русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Обобщенные показатели личности и показатели интеллектуальных тестов (цит. по Cattel R.B.. 1987)


Дата добавления: 2015-01-16; просмотров: 1392; Нарушение авторских прав


 

Показатели интеллекта Я-концепция Социальная адаптация Лидерство
Вербальный интеллект Пространственные способности Логическое мышление Математические способности Беглость Флюидный интеллект 0,31 0,24 0,35 0,21 0,30 0,24 0,37 0,22 0,35 0,25 0,27 0,26 0,46 0,28 0.45 0,26 0,38 0,38

Такой же результат получился и при анализе связей академической успеваемости и мотивационной сферы личности - некоторые мотив»' ционные характеристики оказались тесно связаны с успешностью Дв*


льНости (коэффициенты корреляции приближались к 0,5), другие бнарУжили лишь тенденцию к связи.

Теперь проанализируем результаты этого исследования. Здесь было представлено три группы данных. В первом случае сопоставлялись час­тные характеристики двух психологических сфер. Во втором - в качес­тв особенностей личности были взяты более общие характеристики. В третьем -рассматривались общие показатели интеллектуальной дея­тельности. Во втором и третьем случае картина связей получилась бо­лее дифференцированной - обнаруживаются и тесно взаимосвязанные характеристики и такие пары характеристик, которые практически не связаны.

О чем может свидетельствовать такой результат? По-видимому, о том, что связи между характеристиками разных сфер (в данном случае между особенностями личности и интеллектом) могут детерминировать­ся теми же закономерностями, что и связи внутри каждой психологи­ческой сферы: обобщенные характеристики (занимающие более высо­кий уровень в иерархии психологических черт) определяют индивиду­альные различия одной группы психологических особенностей и не оказывают влияния на другие группы. Иначе говоря, можно предпол­ожить, что в целостной структуре индивидуальности связи между раз­ными характеристиками определяются тем, какой уровень они зани­мают в иерархии индивидуальности.



2. МНОГОФАКТОРНАЯ СИСТЕМА ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

Попытки обобщить данные, полученные в факторно-аналитических исследованиях, и на основании этих данных создать структуру психо­логических характеристик, относящихся к разным психологическим сферам (интеллектуальной, личностной, мотивационной и т.д.) полу­чили название многофакторных систем индивидуальности.

Создатели наиболее известной из таких систем, Дж. Ройс и А. Пау-елл (Pawell A., Royce J.R., 1978, 1985), постулируют, что структура ин­дивидуальности представляет собой суперсистему, которая определя­ется шестью взаимодействующими системами - сенсорной, моторной, когнитивной, аффективной, а также системой стилей и системой цен-н°стей (см. рис.18).

Функции сенсорной системы состоят в превращении физической Нергии в психологическую информацию. Функции моторной систе-"Ь1 в превращении психологической информации в физическую энер- ^енс°рная и моторная системы обеспечивают вход и выход ин-ции, ее кодирование и декодирование.


 


Рис. 18. Структура психологических свойств, предложенная Ройсом (цит. по Paweil A., Royce J.R., 1985)

Когнитивная система связана с обработкой информации, позволя­ющей определить основные параметры окружающего мира. Аффектив­ная система преобразует информацию в состояния активации. Когни­тивная и аффективная системы являются центральными уровнями сис­темы, отвечающими за обработку информации.

Система стилей связана с обобщением и преобразованием инфор­мации, получаемой от когнитивной и аффективной систем. Кроме это­го, система стилей отвечает за выбор соответствующих способов обра­ботки информации. Система ценностей также обобщает информацию, но не для выбора способа действия, а для того, чтобы выделить цели и определить возможности и пути их достижения. Системы стилей и цен­ностей, как и когнитивная и аффективная системы, связаны с перера­боткой информации, но уровень обобщения, обеспечиваемый этими системами, более высокий: они интегрируют информацию на уровЯ* целостной индивидуальности.

В каждую из этих шести систем включены подсистемы или системь1 более низкого уровня. На рисунке они обозначены в каждом блоке ПОД


 

Когнитивный тип

«той. Так, когнитивная система объединяет в себе системы воспри-4 ия понятийного мышления и символического мышления, которые в яТ ' очередь являются более высоким уровнем для более частных сис-сВм Например, понятийное мышление является более высоким уров-Т м ДЛЯ вербального и логического мышления, восприятие - для систе-"ы зрительно-пространственных способностей и памяти. Эти подсис­темы тоже представляют собой более высокий уровень для еще более Устных подсистем, например, логическое мышление определяется ин­дуктивным и дедуктивным мышлением. В целом, каждая из шести сис­тем включает в себя три уровня подсистем. Для примера, представляем на рисунке 19 подсистемы когнитивной системы. Подобные структуры были получены и для других пяти систем.

Рис. 19. Иерархическая структура когнитивной системы (цит. по Paweil A., Royce J.R., 1985)

Разноуровневость и иерархическая структура каждой из этих шести систем была определена на основании факторного анализа - выделе­ния факторов первого, второго и третьего порядков. Всего при созда­нии многофакторной системы индивидуальности было выделено око­ло 200 факторов. Но, как видно из рисунка 18, иерархическая органи­зация присуща не только каждой из шести систем. Сами эти 6 систем то*е имеют иерархическое строение: к первому уровню относятся сен9 129


сорная и моторная системы, ко второму - когнитивная и аффективна» к третьему - системы стилей и ценностей. Какими же были основан^ для разнесения этих систем по разным уровням?

Определение места, которое занимает та или иная система (сенсоп. ная, моторная, когнитивная и т.д.) во всей многофакторной систем, индивидуальности производилось Пауеллом и Ройсом на основанщ предположений о природе тех психологических особенностей, которы, включены в каждую систему.

Так, авторы считают, что психологические свойства, входящие в системы первого уровня (в сенсорную и моторную), в большей степещ обусловлены генотипом, чем средой. Эффективность обработки инфор. мации на этом уровне является, по мнению авторов, критическим фак-тором для выживания человека как представителя биологического вида; если поступающая из-вне информация не воспринималась бы индиви­дом и если на эту информацию не сформировывался бы адекватный ответ, то вид просто не сохранился бы. Поэтому эффективность рабо­ты этих систем имеет приспособительное значение в биологическом смысле, а свойства, входящие в эти системы, являются вследствие этого генетически обусловленными.

Свойства аффективной и когнитивных систем также имеют адап­тивное значение, но смысл адаптации, которую обеспечивают они, со­стоит в гибкости реагирования на внешние условия. Оптимальный уро­вень гибкости, по мнению авторов, может обеспечить только баланс между генетическими и средовыми детерминантами: исключительно генетическая детерминация привела бы к излишней ригидности свойств, входящих в когнитивную и аффективную системы, а исключительно средовая детерминация сделала бы эти свойства неустойчивыми. В эво­люционном смысле и то, и другое (и ригидность, и излишняя гибкость) привело бы к потере приспособительной функции психологических свойств этого уровня, и поэтому, как считают Пауелл и Ройс, можно ожидать, что генотип обусловливает примерно половину вариативнос­ти этих свойств.

Свойства, входящие в системы стилей и ценностей, полностью оп­ределяются средовыми условиями. Функции этих систем состоят в ко­ординации информации, поступающей из нижележащих уровней сис­темы, и в интеграции всех психологических свойств, образующих ин­дивидуальность. Системы стилей и ценностей человека способствуют формированию обобщенного представления о реальности и о себе са­мом, но эти представления будут иметь адаптивное значение только» том случае, если они будут соответствовать нормам общества, т.е. тому* что сформировалось в процессе культурной, а не биологической эво-

 

люции.

Соотношение свойств в многофакторной системе образует „проФ* иль индивидуальности". Профиль индивидуальности является измен*'


йся во времени характеристикой, поскольку в процессе жизни че-века в результате развития и обучения изменяются и сами свойства, л, а3уюшие основные системы, и соотношение между этими свойства-°и (например, могут возникать новые связи и внутри каждого иерар-„ческого уровня и между разными уровнями). Кроме того, под влия-ием требований внешних условий разные свойства могут выполнять азные функции: поскольку не может быть такого профиля индивиду­альности, который идеально отвечал бы всем возможным жизненным сИтуациям, одни психологические свойства могут компенсировать не­достатки других и, таким образом, способствовать тому, чтобы раз­ные профили индивидуальности были адекватны в самых разных ситуациях.

Подводя итоги, можно сказать следующее: 1) общей чертой всех свойств, входящих в многофакторную систему является то, что они свя­заны с обработкой информации; 2) многофакторная система представ­ляет собой иерархию систем, каждая из которых обладает своей специ­фикой в процессе обработки информации; 3) каждая система, входя­щая в многофакторную систему, сама имеет иерархическое строение; 4) каждый уровень многофакторной системы имеет разное адаптивное значение в эволюционном смысле (чем ниже уровень, тем в большей степени обусловлены генотипом свойства, входящие в системы этого уровня); 5) между психологическими свойствами, входящими в много­факторную систему существуют динамические отношения: могут изме­няться сами свойства, может изменяться соотношение свойств, может изменяться адаптивное значение свойств, компенсируя недостатки профиля индивидуальности и способствуя его приспособлению к тре­бованиям ситуации.

3. СООТНОШЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО И

БИОЛОГИЧЕСКОГО В СТРУКТУРЕ

ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

Описанная структура индивидуальности представляет собой один чз возможных вариантов логического завершения факторно-аналити­ческих исследований отдельных психологических сфер. Она обобщает и структурирует большой эмпирический материал, организуя его на основании ряда теоретических принципов - представлений о природе Разных психологических свойств, об их связи с процессами обработки Информации, об их изменении в процессе развития. Однако сам способ выделения психологических свойств с помощью факторно-аналитичес­ких исследований, ориентированный на получение максимально обоб­щенных характеристик, может приводить к потере специфики психо-


логических особенностей. Как было показано при анализе структуру личностных свойств (глава 5), результатом факторно-аналитическщ исследований может быть размывание границ между качественно раз. личающимися психологическими особенностями (например, между свойствами темперамента и теми характеристиками личности, которые отражают ее ценностную структуру).

Единственным способом разрешить эту неоднозначность результа. тов является содержательный анализ психологических особенностей преодоление эмпиризма в их исследовании. Примеры такого содержа^ тельного анализа структуры свойств индивидуальности и будут пред. ставлены в данном разделе текста.

Структуры свойств индивидуальности, которые будут описаны имеют отличия по ряду параметров: по количеству уровней, образую^ щих иерархию психологических свойств, по составу свойств, включен­ных в разные уровни, по системообразующим характеристикам, обес­печивающим единство и целостность индивидуальности. Тем не менее, их авторы согласны в главном: человек одновременно является и пред­ставителем биологического вида, имеющего длинную эволюционную историю, и членом общества, которое является результатом историчес­кого развития, и поэтому принципиальным для понимания структуры психологических свойств является представление о взаимодействии биологических и социальных факторов в формировании индивидуаль­ности (см. таблицу 13).

Таблица И Основные компоненты структуры индивидуальности

 

Уровни в структуре Свойства, входящие Системообразующие индивидуальности в каждый уровень свойства Б.Г.Ананьев (1969) I. Индивид 1) Пол, возраст, конституция Свойства личности нейродинамика 2) Психофизиологические функции, органические потребности 3) Задатки, температмент II. Субъект 1) Когнитивные деятельности характеристики, коммуникативные свойства, трудоспособноть 2) Способности II. Личность 1) Статус, социальные роли, структура ценностей 2) Мотивация поведения 3) Характер, склонности

Продолжение табл. 13

 

уровни в структуре Свойства, входящие Системообразующие индивидуальности в каждый уровень свойства B.C. Мерлин (1986) __________________ .____________ ____________ |-------------------------------- I Свойства 1) Биохимические Индивидуальный стиль организма свойства деятельности 2) Общесоматические свойства II. Психические 1) Темперамент свойства 2) Свойства личности III. Социально- 1) Социальные роли психологические в социальной группе свойства 2) Социальные роли в исторических общностях Э.А.Голубева(1989) I. Организм 1) Первичные Эмоциональность, поребности активность, 2) Свойства нервной саморегуляция, систем ы. общие для побуждение человека иживотных 3) Специально человеческие свойства нервной системы 4) Прижизненно сформированные системы временных связей И. Личность 1) Склонности 2) Наиболее обобщенные свойства темпера-мента 3) Реализация способ­ностей 4) Свойства характера


<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
МЕНИНГЕРСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОГНИТИВНЫХ СТИЛЕЙ | ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.004 сек.