Связь между параметрами есть, если коэффициент корреляции оказывается значимым, т.е., если есть высокая степень вероятности того, что полученная закономерность верна для большинства случаев. Значимость коэффициентов корреляции вычисляется по таблицам, которые содержатся в большинстве статистических справочников и учебников на основании величины коэффициента корреляции и количества испытуемых. Чем больше испытуемых, тем меньшая величина коэффициента корреляции окажется значимой.
На тесноту связи указывает величина коэффициента корреляции. Чем дальше эта величина от 0 и ближе к 1 или к -1, тем связь более тесная (рис.2).
Допустим, проведя эксперимент, мы получили значимый коэффициент корреляции, равный 0,5. Как можно проинтерпретировать этот результат? Мы можем сказать, что связь есть, но она не очень тесная. Иначе говоря, в среднем, дети с высоким уровнем интеллекта будут иметь одновременно и хорошие музыкальные способности, но при сравнении двух случайно взятых из выборки детей мы всегда можем столкнуться с тем, что ребенок с более высоким интеллектом будет иметь более низкие музыкальные способности. Чем ближе коэффициент корреляции к 1 или к -1, тем меньше вероятность найти такую пару детей. Однако, поскольку обычно приходится иметь дело со средними величинами корреляции, необходимо помнить, что закономерности, полученные на группе нельзя переносить на отдельных конкретных людей.
Такая связь, как описанная в нашем гипотетическом примере, может быть результатом самых разных взаимоотношений между интеллектом и музыкальными способностями. Во-первых, связь между ними может быть результатом какого-то третьего влияния (например, у тех детей, с которыми постоянно занимаются родители, оказывается выше и уровень развития, и успехи в музыкальной школе). Во-вторых, одна из этих способностей может влиять на другую и повышать ее. В-третьих, есть некоторая вероятность того, что обнаруженная связь не отражает содержательной общности между этими двумя характеристиками, а является артефактом. (Как остроумно заметил американский возрастной психолог Дж Кэган, если измерять каждый год расстояние от земли до кометы Галея и цены на нефть, то между ними будет обнаружена высокая корреляция. Но это не означает, что одно определяет Другое, или что оба являются следствием какой-то третьей причины. Просто обе эти характеристики имеют тенденцию монотонно убывать. Это и определяет связь между ними).
Как становится понятным из всего здесь сказанного, оценить меру связи между различными характеристиками возможно только в том случае, если каждая из этих характеристик имеет разброс значений, т.е. если каждая из них по-разному проявляется у разных людей. Корреляции между характеристиками, не имеющими разброса (например,
между количеством ног и количеством рук у здоровых людей), будут равны 0.
Исследование взаимосвязей между разными психологическими характеристиками и исследование структур этих характеристик не только в период зарождения психологии индивидуальных различий, но и в дальнейшем демонстрируют ее тесную связь со статистикой. Наиболее ярким примером этого является изменение представлений о структуре психологических свойств, произошедшее, благодаря появлению факторного анализа - метода группировки взаимосвязанных характеристик. Автор факторно-аналитического подхода к исследованию личности, Раймонд Кэттел, одновременно является и создателем ряда техник факторного анализа. Подробно это будет обсуждаться во II части книги.
4. НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ РАЗЛИЧИЙ
Разные исследователи, занимавшиеся изучением индивидуальных! различий, в своих работах акцентировали внимание на разных проблемах этой исследовательской области.
Как уже говорилось в предыдущем разделе, первые исследования, проводившиеся в контексте психологии индивидуальных различий, были ориентированы на выяснение природы индивидуальных разли-1 чий и на поиск психологических характеристик, адекватно отражающих индивидуальные различия в умственных способностях человека] В работах В.Штерна также уделялось большое внимание выделению существенных психологических особенностей, но одновременно с этим его интересовал и вопрос о том, как эти конкретные особенности, в разной степени проявляющиеся у всех людей, преломляются у каждого! конкретного индивида.
В работах, проводившихся в более близкие к нам времена, тематика исследований расширяется. Американский исследователь Анна Аная тази относит к сфере изучения индивидуальных различий, наряду с проблемой выделения психологических характеристик и исследований их природы, еще и анализ групповых различий. Р. Кэттел, стремясь выделить наиболее существенные характеристики, исследует и их взм имные соотношения, их структуру. В отечественной психологии индй| видуальных различий основное внимание уделяется структуре психологических характеристик и физиологическим основаниям индивиду! альных различий (Б.Г. Ананьев, Б.Н. Теплое).
30 "
Анализируя становление психологии индивидуальных различий и ее современный уровень, можно, несмотря на разнообразие тематики и на различия в теоретических основаниях разных авторов, объединить исследования, проводящиеся в русле этой психологической области, в три большие группы.
Первая группа исследований связана с анализом структуры психологических свойств. Какие психологические характеристики имеет смысл рассматривать как наиболее важные для психологического облика человека и как они связаны между собой - вот те основные проблемы, которые рассматриваются в этих исследованиях. В работах этого направления индивидуальные различия выступают не только как предмет исследования, но и как Условие, дающее возможность использовать статистические процедуры, с помощью которых производится структурирование психологических особенностей.
Второе направление исследований связано с поиском причин происхождения индивидуальных различий в психологических особенностях. Исследования этой группы являются наиболее многочисленными и касаются анализа биологических и социальных детерминант индивидуальных различий, роли наследственности и среды в формировании индивидуальных различий, динамики индивидуальных различий в процессе развития.
Третье направление исследований представляет собой идиографи-ческий анализ индивидуальности. В данном случае объектом психологического исследования является отдельный субъект, а не группа, как это происходит при номотетическом подходе, реализуемым двумя первыми направлениями.
Изложение материала в книге построено в соответствии с названными тремя направлениями исследования индивидуальных различий.
ВЫВОДЫ
Первые исследования индивидуальных различий в психологических характеристиках человека были начаты английским исследователем сэром Фрэнсисом Гальтоном. Его работы, посвященные природе психологических характеристик и диапазону их различий, продемонстрировали сам факт существования индивидуальных различий и возможность их диагностики экспериментальными методами.
Возникновение психологии индивидуальных различий или дифференциальной психологии как самостоятельной области знания относится к началу XX в. и связано с именем немецкого психолога Вильяма Штерна, сформулировавшего основные проблемы изучения индивидуальных различий и методологию их исследования.
К вопросам, рассматриваемым в рамках психологии индивидуальных различий, относятся: выделение существенных для психологического анализа характеристик и выяснение их структуры; определение диапазонов индивидуальных различий в психологических характеристиках; пределов их изменения и причин, влияющих на их изменение; описание различий между группами людей; выяснение социальных и биологических причин, обусловливающих индивидуальные различия; идиографический анализ индивидуальности (применение общих закономерностей для изучения конкретных людей).