Идентификация психологических черт и выяснение соотношений жду ними (разделение их по уровню обобщенности) представляют М бой первый этап изучения индивидуальных различий. На этом этапе снТуцтивные и почерпнутые из обыденной жизни представления о том, Ито все люди разные, получают необходимую для научного исследова-ия формализацию - очерчивается круг психологических характерис-к которые, с одной стороны, отражают существенные стороны психической жизни человека, а с другой, - устойчиво различаются у разных людей; выясняется диапазон индивидуальных различий в психологических характеристиках; появляется возможность давать сравнительную характеристику разным людям.
Как только определяются психологические характеристики, значимые для изучения индивидуальных различий, возникают новые вопросы. Различаются ли по этим характеристикам группы людей, выделенные на основании „естественных", легко выделяемых признаков, например, на основании социально-демографических характеристик? Какое влияние на различия между людьми оказывают социальные воздействия? Какова роль биологических различий между людьми, например их психофизиологических особенностей, в формировании индивидуальных различий в психолгических характеристиках? Связаны ли индивидуальные различия с наследственностью и, если да, то, в какой мере генотип человека определяет индивидуальные различия в психолгических характеристиках? Как изменяются индивидуальные различия в процессе развития?
Все эти вопросы связаны с проблемой происхождения индивидуальных различий. Поиск ответов на них определяют основные направления исследования индивидуальных различий, и именно эти вопросы и будут обсуждаться в этой части книги.
To.