Б.Г. Ананьев, руководитель одного из направлений исследования ндивидуальных различий в нашей стране и инициатор комплексного следования индивидуальности, считал, что для понимания структу-ы психологических свойств необходима интеграция знаний о человеке.
Его книга „Человек как предмет познания", опубликованная в 969 г., посвящена теоретическому обоснованию синтетического или133
комплексного подхода к исследованию человека, т.е. возможности ■ необходимости исследования человека с точки зрения разных научны» дисциплин. Принципиальным при таком подходе Ананьев считал вы. деление в структуре индивидуальности природных и социально-детер. минированных свойств человека.
Соответственно этому он рассматривал в структуре психологичес. ких свойств человека, с одной стороны, свойства индивида, а с др«. гой, - свойства субъекта деятельности и свойства личности (Ананьев Б.Г., 1969, 1977).
Индивидные или природные свойства человека образуются двумя груц. пами характеристик: во-первых, принадлежностью к определенному полу (половым диморфизмом) и, во-вторых, конституциональными и нейродинамическими особенностями.
Первая группа этих характеристик связана преимущественно с половыми различиями в психофизиологических, сенсо-моторных и сенсорно-перцептивных функциях. Половые различия в этих функциях обнаруживается на протяжении всей жизни человека и зависят от возраста: чем старше становится человек, тем больше дифференцируются его свойства и тем более отчетливо проявляются половые различия. Взаимозависимость половых и возрастных различий настолько велика, что Ананьев счел возможным рассматривать их как единую группу - воз-растно-половые свойства.
Во вторую группу свойств входят индивидуально-типические свойства: особенности телосложения, биохимические свойства (гуморальные и эндокринные) и нейродинамические свойства. Их название- индивидуально-типические-являются отражением истории изучения этих свойств: все они изначально исследовались в рамках типологических концепций.
Половые, возрастные и индивидуально-типические свойства являются первичными индивидными свойствами и образуют трехмерное пространство, в котором формируются вторичные индивидные свойства - психофизиологические функции и структура органических потребностей.
Высшим уровнем индивидного уровня являются задатки (на основе которых формируются различные склонности и способности) и темперамент.
Свойства субъекта деятельности характеризуют человека как субъекта познания, общения и труда. Так, в познавательной сфере человека показателями свойств человека как субъекта деятельности являютс' особенности внимания, памяти, интеллекта и т.д. Интеграцией эти» свойств (высшим уровнем в иерархии субъектных свойств человек* являются способности.
Особенности личностной сферы связаны, прежде всего, со статус»* социальными ролями и структурой ценностей. Эти первичные йс*
а образуют вторичные свойства личности, определяющие мотивацию оведения. Интеграция вторичных свойств, т.е. еще более высокий уровень в иерархии свойств личности, образует характер человека и его склонности.
Все эти группы свойств формируются во взаимодействии человека с оКружающей его действительностью, т.е. все они обладают характеристиками открытой системы. Именно благодаря тому, что они являются характеристиками открытой системы, они доступны для объективного познания. Однако для того, чтобы понять целостность человеческой индивидуальности, необходимо, по мнению Б.Г. Ананьева, представить человека не только как открытую систему, но и как систему „закрытую", замкнутую вследствие внутренней взаимосвязанности ее свойств (личности, индивида, субъекта)" (Б.Г. Ананьев, 1969. с. 327).
Таким образом, индивидуальность является относительно закрытой системой и представляет собой уникальное сочетание всех свойств человека как индивида и личности. В иерархической организации психологических свойств человека индивидуальность выступает как высший уровень этой иерархии по отношению к индивидному и личностному уровням: индивид —> личность, субъект деятельности —> индивидуальность.
Целостность индивидуальности в этом случае определяется центральной ролью свойств личности: они преобразуют и организовывают индивидные и субъектные свойства.
Для того, чтобы понять на операциональном уровне, в чем отличие такой структуры индивидуальности от эмпирических структур (в частности, от описанной в этой главе многофакторной системы индивидуальности Пауэлла и Ройса), рассмотрим, в чем заключается исследование индивидуальных различий, организованное в соответствии с данными теоретическими взглядами. Поскольку под руководством Ананьева такие исследования реально проводились, план такого исследования " здесь и будет описан (Палей И.М., 1978).
1. Прежде всего, такое исследование должно отвечать представлениям о динамических соотношениях, существующих между психологическими свойствами в структуре индивидуальности. Иначе говоря, при построении схемы такого исследования необходимо учитывать принцип развития и принцип структурно-генетического единства психологичес-ких свойств. Принцип развития предполагает, что психологические свойства и их структура могут изменяться как функция возраста, а смысл принципа структурно-генетического единства состоит в том, что стРуктура психологических свойств в каждый момент развития пред-тавляет собой одновременно и результат всего предшествующего раз-Вития, и основание (или потенциал) для последующего развития.
Учет этих принципов предполагает лонгитюдную организацию ис-вания - группа испытуемых, включенная в исследование, должна135
прослеживаться на протяжении некоторого периода времени, в тече. ние которого она будет неоднократно обследоваться - результаты исследования должны давать информацию о динамике изменения психо. логических особенностей во времени.
В этом состоит первое отличие от многофакторных систем: теоре. тически они тоже признают изменения в структуре свойств индивиду, альности, происходящее в процессе развития, но развитие в них не рас-сматривается как суть живой системы. Из-за этого многофакторные системы скорее статичны, чем динамичны.
2. На первом этапе комплексного исследования необходимо ото брать психологические характеристики. Они должны представлять все теоретически выделенные уровни этой иерархической системы, т.е. они должны включать в себя первичные и вторичные индивидные свойст- ва, а также свойства человека как субъекта деятельности и свойства личности. И в этом заключается отличие от чисто эмпирических иссле дований: в данном случае свойства отбираются на основании гипоте зы о структуре свойств индивидуальности. В эмпирических исследова ниях отбор свойств не направляется отчетливыми теоретическими пред ставлениями.
3. При получении в экспериментальном исследовании связей между различными характеристиками, анализ структуры этих связей должен проводиться с точки зрения различных критериев: они могут связы вать свойства одного уровня или свойства, относящиеся к разным уров ням; у них может быть разное направление (от части к целому или от целого к части), они могут быть разного типа- функциональные, при чинно-следственные и т.д.
Естественно задать вопрос, каким образом можно сделать вывод о направлении влияния или о причинно-следственных отношениях между психологическими свойствами на основании, например, корреляционных связей, которые дают информацию исключительно о мере связи и ни о чем больше (эта особенность корреляционных методов разбиралась в главе 1)? Оказывается такие возможности в некоторых случаях существуют.
Во-первых, если перед началом исследования постулируется определенная структура психологических характеристик, то при анализе связей в качестве гипотезы (только как гипотезы!) правомерно высказать предположение, например, о направлении связей.
Во-вторых, структуры связей могут быть проанализированы с точки зрения анализа путей (пример анализа путей будет рассматривать^ в главе 8 при анализе связей характеристик интеллекта и социально" экономических параметров). Это позволит уже вполне обоснованно,* не гипотетически провести качественный анализ взаимосвязей меЖДУ переменными.
В-третьих, лонгитюдный метод проведения эксперимента позвоЛ*
т провести межвозрастные сопоставления - сравнить предшествующие и последующие стадии развития. И эти связи вполне правомерно ин-терПретировать с точки зрения их содержания (например, как причинно-следственные отношения).
Качественный анализ связей позволяет сделать содержательные выводы. Они не сводятся к тому, что индивидуальные различия, полученные по двум психологическим характеристикам ковариируют или, как в случае факторного анализа, что индивидуальные различия нескольких свойств определяются общей латентной переменной. На основании качественного анализа связей можно, например, выяснить, как индивидные свойства функционируют в структуре личностных свойств или влияют ли личностные особенности на свойства индивидного уровня.
4. Последняя стадия исследования включает в себя анализ индивидуальности. Этот этап исследования предполагает дополнение результатов исследования данными, полученными с помощью идиографичес-ких методов (биографического, глубинного интервью и т.д.). Это позволяет дать описание конкретной индивидуальности.
В многофакторных системах уровень индивидуальности не является предметом непосредственного экспериментального анализа. Для понимания индивидуальности не собираются дополнительные данные, придающие определенный ракурс рассмотрения всех остальных психологических характеристик. Вывод об индивидуальном своеобразии каждого человека делается на основании суммирования данных, полученных при исследовании систем и подсистем структуры, т.е. при построении индивидуальных профилей.
В целом, главное отличие комплексного подхода к исследованию структуры индивидуальности от построения многофакторных систем состоит в том, что он стремится определить роль в структуре индивидуальности содержательно различающихся психологических свойств.