При анализе психологических особенностей, относящихся к личностной сфере, было показано, что среди них отчетливо выделяются динамические характеристики. Эти характеристики, или свойства темперамента, определяют не конечный результат деятельности, а ее процесс, т.е. свидетельствуют о том, как человек действует, а не о том, чего же он достигает в результате своих действий. Иначе говоря, при исследовании индивидуальных различий в личностной сфере была обоснована правомерность разделения психологических характеристик на содержательные и динамические.
Но динамический компонент деятельности присутствует и при выполнении интеллектуальных заданий. Попытки выделить в интеллектуальной деятельности, кроме ее результативной стороны (уровня), еи£ и особенности ее динамики, особенности ее процесса, привели к изучению индивидуальных различий в способах решения различных интеллектуальных заданий. Результатом этого изучения стало разделение особенностей интеллектуальной деятельности на уровневые и процессуальные,а одним из понятий, появившемся в психологии, благодаря этому новому ракурсу рассмотрения интеллектуальной сферы, оказался стиль познавательной деятельности или когнитивный стиль.
Всамом общем виде когнитивные стили можно определить как способы переработки информации - ее получения, хранения и использования. Предполагается, что эти способы являются относительно независимыми от содержания информации, различаются у разных людей* устойчивы у каждого конкретного человека.
К середине 70-х годов в психологии индивидуальных различий был0 описано около двух десятков различных когнитивных стилей. К преД* ставлению о когнитивных стилях как существенных психологически*
особенностях приходили авторы, придерживающиеся разных теоретических взглядов и исследующих самые разные особенности интеллек-" -А—,i. В данной главе будет описано 3 основных направле-
саль фр уд рле
нИя, в которых индивидуальные различия в когнитивной сфере ин-терПретировались с точки зрения различий в способе переработки информации.