Нет ничего легче, чем разделить людей на группы по их половой принадлежности. Пол легко распознается уже у новорожденного р** бенка (если не считать немногочисленных патологических отклонении) и в подавляющем большинстве случав однозначно определяется у взро0 лого человека. Гораздо сложнее оказалось выяснить, различаются '
При анализе структуры индивидуальности (глава 7) говорилось о том, что на индивидном уровне наблюдаются отчетливые половые различия, которые с возрастом имеют тенденцию к увеличению. К числу таких половых различий относятся, например, меньшая скорость реакции на световые и звуковые стимулы у мальчиков или больший объем поля зрения у девочек. Однако обыденные представления о половых различиях касаются не индивидного, а личностного уровня, т.е. половых различий в социально значимых характеристиках. О них и будет говориться в данном разделе текста.
Американские психологи Элеонор Маккоби и Кэрол Джэклин проанализировали результаты почти 5 тысяч опубликованных работ, в которых были представлены данные о половых различиях в разных психологических характеристиках - в интеллектуальных, личностных, в особенностях общения (Maccoby E.E., Jacklin C.N., 1974). Их выводы свидетельствую о том, что мнение о всепроникающем характере половых различий, мягко говоря, преувеличено. Достоверные различия в психологических характеристиках у мальчиков и девочек, у мужчин и женщин получены лишь по четырем группам свойств.
1. Девочки превосходят мальчиков по вербальным способностям. Они не отличаются от мальчиков по скорости овладения речью, но после Двух лет они, в среднем, более охотно разговаривают с другими деть-ми, их речь - более правильная и сложная. Еще до начала обуче-ния в школе эти различия пропадают и появляются вновь лишь после ' I лет, оставаясь постоянными на протяжении всей жизни.
Это вербальное превосходство проявляется в разных формах. Так, Девочки лучше решают задания, в которых требуется найти словарные аналогии. (Примером словарной аналогии является задание такого ю»
:
типа: слово „глагол" так относится к слову „спрягать", как слово „Су ществительное" к слову ?). У девочек и женщин выше беглость "
они лучше и быстрее понимают письменный текст, у них выше ра^ ность вербальных функций в пожилом возрасте. Как правило, разлц. чия между мужчинами и женщинами по этой характеристике находят ся в пределах одной четверти стандартного отклонения.
2. Мальчики превосходят девочек по пространственным способное, тям. Различия между мальчиками и девочками появляются в подрос, тковом возрасте, увеличиваются с годами и достигают во взрослом возрасте 0,4 стандартного отклонения.
3. Мальчики превосходят девочек по математическим способностям В раннем детстве и в первых классах школы различия не обнаружива- ются. Начиная с 12-13 лет, различия между мальчиками и девочками начинают увеличиваться, но оценить величину этих различий трудно, поскольку данные исследований довольно противоречивы в оценке величины этих различий.
4. Мальчики более агрессивны, чем девочки. Различия обнаружива ются с двух лет, т.е. тогда, когда они еще не могут быть результатом особенностей социализации мальчиков. Различия касаются разных проявлений агрессивности - агрессивных фантазий, вербальных про явлений агрессии, физической агрессии - и неизменно обнаруживают ся при сравнении разных культур.
Кроме этих, отчетливо выявленных половых различий, есть некоторые свидетельства в пользу того, что еще некоторые характеристики не совсем одинаково проявляются у мужчин и женщин. Однако эти свидетельства не слишком надежны - либо слишком мало работ для того, чтобы что-нибудь уверенно утверждать, либо есть серьезные противоречия в результатах разных исследований. Тем не менее, по некоторым данным можно говорить о большей тревожности девочек и об их меньшей независимости. Мальчики, возможно, более активны, любят соревнования с окружающими, а мужчины - более доминантны.
Никаких других психологических характеристик, достоверно различающихся у девочек и мальчиков, у мужчин и женщин, обнаружено не было. Означает ли это, что этим коротким списком исчерпываются все половые различия в психологических характеристиках? Оказывается, нет.
Названные здесь характеристики имеют устойчивые половые различия. Они кросс-ситуативны, т.е. проявляются в разных ситуациях," характеризуют, в среднем, разные группы мужчин и женщин, независимо от их профессионального статуса, уровня образования и всех ДрУ' гих свойств. Но во многих случаях половые различия оказываются сцеП' ленными с другими особенностями, и поэтому их исследование дз^ разные результаты на разных выборках испытуемых.
Так, при исследовании конформности (склонности соглашать^1
кружаюшими) было обнаружено, что наименее конформными ока-° даются женщины, имеющие высшее образование. Женщины же с ни-3иМ уровнем образования, проявляют наибольшую склонность подчиняться мнению окружающих. Мужчины оказываются более конформными, чем женщины с высшим образованием, и менее конформными, чем женщины, не имеющие высшего образования. Таким образом, уровень конформности женщин образует полюса на континууме этого свойства. А уровень конформности мужчин располагается в центре этого континуума.
Какие результаты были бы получены при изучении половых различий в конформности, если бы не учитывалось образование? В зависимости от состава испытуемых в экспериментальной выборке можно было бы получить все возможные варианты - отсутствие половых различий, большую конформность мужчин или большую конформность женщин.
Такое дифференцированное проявление половых различий в зависимости от других особенностей и образует то многообразие половых различий, которое мы видим в реальной жизни и которое в значительной степени приводит к противоречивости и неоднозначности результатов исследований, рассматривающих пол как единственное основание для классификации (когда группы выделяются по половому признаку без учета каких бы то ни было других особенностей человека).
На основании всего сказанного можно сделать некоторые выводы. Во-первых, половые различия в психологических проявлениях действительно существуют. Во-вторых, некоторые из этих различий обнаруживаются явно в разных ситуациях и в разных группах мужчин и женщин. В-третьих, другие различия обнаружить довольно трудно, и при простом сопоставлении мужчин и женщин они не выявляются. В этом случае недостаточно спросить: „Чем отличаются мужчины от женщин?". Такой вопрос, как теперь уже понятно, рождает встречный: „Какие мужчины и от каких женщин?"