русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

Равен 0 равен-0,5


Дата добавления: 2015-01-16; просмотров: 2616; Нарушение авторских прав



 

Связь между параметрами есть, если коэффициент корреляции ока­зывается значимым, т.е., если есть высокая степень вероятности того, что полученная закономерность верна для большинства случаев. Зна­чимость коэффициентов корреляции вычисляется по таблицам, кото­рые содержатся в большинстве статистических справочников и учеб­ников на основании величины коэффициента корреляции и количест­ва испытуемых. Чем больше испытуемых, тем меньшая величина коэф­фициента корреляции окажется значимой.

На тесноту связи указывает величина коэффициента корреляции. Чем дальше эта величина от 0 и ближе к 1 или к -1, тем связь более тесная (рис.2).

Допустим, проведя эксперимент, мы получили значимый коэффи­циент корреляции, равный 0,5. Как можно проинтерпретировать этот результат? Мы можем сказать, что связь есть, но она не очень тесная. Иначе говоря, в среднем, дети с высоким уровнем интеллекта будут иметь одновременно и хорошие музыкальные способности, но при срав­нении двух случайно взятых из выборки детей мы всегда можем стол­кнуться с тем, что ребенок с более высоким интеллектом будет иметь более низкие музыкальные способности. Чем ближе коэффициент кор­реляции к 1 или к -1, тем меньше вероятность найти такую пару детей. Однако, поскольку обычно приходится иметь дело со средними вели­чинами корреляции, необходимо помнить, что закономерности, полу­ченные на группе нельзя переносить на отдельных конкретных людей.

Такая связь, как описанная в нашем гипотетическом примере, мо­жет быть результатом самых разных взаимоотношений между интел­лектом и музыкальными способностями. Во-первых, связь между ними может быть результатом какого-то третьего влияния (например, у тех детей, с которыми постоянно занимаются родители, оказывается выше и уровень развития, и успехи в музыкальной школе). Во-вторых, одна из этих способностей может влиять на другую и повышать ее. В-треть­их, есть некоторая вероятность того, что обнаруженная связь не отра­жает содержательной общности между этими двумя характеристика­ми, а является артефактом. (Как остроумно заметил американский воз­растной психолог Дж Кэган, если измерять каждый год расстояние от земли до кометы Галея и цены на нефть, то между ними будет обнару­жена высокая корреляция. Но это не означает, что одно определяет Другое, или что оба являются следствием какой-то третьей причины. Просто обе эти характеристики имеют тенденцию монотонно убывать. Это и определяет связь между ними).



Как становится понятным из всего здесь сказанного, оценить меру связи между различными характеристиками возможно только в том слу­чае, если каждая из этих характеристик имеет разброс значений, т.е. если каждая из них по-разному проявляется у разных людей. Корреля­ции между характеристиками, не имеющими разброса (например,



между количеством ног и количеством рук у здоровых людей), бу­дут равны 0.

Исследование взаимосвязей между разными психологическими ха­рактеристиками и исследование структур этих характеристик не толь­ко в период зарождения психологии индивидуальных различий, но и в дальнейшем демонстрируют ее тесную связь со статистикой. Наиболее ярким примером этого является изменение представлений о структуре психологических свойств, произошедшее, благодаря появлению фак­торного анализа - метода группировки взаимосвязанных характерис­тик. Автор факторно-аналитического подхода к исследованию личности, Раймонд Кэттел, одновременно является и создателем ряда техник факторного анализа. Подробно это будет обсуждаться во II части книги.

 

4. НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ

Разные исследователи, занимавшиеся изучением индивидуальных! различий, в своих работах акцентировали внимание на разных про­блемах этой исследовательской области.

Как уже говорилось в предыдущем разделе, первые исследования, проводившиеся в контексте психологии индивидуальных различий, были ориентированы на выяснение природы индивидуальных разли-1 чий и на поиск психологических характеристик, адекватно отражаю­щих индивидуальные различия в умственных способностях человека] В работах В.Штерна также уделялось большое внимание выделению существенных психологических особенностей, но одновременно с этим его интересовал и вопрос о том, как эти конкретные особенности, в разной степени проявляющиеся у всех людей, преломляются у каждого! конкретного индивида.

В работах, проводившихся в более близкие к нам времена, тематика исследований расширяется. Американский исследователь Анна Аная тази относит к сфере изучения индивидуальных различий, наряду с проблемой выделения психологических характеристик и исследований их природы, еще и анализ групповых различий. Р. Кэттел, стремясь выделить наиболее существенные характеристики, исследует и их взм имные соотношения, их структуру. В отечественной психологии индй| видуальных различий основное внимание уделяется структуре психо­логических характеристик и физиологическим основаниям индивиду! альных различий (Б.Г. Ананьев, Б.Н. Теплое).

30 "


Анализируя становление психологии индивидуальных различий и ее современный уровень, можно, несмотря на разнообразие тематики и на различия в теоретических основаниях разных авторов, объединить исследования, проводящиеся в русле этой психологической области, в три большие группы.

Первая группа исследований связана с анализом структуры психо­логических свойств. Какие психологические характеристики имеет смысл рассматривать как наиболее важные для психологического об­лика человека и как они связаны между собой - вот те основные про­блемы, которые рассматриваются в этих исследованиях. В работах этого направления индивидуальные различия выступают не только как пред­мет исследования, но и как Условие, дающее возможность использо­вать статистические процедуры, с помощью которых производится структурирование психологических особенностей.

Второе направление исследований связано с поиском причин про­исхождения индивидуальных различий в психологических особеннос­тях. Исследования этой группы являются наиболее многочисленными и касаются анализа биологических и социальных детерминант инди­видуальных различий, роли наследственности и среды в формирова­нии индивидуальных различий, динамики индивидуальных различий в процессе развития.

Третье направление исследований представляет собой идиографи-ческий анализ индивидуальности. В данном случае объектом психоло­гического исследования является отдельный субъект, а не группа, как это происходит при номотетическом подходе, реализуемым двумя пер­выми направлениями.

Изложение материала в книге построено в соответствии с назван­ными тремя направлениями исследования индивидуальных различий.

ВЫВОДЫ

Первые исследования индивидуальных различий в психологических характеристиках человека были начаты английским исследователем сэром Фрэнсисом Гальтоном. Его работы, посвященные природе пси­хологических характеристик и диапазону их различий, продемонстри­ровали сам факт существования индивидуальных различий и возмож­ность их диагностики экспериментальными методами.

Возникновение психологии индивидуальных различий или диффе­ренциальной психологии как самостоятельной области знания отно­сится к началу XX в. и связано с именем немецкого психолога Вильяма Штерна, сформулировавшего основные проблемы изучения индивиду­альных различий и методологию их исследования.


К вопросам, рассматриваемым в рамках психологии индивидуаль­ных различий, относятся: выделение существенных для психологичес­кого анализа характеристик и выяснение их структуры; определение диапазонов индивидуальных различий в психологических характерис­тиках; пределов их изменения и причин, влияющих на их изменение; описание различий между группами людей; выяснение социальных и биологических причин, обусловливающих индивидуальные различия; идиографический анализ индивидуальности (применение общих зако­номерностей для изучения конкретных людей).




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Вычисление дисперсии на основании индивидуальных значений испытуемых | ГЛ А В А 2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.003 сек.