Устно. Повторяются табличные случаи умножения чисел 2 и 3.
129 Учащиеся сначала высказывают предположения об отношении значений выражений, затем определяют эти значения.
130 Соотносятся схема и рисунок. Дети указывают на рисунке основную мерку, рассказывают, сколько основных мерок содержит промежуточная. Что еще известно из записи, а что нужно узнавать, вычислять? Известно, что промежуточных мерок во всем объеме оказалось 3. Нужно узнать, сколько в нем было основных мерок.
Действие записывается и выполняется на числовой прямой.
Вторая часть задания выполняется подобным же образом. После окончания работы подчеркивается, что в одной задаче было неизвестно число основных мерок (иначе говоря, произведение). Его находят умножением. Во второй задаче неизвестно число промежуточных мерок (иначе говоря, второй множитель). Его находят делением произведения на первый множитель.
131 Результаты некоторых измерений представлены абстрактными схемами. Учащиеся называют, что именно известно, а что нужно узнать. Учитель стремится к тому, чтобы дети могли дать объяснения, используя термины и выражения «основная мерка», «промежуточная мерка», а также «нужно найти произведение» или «второй множитель».
Когда требуется узнать произведение, делается его запись и учитель побуждает вспомнить, каким должен получиться результат (ведь соответствующие таблицы уже изучались). В случае деления действия обязательно выполняются на числовой прямой: находится число-произведение, затем отмериваются «двойки» или «тройки». Полезно, чтобы одни дети это отмеривание выполняли начиная от нуля, а другие — начиная от произведения и двигались в сторону нуля.
132 Если в предыдущих заданиях дети должны были выбрать действие по схеме, то теперь действие задано, его нужно прочитать и выполнить на числовой прямой. Во всех случаях ученики сообщают, что именно нужно узнать: произведение или множитель.
136 Выясняется, что можно взять любые две точки на сторонах прямого угла и соединить их отрезком.