Работы другого направления исследования индивидуальных различий и структуры индивидуальности, проводившиеся под руководством В-С. Мерлина, также основаны на выделении природных и социально Детерминированных свойств человека и направлены на то, чтобы вы-Яснить особенности связей между одноуровневыми свойствами (при-"аДлежащими к одному уровню в системе свойств индивидуальности) Между разноуровневыми свойствами (B.C. Мерлин, 1976,1986).
°С. Мерлин выделил три уровня в структуре индивидуальности.
этим уровням относятся: 1) индивидуальные свойства организма;
Каждый из этих уровней имеет внутри себя два уровня. Для индиви-дуальных свойств организма эти уровни образованы, во-первых, био-химическими и общесоматическими особенностями и, во-вторых, свой-ствами нервной системы. Индивидуальные психические свойства раз. деляются на свойства темперамента и свойства личности, занимающие по отношению к свойствам темперамента более высокий иерархичес-кий уровень. Индивидуальные социально-психологические свойства определяются ролями в социальной группе и ролями в исторических общностях (принадлежностью к этнической группе, классу и т.д.).
Сопоставив между собой различные свойства, включенные в эту структуру - от биохимических и морфологических особенностей до характеристик, определяющих взаимоотношения в коллективе - Мер. лин предположил, что связи между этими особенностями могут быть двух типов: однозначные (обычные, характеризующие явления, относящиеся к одному иерархическому уровню) и много-многозначные (характеризующие связи между подсистемами или между разными иерархическими уровнями).
Примером много-многозначных связей являются связи между свойствами нервной системы и темпераментом: каждое свойство темперамента определяется разными свойствами нервной системы, а каждое свойство нервной системы лежит в основе нескольких свойств темперамента, т.е. нет таких свойств темперамента, которые однозначно определялись бы только одним свойством нижележащего уровня, и нет таких свойств нервной системы, которые влияли бы только на одно свойство вышележащего уровня.
Таким образом, много-многозначные связи обеспечивают относительную независимость разных иерархических уровней. В качестве математического выражения много-многозначной зависимости можно назвать цепь Маркова, рассматривающую вероятность появления некоторого события (в данном случае- свойства темперамента) в зависимости от ряда предшествующих событий (в данном случае - разных свойств нервной системы).
На основании данных, полученных в его лаборатории, а также по результатам других исследований, B.C. Мерлин попытался проанализировать, как часто встречаются много-многозначные связи и какие варианты этих связей существуют.
В результате было показано, что много-многозначная связь является общей для различных разноуровневых связей. Однако тип этой связи может меняться: связь свойств нервной системы и темперамента гомоморфна, что на экспериментальном уровне может выражаться, н>" пример, в совпадении крайних групп: люди, имеющие определенно сочетание свойств нервной системы, одновременно имеют и определен'138цое сочетание свойств темперамента. Свойства личности и социальный статус характеризуются другим типом связи - координированностью, когда, например, разные, и даже противоположные, свойства личности могут быть связаны с одинаковым статусом. При этом сама связь определяется более общими характеристиками. Что же это за более общие характеристики?
Анализируя причину много-многозначных связей, Мерлин и его коллеги пришли к выводу, что в основе много-многозначных связей лежит индивидуальный стиль деятельности.
Индивидуальный стиль деятельности понимается как система целенаправленных действий, при помощи которых достигается определенный результат. Функция его состоит в том, что он разрушает старые связи между свойствами разных уровней и создает новые. Например, страх общения (личностное свойство) может быть результатом тревожности (т.е. свойства темперамента) и слабости нервной системы (т.е. нейродинамического свойства). Преодоление этого страха достигается не изменением свойств темперамента и нервной системы, а разрушением связи между ними и страхом общения. Разрушиться же эта связь может благодаря выработке определенного индивидуального стиля деятельности - благодаря формированию приемов общения, которые повышают его эффективность и, таким образом, снижают страх.
Индивидуальные стили опосредуют разные уровни в структуре свойств индивидуальности. Исследование этой опосредующей роли показывает, что отсутствие или много-многозначность связей между характеристиками разных уровней совершенно не свидетельствует об индифферентности этих характеристик по отношению друг к другу: их соотношение определяет стиль деятельности и через стиль деятельности они оказываются взаимосвязаны (хотя на статистическом уровне связи непосредственно между ними может и не быть). Таким образом, стили деятельности, по мнению Мерлина, являются системообразующими характеристиками в структуре свойств человека и определяют Целостность индивидуальности.
3.3. СПОСОБНОСТИ В СТРУКТУРЕ ИНДВИДУАЛЬНОСТИ
Рассматривавшиеся до сих пор структуры индивидуальности возникли в контексте теорий, анализирующих целостность психологической структуры человека, - в теории интегральной индивидуальности С- Мерлина, при комплексном исследовании разноуровневых войств - у Б.Г. Ананьева. Но потребность в понимании структуры идивидуальности возникает и при изучении отдельных психологичес-Их феноменов. Связано это с тем, что разносторонний анализ любого сихологического явления возможен только тогда, когда понятно, ка-
Человек (индивидуальность)
организм
личность
интересы, склонности
потребности^^
эмоциональность
свойства нервной сис-\
интроверсия-у- экстраверт
^ темы, общие для чело-S века и для животныхсспециально-человеческие свойства нервной системы
актуализированные призвания
прижизненно сформированные системы временных связей
целеустремленность
кое место оно занимает в структуре других психологических свойств каково его соотношение с ними, какова роль биологических и соцц^ альных детерминант в его формировании. Примером такого подхода к анализу целостной индивидуальности является исследования способ, ностей, проводящееся под руководством Э.А. Голубевой (ГолубеваЭ д 1989, 1993).
При исследовании проблемы способностей Э.А. Голубева основы, вается на том их понимании, которое сформулировано в теоретичес. ких и подтверждено в экспериментальных работах Б.М.Теплова, осно-воположника дифференциально-психофизиологического направлент в исследовании индивидуальных различий.
Б.М.Теплов определял способности как индивидуально-психологические особенности и разделял собственно способности и их анатомо-физиологические задатки. Задатки, как считал Теплов, лежат в основе развития способностей и могут быть врожденными. Способности же, определяющие успешность деятельности, рассматривались им как ди-намические характеристики, находящиеся в процессе развития и осуществляющиеся в процессе деятельности. „Нельзя понимать дело так, что способность существует до того, как началась соответствующая деятельность, и только используется в этой последней", - писал Теплое.- „Не в том дело, что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности" (Б.М.Теплов, 1985, т.1,с.2О).
Из такого понимания способностей следует, что целостный подход к их изучению требует и анализа их природных предпосылок, и исследования того, как они проявляются в реальной деятельности, т.е. в социальной ситуации. Это определяет разведение двух взаимосвязанных уровней - уровня природных предпосылок способностей, с одной стороны, и, с другой, - личностного уровня, на котором они осуществляются и реализуются. Эти два уровня Голубева обозначает как „организм" и „личность" (см. рис.20).
Кроме изучения соотношения задатков и способностей, целостный анализ предполагает выяснение взаимосвязей способностей с психологическими свойствами, входящими в другие подструктуры индивидуальности. К таким подструктурам Голубева относит мотивацию, темперамент и характер (центральная часть схемы на рис.20). Способности занимают более высокий уровень в иерархии психологических свойств по отношению к мотивации и темпераменту и более низкий, по сравнению с характером. Такое понимание структуры психологических свойств оказывается близким к предложенному Ананьевым. К*" уже говорилось в этой главе, он рассматривал способности как интеграцию свойств субъектного уровня (интеграцию свойств человека к8" субъекта деятельности). При этом, согласно его представлениям, способности представляют более высокий уровень, по сравнению со свой
поведение
деятельность
жизнедеятельность
Рис.
20. Схема соотношения природного и социального в структуре индивидуальности (цит. по Голубевой Э.А., 1969)
ствами темперамента, и испытывают организующее воздействие свойств личности (характера).
Взаимосвязи между психологическими свойствами разных уровней определяются психологическими особенностями, общими для пар подструктур. Так, в качестве основных признаков темперамента Голубева называет эмоциональность и активность. Как было показано в при обсуждении структуры темперамента, эти свойства выделяются как существенные особенности темперамента всеми исследователями, занимавшимися его изучением. Но эмоциональность, кроме того, что она является свойством темперамента, определяет и динамику мотиваци-онной сферы, а активность является значимым формально-динамическим компонентом способностей. Следовательно, эти признаки - эмоциональность и активность обусловливают связь между разными подструктурами психологических свойств. Или, иначе говоря, эти призна-Ки (эмоциональность и активность) вместе с саморегуляцией и "осуждениями обеспечивают целостность всей структуры психологи-Ческих свойств.
Таким образом, положение способностей в структуре индивидуальности предполагает две координаты их рассмотрения - одна из них (го-РИзонтальная) связана с рассмотрением способностей в системе орга-
низм-личность, другая (вертикальная) - с рассмотрением способное, тей в системе различных подструктур психологических свойств. Соотч ветственно этому, как считает Голубева, при экспериментальном изу. чении способностей должно реализовываться три направления - пси-хофизиологические исследования (прежде всего, анализ нейродинами. ческих свойств), психологические (анализ когнитивных процессов свойств темперамента и характера) и социально-психологические (ана-лиз успешности деятельности).