(Задания 168-175)
170 Учащиеся определяют, чем является искомое число — частью или целым. Они называют способ решения и пытаются устно найти ответ. Полученное таким образом число проверяется действиями в таблице (в которой нужно правильно Расположить заданные числа).
Подводятся итоги: в случаях, когда приходится производить вычисления только в одном разряде, это легко выполняется без таблицы.
171 Выполняется при предварительном выяснении того, содержание какого Разряда изменится, а какого — нет. В первом случае «изменяется число единиц, Их остается 7, а 5 сотен и 7 десятков не изменяются. Ответ — 577». И так далее.
172 Приведены заготовки записей арифметических действий, в которых дано первое число, а второе обозначено только количеством разрядов. Учащиеся должны вписать подходящие (круглые) числа и найти результат действий.
173 Даны выражения, в которых часть цифр заменена сказочными. Нужно записать значения выражений. По ходу дела обнаруживаются две ловушки, т.е. примеры, которые без знания значений сказочных цифр решить невозможно.
174 После чтения сюжетного начала определяется, что речь идет об объеме, а единицей измерения является литр. Что же узнали с помощью записанного в учебнике первого действия? Сколько литров во втором бидоне. На основе второго действия делается вывод об окончательном вопросе задачи. Чертеж дополняется вопросительным знаком и «окошком». Далее учитель показывает форму записи решения одним выражением. Объясняется, что в скобки взято первое действие, которое нужно выполнить с числами, хотя стоять оно может и не с начала записи.
175 Определяется единица измерения (штуки). Составляется текст задачи. В чертеж вписывается вспомогательный вопрос (в виде «окошка»). Задача решается сначала по действиям. При записи новым способом обсуждается, с чего начать: с записи числа, относящегося к первой величине, или с выражения, относящегося ко второй величине. Выясняется, что это безразлично. Принимается вариант записи, когда скобки оказываются вторым слагаемым.