83 При составлении столбика учащиеся должны сохранять в вычитаемом число единиц, кроме того, значение третьего выражения должно быть равно однозначному числу.
84 Особенности столбиков: в первом примере уменьшаемое — круглое число, в третьем — не должно быть перехода через разряд.
85 Учащиеся воспроизводят названия компонентов сложения. Учитель сообщает названия компонентов умножения. Рассматривая рамку в учебнике, дети называют второй множитель, первый, произведение. Далее предлагается мысленно представить себе числовую прямую и устно перечислить по порядку все произведения — результаты умножения числа 2. Числа называются от меньшего к большему, потом в обратном порядке.
86 Даны случаи, с которыми происходила работа на прошлом уроке, кроме одного (2-10). Дети побуждаются по возможности обойтись без обращения к числовой прямой.
87 Нужно записать наиболее трудные случаи умножения числа 2. Дети называют разные варианты. Записываются они таким образом, чтобы не получилась упорядоченная часть таблицы. Дать такую последовательность: 2 • б, 2 • 9, 2 • 7, 2 • 8.
Вычисление произведений следует выполнять после того, как они будут выписаны. При возникновении затруднения предлагается вспомнить ближайшее «легкое» или недавно полученное произведение и от него мысленно пройти по числовой прямой нужное число шагов. Могут получиться такие пары: 2-5 ... 2 • б; 2-10 ... 2-9; 2-6 ... 2*7; 2-9 ... 2-8. После записи произведений учащиеся в парах тренируются в их запоминании.
88,89 Задания выполняются обязательно с помощью числовой прямой. Именно в работе на ней становится очевидным различие поиска суммы и произведения одних и тех же чисел.
90 Требуется сравнить количества ромбиков и кружков. Конечно, их можно пересчитать по одному, но можно найти их число, используя промежуточную мерку. Оказывается, что удобнее пользоваться разными промежуточными мерками, поэтому в схемы вписываются разные буквы для их обозначения.
Однако по полученным данным произвести сравнение невозможно.
Схему придется достроить стрелкой и вопросительным знаком: нужно определить число основных мерок в каждом объекте. После записи произведений предлагается первое из них найти при мысленном движении по числовой прямой (ведь мы пытаемся запомнить результаты умножения числа 2), а второе — работая на реальной числовой прямой. Записывается результат сравнения величин.