русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

ТЕОРИЯ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ


Дата добавления: 2015-01-16; просмотров: 2843; Нарушение авторских прав


 

Работы другого направления исследования индивидуальных разли­чий и структуры индивидуальности, проводившиеся под руководством В-С. Мерлина, также основаны на выделении природных и социально Детерминированных свойств человека и направлены на то, чтобы вы-Яснить особенности связей между одноуровневыми свойствами (при-"аДлежащими к одному уровню в системе свойств индивидуальности) Между разноуровневыми свойствами (B.C. Мерлин, 1976,1986).

°С. Мерлин выделил три уровня в структуре индивидуальности.

этим уровням относятся: 1) индивидуальные свойства организма;


2) индивидуальные психические свойства; 3) индивидуальные социаль. но-психологические свойства.

Каждый из этих уровней имеет внутри себя два уровня. Для индиви-дуальных свойств организма эти уровни образованы, во-первых, био-химическими и общесоматическими особенностями и, во-вторых, свой-ствами нервной системы. Индивидуальные психические свойства раз. деляются на свойства темперамента и свойства личности, занимающие по отношению к свойствам темперамента более высокий иерархичес-кий уровень. Индивидуальные социально-психологические свойства определяются ролями в социальной группе и ролями в исторических общностях (принадлежностью к этнической группе, классу и т.д.).

Сопоставив между собой различные свойства, включенные в эту структуру - от биохимических и морфологических особенностей до характеристик, определяющих взаимоотношения в коллективе - Мер. лин предположил, что связи между этими особенностями могут быть двух типов: однозначные (обычные, характеризующие явления, отно­сящиеся к одному иерархическому уровню) и много-многозначные (ха­рактеризующие связи между подсистемами или между разными иерар­хическими уровнями).

Примером много-многозначных связей являются связи между свой­ствами нервной системы и темпераментом: каждое свойство темпера­мента определяется разными свойствами нервной системы, а каждое свойство нервной системы лежит в основе нескольких свойств темпе­рамента, т.е. нет таких свойств темперамента, которые однозначно определялись бы только одним свойством нижележащего уровня, и нет таких свойств нервной системы, которые влияли бы только на одно свойство вышележащего уровня.



Таким образом, много-многозначные связи обеспечивают относи­тельную независимость разных иерархических уровней. В качестве ма­тематического выражения много-многозначной зависимости можно назвать цепь Маркова, рассматривающую вероятность появления не­которого события (в данном случае- свойства темперамента) в зависи­мости от ряда предшествующих событий (в данном случае - разных свойств нервной системы).

На основании данных, полученных в его лаборатории, а также по результатам других исследований, B.C. Мерлин попытался проанали­зировать, как часто встречаются много-многозначные связи и какие варианты этих связей существуют.

В результате было показано, что много-многозначная связь являет­ся общей для различных разноуровневых связей. Однако тип этой свя­зи может меняться: связь свойств нервной системы и темперамента го­моморфна, что на экспериментальном уровне может выражаться, н>" пример, в совпадении крайних групп: люди, имеющие определенно сочетание свойств нервной системы, одновременно имеют и определен'138цое сочетание свойств темперамента. Свойства личности и социальный статус характеризуются другим типом связи - координированностью, когда, например, разные, и даже противоположные, свойства личнос­ти могут быть связаны с одинаковым статусом. При этом сама связь определяется более общими характеристиками. Что же это за более общие характеристики?

Анализируя причину много-многозначных связей, Мерлин и его коллеги пришли к выводу, что в основе много-многозначных связей лежит индивидуальный стиль деятельности.

Индивидуальный стиль деятельности понимается как система целе­направленных действий, при помощи которых достигается определен­ный результат. Функция его состоит в том, что он разрушает старые связи между свойствами разных уровней и создает новые. Например, страх общения (личностное свойство) может быть результатом тревож­ности (т.е. свойства темперамента) и слабости нервной системы (т.е. нейродинамического свойства). Преодоление этого страха достигает­ся не изменением свойств темперамента и нервной системы, а разруше­нием связи между ними и страхом общения. Разрушиться же эта связь может благодаря выработке определенного индивидуального стиля деятельности - благодаря формированию приемов общения, которые повышают его эффективность и, таким образом, снижают страх.

Индивидуальные стили опосредуют разные уровни в структуре свойств индивидуальности. Исследование этой опосредующей роли показывает, что отсутствие или много-многозначность связей между характеристиками разных уровней совершенно не свидетельствует об индифферентности этих характеристик по отношению друг к другу: их соотношение определяет стиль деятельности и через стиль деятельнос­ти они оказываются взаимосвязаны (хотя на статистическом уровне связи непосредственно между ними может и не быть). Таким образом, стили деятельности, по мнению Мерлина, являются системообразую­щими характеристиками в структуре свойств человека и определяют Целостность индивидуальности.

3.3. СПОСОБНОСТИ В СТРУКТУРЕ ИНДВИДУАЛЬНОСТИ

Рассматривавшиеся до сих пор структуры индивидуальности воз­никли в контексте теорий, анализирующих целостность психологичес­кой структуры человека, - в теории интегральной индивидуальности С- Мерлина, при комплексном исследовании разноуровневых войств - у Б.Г. Ананьева. Но потребность в понимании структуры идивидуальности возникает и при изучении отдельных психологичес-Их феноменов. Связано это с тем, что разносторонний анализ любого сихологического явления возможен только тогда, когда понятно, ка-

 


 



Человек (индивидуальность)

 

организм

личность

интересы, склонности

потребности^^

эмоциональность

свойства нервной сис-\

интроверсия-у- экстраверт

^ темы, общие для чело-S века и для животных с специально-чело­веческие свойства нервной системы

актуализи­рованные призвания

прижизненно сформи­рованные системы временных связей

целеустрем­ленность

кое место оно занимает в структуре других психологических свойств каково его соотношение с ними, какова роль биологических и соцц^ альных детерминант в его формировании. Примером такого подхода к анализу целостной индивидуальности является исследования способ, ностей, проводящееся под руководством Э.А. Голубевой (ГолубеваЭ д 1989, 1993).

При исследовании проблемы способностей Э.А. Голубева основы, вается на том их понимании, которое сформулировано в теоретичес. ких и подтверждено в экспериментальных работах Б.М.Теплова, осно-воположника дифференциально-психофизиологического направлент в исследовании индивидуальных различий.

Б.М.Теплов определял способности как индивидуально-психологи­ческие особенности и разделял собственно способности и их анатомо-физиологические задатки. Задатки, как считал Теплов, лежат в основе развития способностей и могут быть врожденными. Способности же, определяющие успешность деятельности, рассматривались им как ди-намические характеристики, находящиеся в процессе развития и осу­ществляющиеся в процессе деятельности. „Нельзя понимать дело так, что способность существует до того, как началась соответствующая де­ятельность, и только используется в этой последней", - писал Теп­лое.- „Не в том дело, что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности" (Б.М.Теплов, 1985, т.1,с.2О).

Из такого понимания способностей следует, что целостный подход к их изучению требует и анализа их природных предпосылок, и иссле­дования того, как они проявляются в реальной деятельности, т.е. в со­циальной ситуации. Это определяет разведение двух взаимосвязанных уровней - уровня природных предпосылок способностей, с одной сто­роны, и, с другой, - личностного уровня, на котором они осуществля­ются и реализуются. Эти два уровня Голубева обозначает как „орга­низм" и „личность" (см. рис.20).

Кроме изучения соотношения задатков и способностей, целостный анализ предполагает выяснение взаимосвязей способностей с психоло­гическими свойствами, входящими в другие подструктуры индивиду­альности. К таким подструктурам Голубева относит мотивацию, тем­перамент и характер (центральная часть схемы на рис.20). Способнос­ти занимают более высокий уровень в иерархии психологических свойств по отношению к мотивации и темпераменту и более низкий, по сравнению с характером. Такое понимание структуры психологичес­ких свойств оказывается близким к предложенному Ананьевым. К*" уже говорилось в этой главе, он рассматривал способности как интег­рацию свойств субъектного уровня (интеграцию свойств человека к8" субъекта деятельности). При этом, согласно его представлениям, спо­собности представляют более высокий уровень, по сравнению со свой


 

поведение
деятельность

жизнедеятельность

Рис.

20. Схема соотношения природного и социального в структуре индивидуальности (цит. по Голубевой Э.А., 1969)

ствами темперамента, и испытывают организующее воздействие свойств личности (характера).

Взаимосвязи между психологическими свойствами разных уровней определяются психологическими особенностями, общими для пар под­структур. Так, в качестве основных признаков темперамента Голубева называет эмоциональность и активность. Как было показано в при обсуждении структуры темперамента, эти свойства выделяются как существенные особенности темперамента всеми исследователями, за­нимавшимися его изучением. Но эмоциональность, кроме того, что она является свойством темперамента, определяет и динамику мотиваци-онной сферы, а активность является значимым формально-динамичес­ким компонентом способностей. Следовательно, эти признаки - эмо­циональность и активность обусловливают связь между разными под­структурами психологических свойств. Или, иначе говоря, эти призна-Ки (эмоциональность и активность) вместе с саморегуляцией и "осуждениями обеспечивают целостность всей структуры психологи-Ческих свойств.

Таким образом, положение способностей в структуре индивидуаль­ности предполагает две координаты их рассмотрения - одна из них (го-РИзонтальная) связана с рассмотрением способностей в системе орга-


низм-личность, другая (вертикальная) - с рассмотрением способное, тей в системе различных подструктур психологических свойств. Соотч ветственно этому, как считает Голубева, при экспериментальном изу. чении способностей должно реализовываться три направления - пси-хофизиологические исследования (прежде всего, анализ нейродинами. ческих свойств), психологические (анализ когнитивных процессов свойств темперамента и характера) и социально-психологические (ана-лиз успешности деятельности).


ЫВОДЫ




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ | Часть III


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.004 сек.