русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ


Дата добавления: 2015-01-16; просмотров: 2224; Нарушение авторских прав


Изучая какое-то сложное психологическое явление, исследователь всегда имеет представление (либо сформулированное им для самого себя и для других, либо имплицитное, не имеющее четких формулировок) о том, какова структура этого явления, на какие элементы его можно подразделить. При этом он может исходить из своих теоретических представлений об этом явлении, из собственного опыта его изучения и из опыта предшественников.


Выделение Френсисом Гальтоном скоростных характеристик в про­стых сенсомоторных заданиях для того, чтобы изучить интеллектуаль­ную деятельность, было отражением его представлений о том, что уро­вень умственного развития определяется эффективностью получения и обработки сенсорной информации. Его способ отбора элементов ин­теллектуальной деятельности представляет собой отчетливый пример концептуализации.

В работах, проводившихся в конце прошлого века, концептуализа­ция была единственным способом выделения психологических черт. О том, каким образом отбирались в это время черты, можно понять по работе петербургского психолога А.Ф. Лазурского.

Лазурекий Александр Федорович (1874-1917) - российский психолог, профессор Психоневрологического института в С.-Петербурге, сотрудник В.М.Бехтерева, создатель науки о характерах, понимаемой им как психологи­ческой области, изучающей индивидуальные различия. Характерология (кото­рую он называл также индивидуальной психологией) должна была, по его замыслу, выделить основные свойства человека, которые он называл «наклон­ности», выяснить соотношения между ними и создать классификацию харак­теров. На основании предложенного им «естественного эксперимента» - на­блюдения за человеком в реальных жизненных ситуациях - он собрал боль­шой материал о самых разных психологических проявлениях и предложил программу их исследования, которую не успел полностью выполнить сам и которая так и не была реализована другими.



А.Ф. Лазурекий, положивший начало исследованию индивидуаль­ных различий в отечественной психологии, считал наиболее важной задачей психологии индивидуальных различий, которую он называл характерологией или индивидуальной психологией, поиск элементов психологической структуры (в его терминологии - наклонностей). В этой процедуре он выделял несколько этапов.

Прежде всего, необходимо собрать фактический материал, который создаст базу для этого выбора. При этом надо использовать все воз­можные методы, разработанные в общей психологии, к которым Ла­зурекий относил наблюдение, самонаблюдение и эксперимент. Кроме того, поскольку на первом этапе исследования цели индивидуальной и общей психологии совпадают, индивидуальная психология вполне может включить в свой каталог свойств все те особенности, которые были получены в общей психологии.

Второй этап, представляющий собой выбор из выделенных свойств тех, которые будут использованы в последующем исследовании, должен осуществляться на основании четырех критериев.

Во-первых, отбирать надо преимущественно простые свойства. Под «простотой" Лазурекий отнюдь не подразумевает отказ от изучения


высших психических функций (мышления, воображения, сложных во­левых актов, способностей и т.д.). Напротив, он считает, что именно высшие психические функции и являются наиболее существенными в формировании индивидуальности. Однако для того, чтобы понять ин­дивидуальные различия в этих функциях, необходимо, по его мнению, проанализировать весь комплекс свойств, лежащих в их основе.

Этот критерий - ориентацию на простоту свойства - Лазурский поясняет на следующем примере. Люди отличаются друг от друга по своим музыкальным дарованиям (как мы сказали бы сейчас, по музы­кальной одаренности). Очевидно, что есть люди более или менее ода­ренные, и в некоторых случаях достаточно сопоставить людей по этой сложной „наклонности" для того, чтобы выявить факт индивидуаль­ных различий. Если же мы попробуем сравнить друг с другом людей одаренных музыкально, то для того, чтобы понять индивидуальные раз­личия между ними, нам необходимо сложную, комплексную наклон­ность (музыкальную одаренность) разделить на элементы (чувство рит­ма, способность к восприятию музыкальных образов, технику испол­нения и т.д.). Именно эти элементы и позволят оценить своеобразие музыкальной одаренности различных людей.

Во-вторых, отбирать надо те свойства, которые имеют значитель­ные индивидуальные различия, т.е. те свойства, проявление которых у разных людей варьирует по силе и интенсивности.

В-третьих, отбираться должны те свойства, которые являются рас­пространенными, встречаются у многих людей. Это не означает, что специфических, уникальных свойств не существует или что они не важ­ны, однако, цель индивидуальной психологии Лазурский видит в клас­сификации характеров, а эта цель, на его взгляд, может быть достигну­та только при сопоставлении людей по сравнимым свойствам.

В-четвертых, отбирать надо те свойства, которые имеют больше все­го связей с другими свойствами.

Следующие этапы исследования индивидуальных различий, как их видел Лазурский, представляют собой сбор фактического материала по выделенным свойствам и последующую классификацию индивидов на основании их наклонностей и связей между наклонностями.

Реализуя свой подход к исследованию индивидуальных различий, Лазурский как особо важные выделил 4 психологические сферы - вни­мание, моторику (и психомоторику), эмоции и волю (которая включа­ла в себя также и мотивационные особенности). Список конкретных свойств, определяющих эти 4 психологические сферы, составил немно­гим менее ста характеристик, диагностику одной части которых пред­полагалась проводить на основании экспериментальных процедур, а другой - на основании наблюдения.

Такой способ выделения свойств представляет собой пример кон­цептуализации: есть некоторые теоретические представления, на осно-


вании которых вырабатываются критерии выделения свойств. Все свой­ства, соответствующие этим критерием (в данном случае их получи­лось около ста), считаются значимыми для формирования индивиду­альных различий и для конечной задачи исследования - создания клас­сификации.

Способ концептуализации лежал и в основе создания интеллекту­альных тестов. В начале века французская система школьного образо­вания столкнулась с проблемой неравноценности умственного разви­тия детей, обучающихся в одних и тех же классах. Школы были пере­полнены детьми, которые не могли справиться с обычной программой обучения. Было решено создать специальные школы и перевести в эти школы детей с задержками развития, чтобы обучать их другими мето­дами и по другой программе. Но для отбора этих детей необходимо было использовать какую-то методику, позволяющую оценить, какие дети нуждаются в специальном обучении. Для разработки этой мето­дики - интеллектуального теста - была создана комиссия, в которую вошел Альфред Бине.

Бине исходил из двух предположений. Во-первых, он считал, что интеллект проявляется в решении различных задач и проблемных си­туаций (а не в сенсомоторных заданиях, как предполагал Гальтон). Во--вторых, гипотеза Бине состояла в том, что дети, отстающие в умствен­ном развитии, будут выполнять тестовые задания так, как, в среднем, дети более младшего возраста, а дети с опережающим развитием - как, в среднем, дети более старшего возраста. На основании этих предпол­ожений был создан тест, в состав которого вошли задания, требующие умения разрешать проблемную ситуацию, а результаты тестирования ребенка выражались в соответствии или несоответствии умственного возраста хронологическому.

Таким образом, на основе сугубо теоретических предположений и последующей экспериментальной проверки были выделены характе­ристики (черты) умственного развития (понимание различных слов, общая осведомленность, умение считать, понимание пространственных соотношений, разные стороны памяти и т.д.) и разработан способ их объединения в единый показатель (умственный возраст).

В исследованиях более позднего времени концептуализация редко встречается в качестве самостоятельного способа выделения черт, хотя примеры этого все же есть. Так, в конце 40-х годов группа ученых во главе с Т. Адорно попыталась выделить черты личности, которые были характерны для людей, поддерживавших и одобрявших фашистские режимы в Европе в 30-е-40-е годы. На основании представлений иссле­дователей, многие из которых имели несчастье узнать на собственном опыте,что такое фашизм, была создана, так называемая F-шкала (шка­ла фашизма или шкала авторитарности). В нее вошли такие черты, как подчинение общепринятым нормам и некритическое к ним отношение,


авторитарное подчинение (согласие с правилами, которые устанавли­ваются вышестоящими лицами), авторитарная агрессия (ненависть к тем, кто сомневается в законности этих правил), неприятие тех, кто отличается от большинства (обвинение во всех смертных грехах людей другой национальности, другого вероисповедания), репрессивная сек­суальная мораль (стремление установить жесткие правила сексуальных отношений) и пристрастие к сильной власти.

В современных исследованиях концептуализация используется толь­ко как первый этап выделения черт. Дальнейший анализ - выяснение соотношения между чертами и сокращение их числа до нескольких на­иболее общих - проводится другими методами, описание которых пред­ставлено далее в этой главе.



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Содержание трех компонентов темперамента по Шелдону | ВЫДЕЛЕНИЕ ЧЕРТ НА ОСНОВАНИИ СЕМАНТИЧЕСКОГО СХОДСТВА


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.004 сек.