1) Повторяются ряды чисел — известных произведений.
2) Учащиеся задают классу трудные табличные случаи умножения.
3) На доске запись 1-а =__. Учитель указывает на место произведения, называет некоторое число, учащиеся должны «разгадать» число о. При этом не требуется объяснять способа решения — просто нужно вспомнить, на какое число умножают 2 и получают число 6.
Следует давать случаи, в которых произведение не больше числа 15.
137 Требуется вспомнить и вписать второй множитель.
138 Рассматривается числовая прямая. Каков действие на ней выполнено — умножение или деление? Дети высказывают свои мнения, поясняя их движением по числовой прямой. Выясняется, что это могло быть как умножение, так и деление. Делаются две записи, в каждой из которых используются одни и те же числа. Почему это произошло? Потому что в обоих случаях речь идет об одних и тех же множителях и произведении.
Во втором задании не дано начало записей. Учащиеся должны сами построить формулу умножения и деления.
139 Выполняя задание, учащиеся уясняют для себя связь умножения с делением. Результат действия предлагается найти на одной из числовых прямых из предыдущего задания, и важно правильно выбрать для работы «удобную» числовую прямую, на которой уже произведено разделение на нужные промежуточные мерки.
140 В схему вписывается первый множитель (3). Выясняется, как стал бы работать первоклассник. (Он начал бы пересчитывать по одному крестику до 21.) Как воспользоваться промежуточной меркой? Ее значение вписывается в схему, записывается действие деления. Учитель предлагает определить ответ до обращения к числовой прямой, так как «мы уже помним результаты умножения числа 3». Полученный ответ проверяется на числовой прямой.
141 Заполняется таблица. Учащимся предлагается устно перевести каждый случай в форму равенства: по 2 взять 8 раз — получится 16, и т. д.
144 Выясняется, что надо строить прямой угол с помощью угольника на стороне данного острого угла (восстанавливать перпендикуляр).