142Особенность задания: нужно прибавить не «чистые» разрядные единицы, а числа, полученные из них.
144 На чертеже представлена задача, в которой нет требования найти сумму двух величин, однако для ее решения придется выполнить два действия. Дети читают строчку сюжета. Определяется единица измерения, составляется текст. Нужны ли два действия? Ведь в задаче один вопрос. Возможно, кто-либо из детей предложит решение 16 + 4 + 5. Следует подчеркнуть, что в одном выражении записаны все же два действия. Формулируется и обозначается на чертеже «окошком» вспомогательный вопрос. Записывается решение.
145 В процессе заполнения таблицы учащиеся должны выполнить промежуточное вычисление.
146 На доске прямая, направленная не так, как в учебнике, например:
Как называется эта фигура? Это прямая линия. Часто говорят просто «прямая», не добавляя слово «линия». Поставим на прямой точку К, где-нибудь в середине рисунка. На сколько частей точка К разбила прямую? На две части. Эти части называют лучами. Они начинаются в точке К (поэтому она называется началомэтих лучей), а продолжаться могут бесконечно. Ира, выбери один луч и покажи, как он направлен, как он расположен на доске. Юра, покажи другой луч.
Учитель ставит на доске еще 4 точки, две из которых находятся на той же прямой (если ее продолжить), а две другие — недалеко от краев изображения прямой:
Предлагается найти точку, которая лежит на луче Иры, и точку, лежащую на луче Юры. Для этого накладывается линейка и изображение луча мысленно продлевается. С помощью линейки находятся эти точки и устанавливается, что остальные две вообще не лежат на прямой.
Рассматривается рисунок, данный в учебнике. Выясняется, что началом дву лучей является точка С. Предлагается обвести лучи карандашами разного цвета. Строится еще один луч с тем же началом, например:
Выясняется, что всего на рисунке 3 луча, но две прямые. Два луча лежат на одной прямой.