Настроение и быстрота реакций, способности и ценности, умение общаться с людьми и интеллект - любая психологическая характеристика, какую бы мы не назвали, имеет индивидуальные различия. Эти индивидуальные различия могут быть больше или меньше, увеличиваться или уменьшаться с возрастом, чрезвычайно возрастать в экстремальной ситуации и сводиться к минимуму в результате обучения и тренировки. Единственное, чего не происходит, так это их полного исчезновения.
Люди различны по своим психологическим особенностям, но это разнообразие не исключает и сходства людей друг с другом. При всех своих отличиях они могут быть объединены в какие-то группы, в каждой из которых они будут больше похожи друг на друга, чем на представителей не„своих"групп.
К такому разделению окружающих на группы люди, осознанно или неосознанно, стремятся в обыденной жизни, потому что это делает их общение с другими более понятным и предсказуемым, а наше поведение более адекватным. На этом стремлении (относиться к окружающим как к представителям какой-то группы) основаны наши стереотипы со всеми их положительными и отрицательными сторонами.
Но не только обыденное сознание использует классификации людей по их поведенческим особенностям. В научной психологии разделение людей на группы и сопоставление этих групп чрезвычайно распространено. Оно помогает понять, почему возникают индивидуальные различия.
Однако для того, чтобы говорить о причинах индивидуальных различий необходимо не только выделение групп людей, но и доказательство того, что эти группы выделены по важной, базовой характеристике (например, наиболее отчетливо разделяющей людей на группы, или
з*
лежащей в основе других психологических свойств, или обусловленной генотипом и т.д.). Поиск таких характеристик начался с построения психологических типологий.