень конформности женщин образует полюса на континууме этого свой­ства. А уровень конформности мужчин располагается в центре этого континуума.

Какие результаты были бы получены при изучении половых разли­чий в конформности, если бы не учитывалось образование? В зависи­мости от состава испытуемых в экспериментальной выборке можно было бы получить все возможные варианты - отсутствие половых раз­личий, большую конформность мужчин или большую конформность женщин.

Такое дифференцированное проявление половых различий в зави­симости от других особенностей и образует то многообразие половых различий, которое мы видим в реальной жизни и которое в значитель­ной степени приводит к противоречивости и неоднозначности резуль­татов исследований, рассматривающих пол как единственное основа­ние для классификации (когда группы выделяются по половому при­знаку без учета каких бы то ни было других особенностей человека).

На основании всего сказанного можно сделать некоторые выводы. Во-первых, половые различия в психологических проявлениях действи­тельно существуют. Во-вторых, некоторые из этих различий обнару­живаются явно в разных ситуациях и в разных группах мужчин и жен­щин. В-третьих, другие различия обнаружить довольно трудно, и при простом сопоставлении мужчин и женщин они не выявляются. В этом случае недостаточно спросить: „Чем отличаются мужчины от женщин?". Такой вопрос, как теперь уже понятно, рождает встречный: „Какие мужчины и от каких женщин?"



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ПРОИСХОЖАЕНИЕ ИНЛИВИЛУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ | ПРИЧИНЫ ПОЛОВЫХ РАЗЛИЧИЙ В ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИКАХ


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.003 сек.