С конца 30-х годов велись работы, в которых исследование перцептивных характеристик (особенностей восприятия) привело к выделению наиболее известного и на сегодня наиболее тщательно исследованного когнитивного стиля, названного полезависимостью-поленеза-висимостью.
Изучая особенности ориентации в пространстве у летчиков, Герман Уиткин обратил внимание на индивидуальные различия в доверии к зрительной и вестибулярной информации. В обычной ситуации зрительная информация (то, что мы видим вокруг себя) и вестибулярная (та, которую мы получаем на основании положения своего тела в пространстве) не противоречат друг другу: наше восприятие вертикальных и горизонтальных линий может в равной степени основываться и на том, что мы видим вокруг себя (например, стены домов) и на ощущении силы тяжести. Однако летчики часто оказываются в ситуации, когда зрительные и гравитационные ориентиры дают не согласующуюся информацию: те объекты, которые они видят из кабины самолета, предоставляют одну систему горизонтальных и вертикальных линий, а кабина самолета (и положение собственного тела) - другую.
Для того, чтобы отбирать людей, которые смогут успешно справляться с решением этой конфликтной ситуации.Уиткин разработал три теста (Witkin H., 1949; Witkin H., Asch S.E., 1948).
В одном из них, тесте стержня и рамки, испытуемому предлагалось восстановить вертикальное положение стержня, помещенного в центр Рамки. Ориентация и стержня и рамки от пробы к пробе менялись (рис. 15 а), б), в)).
Поскольку испытуемый находился в темном помещении, в котором
освещены были лишь стимульные объекты, единственные ориентиры,
Оторыми он мог пользоваться, манипулируя стержнем, - это рамка и
°бственное положение в пространстве. Испытуемые, полагавшиеся в
А б в
Рис. 15. Разные положения стержня и рамки в тесте Уиткина
большей степени на положение рамки (т.е. на зрительное поле), менее точно устанавливали вертикальное положение стержня, чем те, кото-рые принимали решение на основе своего положения в пространстве, т.е. не были зависимы от зрительного поля, окружавшего стержень.
С помощью второго теста - корректирования положения тела - определялось, на основании чего испытуемый воспринимает свое положение в пространстве как вертикальное. В эксперименте варьировались угол наклона стула и угол наклона комнаты, которая выступала как его зрительное поле. Стремление наклонить свой стул в ту же сторону, в которую наклонена и комната, свидетельствовало о зависимости от зрительного поля, а приближение положения своего тела к действительно вертикальному положению - об относительной независимости от него,
В третьем тесте, тесте вращающейся комнаты, от испытуемого требовалось, как и в предыдущем, придать себе и комнате вертикальное положение, но, в отличие от него, изменение поля достигалось не изменением угла наклона комнаты, а вращением испытуемого. Комната же и стул всегда находились в строго вертикальном положении. В данном случае к большей точности (сохранению вертикальности) должна была приводить ориентация на зрительное поле, а не на собственное положение в пространстве.
Индивиды, оказавшиеся сравнительно точными в выполнении двух первых тестов и часто ошибавшиеся в третьем, относились к поленеза-висимым, а индивиды, более успешные в третьем и сделавшие много ошибок в первых двух, - к зависимым от поля.
Индивидуальные различия в выполнении этих трех тестов оказались устойчивыми, а зависимость-независимость от зрительного пол* была названа Уиткиным в книге „Перцепция как основа личности (1954г.) когнитивным стилем.
Таким образом, первоначально индивидуальные различия по зав"' симости-независимости от поля основывались фактически на том, •* кая информация является для человека более важной - зрительная ИЛ* вестибулярная. При „доверии" испытуемого к зрительным ориент*' рам - делали вывод о его зависимости от поля, а принятие решения110
основе вестибулярной информации - классифицировалось как независимость от поля.
В более поздних исследованиях была продемонстрирована тесная взаимосвязь между результатами, получаемыми с помощью трех описанных тестов пространственной ориентации и результатами выполнения других перцептивных заданий, например таких, в которых требовалось выделить части структурированного поля. В предназначенных для этой цели тестах (фигурах Готшальдта, тесте включенных фигур) от испытуемого требуется найти простую (эталонную) фигуру в более сложной (тестовой). (Пример заданий этого типа представлен на рисунке 16).