Устно. На доске записи: 2 + о и 2-Ь. Выясняется, как называют каждую запись (сумма и произведение). Учащиеся называют первый множитель, второй. Пока он обозначен буквой Ь. Далее учитель дает значения второму множителю, а ученики называют произведение. Предлагается назвать все произведения, которые могут получиться при таких множителях, в порядке убывания начиная с числа 20.
91 Чтобы вписать числа в таблицу, можно (если нужно) пользоваться числовой прямой. Выясняется, почему она именно так поделена дугами (придется повторять несколько раз число 2).
Предлагается отмечать как легкие те случаи, которые удалось вспомнить, не обращаясь к числовой прямой.
92 Нужно выписать трудные случаи таблицы умножения 2. Учитель предлагает вариант. Если многие дети не могут быстро назвать ответ, такой случай записывается всеми, но ответ каждый ученик определяет сам (обращаясь либо к таблице из предыдущего задания, либо к числовой прямой). Таким образом, учитель чередует при диктовке легкие и трудные варианты произведений.
Далее ученики тренируются в запоминании записанных случаев, работая парами.
93 На числовой прямой дугами фиксируются действия сложения и умножения.
94 Теперь нужно числовую прямую «держать в голове». Если возникнут проблемы при умножении, можно обратиться к числовой прямой. Предлагается обвести кружком произведения (для усвоения соответствующих терминов). Учащиеся должны обратиться только к записям умножения, но не сложения.
95 Рисунком дана задача, решаемая двумя арифметическими действиями. В рисунок встраивается охватывающая дуга, отмеченная вопросительным знаком,— это то, что требуется узнать в задаче.
С помощью схемы задан способ измерения величин. Число белых звездочек предлагается определить простым пересчетом, а число синих — с помощью промежуточной мерки. Дополняются схемы. Выясняется, что для определения общего числа звездочек нужно, чтобы все звездочки были просчитаны одной меркой. Во второй схеме рисуется верхняя стрелка, а над ней «окошко» — знак вспомогательного неизвестного. Записываются два действия, которые полезно затем объединить в одно выражение. При этом произведение пока заключается в скобки как характеристика отдельной величины.
97 Особенности столбиков: во втором примере результат является однозначным числом, в третьем — нет перехода через разряд.
99 Дается определение квадрата. Теперь квадрат рассматривается как частный вид прямоугольника, а не отличающаяся по форме от него фигура.
100 Теперь квадраты выявляются на основании их определения, т. е. чтобы узнать, является ли четырехугольник квадратом, надо проверить, что его углы прямые, а стороны равны.