Вербальный интеллект Пространственные способности Логическое мышление Математические способности Беглость Флюидный интеллект
0,31 0,24 0,35 0,21 0,30 0,24
0,37 0,22 0,35 0,25 0,27 0,26
0,46 0,28 0.45 0,26 0,38 0,38
Такой же результат получился и при анализе связей академической успеваемости и мотивационной сферы личности - некоторые мотив»' ционные характеристики оказались тесно связаны с успешностью Дв*
льНости (коэффициенты корреляции приближались к 0,5), другие бнарУжилилишь тенденцию к связи.
Теперь проанализируем результаты этого исследования. Здесь было представлено три группы данных. В первом случае сопоставлялись частные характеристики двух психологических сфер. Во втором - в качеств особенностей личности были взяты более общие характеристики. В третьем -рассматривались общие показатели интеллектуальной деятельности. Во втором и третьем случае картина связей получилась более дифференцированной - обнаруживаются и тесно взаимосвязанные характеристики и такие пары характеристик, которые практически не связаны.
О чем может свидетельствовать такой результат? По-видимому, о том, что связи между характеристиками разных сфер (в данном случае между особенностями личности и интеллектом) могут детерминироваться теми же закономерностями, что и связи внутри каждой психологической сферы: обобщенные характеристики (занимающие более высокий уровень в иерархии психологических черт) определяют индивидуальные различия одной группы психологических особенностей и не оказывают влияния на другие группы. Иначе говоря, можно предположить, что в целостной структуре индивидуальности связи между разными характеристиками определяются тем, какой уровень они занимают в иерархии индивидуальности.
2. МНОГОФАКТОРНАЯ СИСТЕМА ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
Попытки обобщить данные, полученные в факторно-аналитических исследованиях, и на основании этих данных создать структуру психологических характеристик, относящихся к разным психологическим сферам (интеллектуальной, личностной, мотивационной и т.д.) получили название многофакторных систем индивидуальности.
Создатели наиболее известной из таких систем, Дж. Ройс и А. Пау-елл (Pawell A., Royce J.R., 1978, 1985), постулируют, что структура индивидуальности представляет собой суперсистему, которая определяется шестью взаимодействующими системами - сенсорной, моторной, когнитивной, аффективной, а также системой стилей и системой цен-н°стей (см. рис.18).
Функции сенсорной системы состоят в превращении физической Нергии в психологическую информацию. Функции моторной систе-"Ь1 в превращении психологической информации в физическую энер- ^енс°рная и моторная системы обеспечивают вход и выход ин-ции, ее кодирование и декодирование.
Рис. 18. Структура психологических свойств, предложенная Ройсом (цит. по Paweil A., Royce J.R., 1985)
Когнитивная система связана с обработкой информации, позволяющей определить основные параметры окружающего мира. Аффективная система преобразует информацию в состояния активации. Когнитивная и аффективная системы являются центральными уровнями системы, отвечающими за обработку информации.
Система стилей связана с обобщением и преобразованием информации, получаемой от когнитивной и аффективной систем. Кроме этого, система стилей отвечает за выбор соответствующих способов обработки информации. Система ценностей также обобщает информацию, но не для выбора способа действия, а для того, чтобы выделить цели и определить возможности и пути их достижения. Системы стилей и ценностей, как и когнитивная и аффективная системы, связаны с переработкой информации, но уровень обобщения, обеспечиваемый этими системами, более высокий: они интегрируют информацию на уровЯ* целостной индивидуальности.
В каждую из этих шести систем включены подсистемы или системь1 более низкого уровня. На рисунке они обозначены в каждом блоке ПОД
Когнитивный тип
«той. Так, когнитивная система объединяет в себе системы воспри-4 ия понятийного мышления и символического мышления, которые в яТ ' очередь являются более высоким уровнем для более частных сис-сВм Например, понятийное мышление является более высоким уров-Т м ДЛЯ вербального и логического мышления, восприятие - для систе-"ы зрительно-пространственных способностей и памяти. Эти подсистемы тоже представляют собой более высокий уровень для еще более Устных подсистем, например, логическое мышление определяется индуктивным и дедуктивным мышлением. В целом, каждая из шести систем включает в себя три уровня подсистем. Для примера, представляем на рисунке 19 подсистемы когнитивной системы. Подобные структуры были получены и для других пяти систем.
Рис. 19. Иерархическая структура когнитивной системы (цит. по Paweil A., Royce J.R., 1985)
Разноуровневость и иерархическая структура каждой из этих шести систем была определена на основании факторного анализа - выделения факторов первого, второго и третьего порядков. Всего при создании многофакторной системы индивидуальности было выделено около 200 факторов. Но, как видно из рисунка 18, иерархическая организация присуща не только каждой из шести систем. Сами эти 6 систем то*е имеют иерархическое строение: к первому уровню относятся сен9 129
сорная и моторная системы, ко второму - когнитивная и аффективна» к третьему - системы стилей и ценностей. Какими же были основан^ для разнесения этих систем по разным уровням?
Определение места, которое занимает та или иная система (сенсоп. ная, моторная, когнитивная и т.д.) во всей многофакторной систем, индивидуальности производилось Пауеллом и Ройсом на основанщ предположений о природе тех психологических особенностей, которы, включены в каждую систему.
Так, авторы считают, что психологические свойства, входящие в системы первого уровня (в сенсорную и моторную), в большей степещ обусловлены генотипом, чем средой. Эффективность обработки инфор. мации на этом уровне является, по мнению авторов, критическим фак-тором для выживания человека как представителя биологического вида; если поступающая из-вне информация не воспринималась бы индивидом и если на эту информацию не сформировывался бы адекватный ответ, то вид просто не сохранился бы. Поэтому эффективность работы этих систем имеет приспособительное значение в биологическом смысле, а свойства, входящие в эти системы, являются вследствие этого генетически обусловленными.
Свойства аффективной и когнитивных систем также имеют адаптивное значение, но смысл адаптации, которую обеспечивают они, состоит в гибкости реагирования на внешние условия. Оптимальный уровень гибкости, по мнению авторов, может обеспечить только баланс между генетическими и средовыми детерминантами: исключительно генетическая детерминация привела бы к излишней ригидности свойств, входящих в когнитивную и аффективную системы, а исключительно средовая детерминация сделала бы эти свойства неустойчивыми. В эволюционном смысле и то, и другое (и ригидность, и излишняя гибкость) привело бы к потере приспособительной функции психологических свойств этого уровня, и поэтому, как считают Пауелл и Ройс, можно ожидать, что генотип обусловливает примерно половину вариативности этих свойств.
Свойства, входящие в системы стилей и ценностей, полностью определяются средовыми условиями. Функции этих систем состоят в координации информации, поступающей из нижележащих уровней системы, и в интеграции всех психологических свойств, образующих индивидуальность. Системы стилей и ценностей человека способствуют формированию обобщенного представления о реальности и о себе самом, но эти представления будут иметь адаптивное значение только» том случае, если они будут соответствовать нормам общества, т.е. тому* что сформировалось в процессе культурной, а не биологической эво-
люции.
Соотношение свойств в многофакторной системе образует „проФ* иль индивидуальности". Профиль индивидуальности является измен*'
йся во времени характеристикой, поскольку в процессе жизни че-века в результате развития и обучения изменяются и сами свойства, л, а3уюшие основные системы, и соотношение между этими свойства-°и (например, могут возникать новые связи и внутри каждого иерар-„ческого уровня и между разными уровнями). Кроме того, под влия-ием требований внешних условий разные свойства могут выполнять азные функции: поскольку не может быть такого профиля индивидуальности, который идеально отвечал бы всем возможным жизненным сИтуациям, одни психологические свойства могут компенсировать недостатки других и, таким образом, способствовать тому, чтобы разные профили индивидуальности были адекватны в самых разных ситуациях.
Подводя итоги, можно сказать следующее: 1) общей чертой всех свойств, входящих в многофакторную систему является то, что они связаны с обработкой информации; 2) многофакторная система представляет собой иерархию систем, каждая из которых обладает своей спецификой в процессе обработки информации; 3) каждая система, входящая в многофакторную систему, сама имеет иерархическое строение; 4) каждый уровень многофакторной системы имеет разное адаптивное значение в эволюционном смысле (чем ниже уровень, тем в большей степени обусловлены генотипом свойства, входящие в системы этого уровня); 5) между психологическими свойствами, входящими в многофакторную систему существуют динамические отношения: могут изменяться сами свойства, может изменяться соотношение свойств, может изменяться адаптивное значение свойств, компенсируя недостатки профиля индивидуальности и способствуя его приспособлению к требованиям ситуации.
3. СООТНОШЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО И
БИОЛОГИЧЕСКОГО В СТРУКТУРЕ
ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
Описанная структура индивидуальности представляет собой один чз возможных вариантов логического завершения факторно-аналитических исследований отдельных психологических сфер. Она обобщает и структурирует большой эмпирический материал, организуя его на основании ряда теоретических принципов - представлений о природе Разных психологических свойств, об их связи с процессами обработки Информации, об их изменении в процессе развития. Однако сам способ выделения психологических свойств с помощью факторно-аналитических исследований, ориентированный на получение максимально обобщенных характеристик, может приводить к потере специфики психо-
логических особенностей. Как было показано при анализе структуру личностных свойств (глава 5), результатом факторно-аналитическщ исследований может быть размывание границ между качественно раз. личающимися психологическими особенностями (например, между свойствами темперамента и теми характеристиками личности, которые отражают ее ценностную структуру).
Единственным способом разрешить эту неоднозначность результа. тов является содержательный анализ психологических особенностей преодоление эмпиризма в их исследовании. Примеры такого содержа^ тельного анализа структуры свойств индивидуальности и будут пред. ставлены в данном разделе текста.
Структуры свойств индивидуальности, которые будут описаны имеют отличия по ряду параметров: по количеству уровней, образую^ щих иерархию психологических свойств, по составу свойств, включенных в разные уровни, по системообразующим характеристикам, обеспечивающим единство и целостность индивидуальности. Тем не менее, их авторы согласны в главном: человек одновременно является и представителем биологического вида, имеющего длинную эволюционную историю, и членом общества, которое является результатом исторического развития, и поэтому принципиальным для понимания структуры психологических свойств является представление о взаимодействии биологических и социальных факторов в формировании индивидуальности (см. таблицу 13).
Таблица И Основные компоненты структуры индивидуальности
Уровни в структуре Свойства, входящие Системообразующие индивидуальности в каждый уровень свойства
Б.Г.Ананьев (1969)
I. Индивид 1) Пол, возраст, конституция Свойства личности нейродинамика 2) Психофизиологические функции, органические потребности 3) Задатки, температмент
II. Субъект 1) Когнитивные деятельности характеристики, коммуникативные свойства, трудоспособноть 2) Способности
II. Личность 1) Статус, социальные роли, структура ценностей 2) Мотивация поведения 3) Характер, склонности
Продолжение табл. 13
уровни в структуре Свойства, входящие Системообразующие индивидуальности в каждый уровень свойства
B.C. Мерлин (1986) __________________ .____________ ____________ |--------------------------------
I Свойства 1) Биохимические Индивидуальный стиль организма свойства деятельности 2) Общесоматические свойства
II. Психические 1) Темперамент свойства 2) Свойства личности
III. Социально- 1) Социальные роли психологические в социальной группе свойства 2) Социальные роли в исторических общностях
Э.А.Голубева(1989)
I. Организм 1) Первичные Эмоциональность, поребности активность, 2) Свойства нервной саморегуляция, систем ы. общие для побуждение человека иживотных 3) Специально человеческие свойства нервной системы 4) Прижизненно сформированные системы временных связей
И. Личность 1) Склонности 2) Наиболее обобщенные свойства темпера-мента 3) Реализация способностей 4) Свойства характера