Сопоставляя критерии, на основании которых определяются свойства темперамента и содержание тех характеристик, которые рассматриваются как особенности темперамента и в отечественных, и в зарУ' бежных исследованиях, можно заметить, как уже говорилось в начал* этого раздела, довольно большие совпадения.
Все без исключения исследователи, изучающие темперамент, при' знают формально-динамический или, в другой терминологии, стиле*
вой характер его свойств. Свойства темперамента считаются устойчивыми, обнаруживаются с самого раннего детства и представляют собой типичные для человека стилевые особенности поведения. Ряд авторов считает эти свойства биологически обусловленными (связанными со свойствами нервной системы, коррелирующими с генетически обусловленными свойствами или же непосредственно наследственно обусловленными).
Наборы свойств, которые анализируются разными авторами, до некоторой степени различаются, но, в целом, они свидетельствуют о том, что свойства темперамента обнаруживают себя в скорости и интенсивности реакций, проявляющихся в самых разных сферах - в психомоторике, в динамике эмоциональных реакций, в общении и в познавательной деятельности.
2. ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУТУРЫ ЛИЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ
Описывая типологические теории, мы говорили о том. что сама логика исследований привела к отказу от изучения типов и к поиску психологических черт, которые позволили бы сравнивать между собой всех людей, а не только тех, кто обладает крайней выраженностью каких-то психологических особенностей. Это действительно так, в пользу этого свидетельствует тот факт, что исследователи, работающие в разных странах и принадлежащие к разным теоретическим направлениям, практически в одно и то же время стали искать пути нетипологического исследования индивидуальных различий. Но есть логика развития науки в целом и есть логика, выбора того или иного научного пути данным конкретным исследователем.
Появление теории черт в исследованиях личности не было результатом неудовлетворенности Гордона Олпорта, основоположника этой теории, типологическими идеями. Мотивы его научного поиска были связаны с категорическим неприятием того взгляда на личность, который предлагала психоаналитическая теория. Олпорт считал, что завышение роли бессознательного часто приводит сторонников этой теории к ошибочным выводам в оценке личности и потому стремился найти способы оценки личностных особенностей, основываясь исключительно на осознаваемых особенностях поведения.
Толчком, придавшим его размышлениям о свойствах личности, именно это направление, послужил случай, произошедший с ним вско-Ре после окончания университета.
Оказавшись по стечению обстоятельств в Вене, Олпорт постарался не упустить возможности встретиться с 3. Фрейдом. Фрейд согласился
его принять, но начало этой встречи оказалось для Олпорта обескураживающим. Фрейд не произносил ни единого слова, молчание затягивалось и, как потом вспоминал Олпорт, он стал лихорадочно искать приличествующую случаю тему разговора, чтобы прервать это тягостное молчание. По пути к Фрейду, в трамвае, он обратил внимание на весьма суровую даму, маленький сын которой явно обнаруживал признаки фобии (он постоянно повторял, что все вокруг грязное, не хотел садиться „на это грязное сидение", не хотел, чтобы за ним сидел „этот! грязный человек"). Персонажи этой сценки - доминантная мать и не-вротичный сын -казались классическим примером, иллюстрирующим причины происхождения детских неврозов. Этот эпизод Олпорт и пересказал Фрейду. Когда он кончил, Фрейд посмотрел на него доброже- < дательным психотерапевтическим взглядом и сказал: „И этим малет,-] ким мальчиком были Вы. Не так ли?"
Такое полное непонимание мотивов поведения поразило Олпорта, и, как он писал в одной из своих последних работ, именно этот случай он считает отправной точкой в длинной цепи своих размышлений. В результате этих размышлений Олпорт заключил, что слишком большое доверие к символической интерпретации поведения может приводить к глубоким заблуждениям и что значительно надежнее полагаться на непосредственно наблюдаемые и осознаваемые особенности поведения (Maltin M.W., 1988).
Гордон Олпорт (1897-1967) - американский психолог, внесший большой вклад в исследование личности. Получил философское и экономическое образование в Гарвардском университете и там же защитил докторскую диссертацию по психологии. Уже имея докторскуую степень, провел два года в Германии, изучая психологию в Берлине (у Курта Левина и Вертгеймера) и в Гамбурге (у Вильяма Штерна). Его основным достижением является создание теории черт, в значительной степени определившей методический аппарат ряда направлений современной психологии личности. На протяжении всей своей научной деятельности он отстаивал необходимость сочетания в психологическом исследовании номотетического и идиографического подходов.
Поиск таких осознаваемых особенностей поведения он начал с составления каталога всех слов, которые так или иначе характеризуют человека. Исходил он при этом из того, что отчетливые особенности личности должны быть отражены в языке (то, что осознается людьми, то получает название).
Словарь терминов, имеющих отношение к личности и созданный к середине 30-х годов, составил почти 18 тысяч слов. Убрав из этого списка те слова, которые обозначали способности человека, его физические особенности (толстый, рыжий), преходящие состояния (отглаголь100
ные прилагательные типа „сконфуженный") и т.д., авторы словаря, Г. Олпорт и Г. Одберт (Allport G.W., Odbert H.S.), оставили только те термины, которые относились к устойчивым особенностям человека, определяющим способы его адаптации к условиям жизни. К их числу относятся, например, агрессивность, настойчивость, замкнутость, мягкость в общении с другими и т.д.
Сокращенный на этих основаниях список слов оказался значительно меньше, но по-прежнему оставался необъятным для целей экспериментального анализа: в него входило 4504 слова (или, придерживаясь терминологии Олпорта, 4504 черты). Пытаясь структурировать это огромное количество черт, Олпорт предложил уровневую классификацию черт. Согласно его представлениям, существует три уровня.
Первый уровень представляют собой так называемые кардинальные черты, которые определяют все поведение человека. Такой чертой может быть интерес к какой-нибудь деятельности, проявляющийся в раннем возрасте и определяющий всю жизнь человека. Замечено, например, что многие психологи, исследующие интеллектуальную сферу, заинтересовались этой тематикой очень рано. Так, Р. Стернберг, теория тройственного интеллекта которого рассматривалась в предыдущей главе, увлекся проблемой интеллектуального тестирования в 13-летнем возрасте. В это время его тестировали первый раз в жизни, и сама процедура тестирования оказалась для него настолько непонятной и страшной, что он не смог справиться с заданиями теста. Вскоре после этого он изобрел свой собственный тест, а затем раздобыл тест Бине, который проводил в своем классе. Прекратить эту деятельность его заставили жалобы родителей одноклассников, которые отнеслись к его занятиям крайне неодобрительно, но интерес к исследованию интеллекта сохранился у него на всю жизнь и определил его профессиональный выбор. И, как было показано при описании его теории, Стернберг так и не согласился с тем, что изучение интеллекта человека можно ограничивать его психометрическими измерениями.
Кардинальные черты определяют многие особенности личностной сферы, но встречаются они крайне редко и далеко не у всех людей.
Второй уровень - это центральные черты. Они определяют поведение человека в самых разных ситуациях, являются устойчивыми и обнаруживаются в той или иной степени у всех людей. Когда современная психология говорит о чертах, она имеет в виду черты именно этого Уровня.
Третий уровень образуют вторичные черты, которые свойственны некоторым людям в некоторых ситуациях. Такие черты являются предметом идиографического описания индивидуальности и свидетельству-1От об уникальности каждого человека.
Для использования в практических целях такая классификация черт °Ыла явно непригодна: она оставляла неизменным список из четырех с
половиной тысяч черт, работать с которым было невозможно, не давала представления о взаимодействии разных черт, о причинно-следственных отношениях между разными чертами. Но список черт, составленный Олпортом и Одбертом, можно было использовать как отправную точку для создания структуры личностных свойств.
В начале 40-х годов Раймонд Кэттел отобрал из списка Олпорта и Одберта те слова, которые характеризовали устойчивые черты и состояния. Из числа этих слов он убрал редко употребимые и сгруппировал оставшиеся по синонимичности их значения. Каждой группе синонимов он подобрал группу антонимов. В итоге он получил 171 группу биполярных черт. Путем кластерного анализа (математического метода группировки показателей) он выделил 35 групп, включающих от 6 до 12 черт. Таким образом, четыре с половиной тысячи черт, отобранных Олпортом, были сведены к 35 группам. Эти группы черт и стали объектом последовательной экспериментальной проверки.
В работах, проводившихся под руководством Кэттела, эксперты оценивали 35 выделенных особенностей личности. Далее, между экспертными оценками этих 35 показателей подсчитывались корреляции. Корреляционные матрицы, полученные на разных группах и по оценкам разных экспертов, усреднялись и усредненная матрица корреляций была факторизована. В результате было выделено 12 факторов, т.е. все личностные особенности были сведены к 12 более общим показателям.
Состав черт, вошедших в каждый из 12 факторов, был проанализирован, и были подобраны вопросы, ответы на которые показывали, в какой степени та или иная черта выражена у данного человека. В результате был создан опросник, позволяющий оценить 12 существенных характеристик личностной сферы. Но, как считает Кэттел, не все особенности личности могут быть видны экспертам и оценены ими, поэтому он добавил в опросник такие общие характеристики личности, которые может оценить только сам человек. В целом получилось 16 общих черт личности, а методика, которая используется для их диагностики, получила название 16-факторного опросника Кэттела. Название черт личности, диагностируемых этим опросником, представлены в таблице 10.
По мнению Кэттела, выделенные им 16 черт личности представляют устойчивые особенности, обнаруживаемые у всех людей, сохраняющиеся на протяжении длительного времени и обусловливающие до двух третей индивидуальных различий в личностной сфере. Вклад в индивидуальные различия четырех еще более общих (вторичных), факторов, полученных при факторизации этих 16 черт, оказывается несколько меньше - до 60%.
В более поздних работах, особенно в тех, которые ведутся, начиная с 60-х годов, количество факторов, обнаруженных Кэттелом, и их со-
Таблица 10 Название факторов, входящих в 16-факторный опросник Кэттела
держание начинает подвергаться сомнению. Так, используя тот же спи-] сок свойств, к которому пришел Кэттел в результате кластерного анализа, но расширяя группу экспертов, которые эти свойства оценивают! разные исследователи выделяют всего 5 факторов (John О.Р., 1990). Это же количество факторов выделяется и при семантическом анализе темсоотношений, которые существуют между чертами, список которых был составлен Олпортом и Одбертом (Norman W.T., 1963).
Содержание этих 5 факторов в значительной степени совпадает в работах разных авторов, независимо от того, какие математические методы они используют и какой именно список черт берется за ос-1нову - исходный или модифицированный в более поздних работах.
Первый фактор, как правило, называют экстраверсией.Его положи-j тельный полюс образуют такие характеристики, как общительность! настойчивость, уверенность в себе, разговорчивость, активность, энергичность, доминантность. Отрицательный полюс - сдержанность, за! стенчивость, стремление быть одному, а не с людьми.
Второй фактор - альтруизм, склонность идти навстречулюдям. Те, кто получают высокие оценки по этому личностному свойству, воспринимаются как люди отзывчивые, дружелюбные, готовые помочь, добрые, мягкосердечные, чувствительные, легко прощающие окружающих и вызывающих к себе доверие. Низкие оценки - свойственны людям холодным, недружелюбным, вздорным, злым и неблагодарным. I
Третий фактор - сознательность, контроль импульсивности.На положительном полюсе он характеризуется организованностью, ответственностью, склонностью планировать свои действия и эффективностью этих действий, практичностью и зависимостью. На отрицательном полюсе - необязательностью, неаккуратностью, забывчивостью, неумением организовывать свои действия, фривольностью в отношениях с окружающими и независимостью.
Четвертый фактор - невротизм, негативные эмоции.Высокий невротизм (отрицательный полюс) связан с напряженностью, тревожностью, склонностью к плохому настроению, подверженностью различным беспокойствам и страхам. Положительный полюс соответствует эмоциональной стабильности, спокойствию и удовлетворенности.
Пятый фактор - открытость новому опыту, восприимчивость, когнитивная сложность.Люди, характеризующиеся высокими оценками по этому фактору, имеют широкие интересы, развитое воображение. Он^ любознательны, артистичны и воспринимаются окружающими как уМг ные, остроумные и логичные. Те, кто имеет низкие оценки по этому фактору, производят впечатление людей простоватых, серых и неинтересных.
Каждая из личностных особенностей, описываемая этими пятью факторами, является более общей по отношению к огромному коли* честву черт, входящих в список Олпорта и Одберта. Иначе говоря, ка#' дый из этих пяти факторов определяет в той или иной степени индиви-
дуальные различия по многом чертам личности. Так, при семантичес-кОм анализе взаимосвязей между различными чертами было показано, например, что фактор, названный „альтруизм", включает в себя около трехсот первичных черт личности, а в целом, все 5 факторов обусловливают индивидуальные различия, проявляющиеся примерно в восьмистах чертах личности.
Высокий уровень обобщенности этих 5 факторов (влияние их на разнообразные менее общие личностные черты) определил название этих факторов - „Большая пятерка".
При сопоставлении Большой пятерки с особенностями личности, выделяемыми в других исследовательских направлениях, была продемонстрирована универсальность этих пяти общих свойств личности.
Например, английский исследователь Г. Айзенк создал структуру поведенческих свойств на совершенно других основаниях (исходя из биологических детерминант поведенческих особенностей человека). Он использовал совершенно другие методические приемы для выделения особенностей поведения, считавшихся им важными в контексте его представлений о структуре личности, - сравнивал крайние группы испытуемых, анализировал патологические отклонения. Тем не менее, при факторизации опросников, составленных им для диагностики существенных личностных свойств, полученные факторы (экстраверсия, невротизм и психотизм) в значительной степени совпали по содержанию с факторами Большой пятерки. Экстраверсия идентична первому фактору. Психотизм описывает индивидуальные различия по тем свойствам, которые входят во второй и третий факторы. Невротизм, по Ай-зенку, определяется теми же особенностями, что и четвертый фактор Большой пятерки.
Важно отметить, что Большая пятерка, выделенная на основании тех терминов, которыми свойства личности описываются в английском языке, не оказалась специфичной только для английского языка. Исследования, проведенные в Дании, Германии, Японии и Китае, по той же схеме (т.е. начиная с анализа терминов, которые существуют в языке, и кончая факторным анализом) продемонстрировали аналогичные результаты: сведение всего многообразия черт личности к пяти основным характеристикам (John O.P., 1990).
Однако несмотря на то, что результаты, получаемые при исследовании структуры личностных свойств в разных культурах и на популяциях, говорящих на разных языках, часто совпадают, это, тем не менее, не означает, что во всех языковых культурах структура личностных свойств будет аналогичной той, которая описывается Большой пятеркой. Поэтому методы диагностики личностных особенностей, разработанные в теории черт, нельзя использовать без соответствующей проверки, т.е. без проведения работы, аналогичной той, которая была выполнена при создании этих методик.
Анализируя структуру личностных особенностей, полученную в теории черт, следует отметить еще одну ее особенность. Отбор разных черт на основании того, как поведение человека описывается в языке, без дополнительного анализа содержания этих поведенческих черт, не предполагает выделения особенностей темперамента как специфической психологической сферы, имеющей качественное своеобразие. В результате этого и в 16-факторной структуре личности Кэттела, и в более поздних 5-факторных структурах динамические особенности психической деятельности (т.е. свойства темперамента) соседствуют с теми свойствами личности, которые свидетельствуют о мотивах и направленности.
Это приводит к интересным результатам: структуры свойств темперамента, которые были описаны в начале этой главы, оказываются похожими на структуру свойств Большой пятерки. Например, особенности, темперамента, которые выделили Басс и Пломин, соответствуют тем свойствам, которые были получены в 5-факторной структуре личности: социабельность и активность оказываются связаны с первым фактором, а эмоциональность - с четвертым.
С одной стороны, такое совпадение можно рассматривать, как естественное и являющееся результатом того, что свойства темперамента и личности взаимно обусловливают друг друга. Но в то же время, оно указывает на то, что структура свойств, описываемая Большой пятеркой, представляет собой максимальный уровень обобщения всех поведенческих особенностей, очень высокий уровень абстракции - настолько высокий, что на нем теряется специфика не только отдельных поведенческих особенностей, но и качественные различия между разными сферами личности - с одной стороны, теми, которые описывают динамические особенности поведения, а, с другой - теми, которые относятся к мотивам, целям и содержанию деятельности.
Анализировать свойства человека на этом уровне вполне правомерно, но при этом надо помнить, что, чем выше уровень обобщения, тем больше конкретных деталей упускается из виду.
Когда человек говорит, что и собак и кошек можно назвать животными, он абсолютно прав. Однако, говоря так, он хорошо знает, что это - разные животные, что у них есть много различий. Точно так же при исследовании личностной сферы не следует забывать, что свойства, входящие в каждый из факторов Большой пятерки, - это разные свойства. Можно исследовать то, в чем проявляется их сходство (т.е. диагностировать только эти 5 факторов), но при этом надо помнить, что между этими свойствами есть и разница, что у каждого из них есть своя специфика, которая тоже вносит свой вклад в индивидуальные различия.
ВЫВОДЫ
История развития представлений о темпераменте привела к формулировке достаточно четких критериев, на основании которых решается относится ли данное свойство к темпераменту или нет. Разными ис-слеДователями, занимающимися изучением темперамента, называются не противоречащие друг другу, а часто и совпадающие критерии. Как следствие этого, свойства темперамента, выделяемые на основании этих критериев, часто оказываются похожими.
При изучении личностной сферы в контексте теории черт свойства темперамента и собственно личностные черты не разделяются, что приводит к некоторому совпадению структуры личностных свойств, описываемой в теории черт, и структур свойств темперамента.
В качестве наиболее существенных свойств личности, обусловливающих индивидуальные различия по максимально широкому кругу особенностей поведения, называется пять характеристик. Эти характеристики были получены в результате анализа всех тех особенностей поведения человека, которые отражены в языке, и их последующей группировки с помощью различных статистических методов. Высокий уровень обобщенности этих характеристик и их универсальный характер определил название этой структуры свойств - Большая пятерка.