русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

I. Процедура несостоятельности (банкротства): понятие, цели


Дата добавления: 2015-07-23; просмотров: 1024; Нарушение авторских прав


и основания введения.

 

Понятие процедуры банкротства. Законода-

1 См.: Пустовалова Е. Ю. Судьба требований кредиторовпри банкротстве

должника. М., 2003. С. 111.

тель, реализуя попытку придать адекватную правовую форму от-

ношениям, складывающимся между должником и его кредитора-

ми в связи с несостоятельностью первого, структурировал нормы,

помещенные в Закон о несостоятельности, на основе выделения

процедур банкротства. Закон содержит отдельные главы, посвя-

щенные наблюдению, финансовому оздоровлению и другим про-

цедурам. Вместе с тем, используя понятие ≪процедура (процеду-

ры) банкротства≫, основной нормативно-правовой акт в рассмат-

риваемой сфере не определяет его, ограничиваясь простым

перечислением этих процедур.

Пункт 1 ст. 27 Закона о несостоятельности, которая так

и именуется — ≪Процедуры банкротства≫, закрепляет, что при рас-

смотрении дела о банкротстве должника — юридического лица

применяются следующие процедуры банкротства: наблюдение,

финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное про-

изводство, мировое соглашение. Пункт 2 этой же статьи содержит

перечисление процедур, но только применяемых в отношении

должника-гражданина: конкурсное производство, мировое согла-

шение и иные процедуры, предусмотренные даннымЗаконом.

Процедура банкротства — это в первую очередь порядок осу-

ществления, применения чего-либо в отношении неисправного

должника, воздействия на последнего. Но что конкретно реализу-

ется в рамках этого порядка? Можно утверждать, что практически

все дозволенные законом варианты воздействия на должника ук-

ладываются в понятие ≪меры (мероприятия), применяемые к долж-

нику≫. Все многообразие отношений в сфере банкротства можно

свести к трем группам:



а) определение того, имеются ли основания для ≪помещения≫

субъекта в сферу действия законодательства о несостоятельности,

или, другими словами, имеются ли у него признаки банкротства;

б) при наличии последних — применение к нему определен-

ных, предусмотренных правовыми актами мер (охрана его имуще-

ства, оказание финансовой помощи, прощение части долга, продажа

и раздел его активов и т. д.);

в) решение вопросов организационного характера (подготовка

арбитражных управляющих, координация деятельности государст-

венных органов, уполномоченных представлять публично-правовые об-

разования в конкурсных процессах, и т. п.).

Воздействие на должника на разных этапах производствапо

делу о его банкротстве связано с применением определенных,

строго установленных (допускаемых) законом мер. При возбужде-

нии производства по делу — это первоначальные охранительные

1 О соотношении понятий ≪процедуры банкротства≫, ≪меры≫, ≪мероприя-

тия≫ см.: Рубцова Н. В. Процедуры банкротства юридических лиц: Учебное

пособие. Новосибирск, 2003. С. 8—14.

и обеспечительные меры (наложение арестов на имущество долж-

ника, отстранение его от управления активами, введение сторон-

него наблюдателя, установление истинного финансово-экономи-

ческого положения и т. д.), при наличии вывода о возможности

восстановления платежеспособности — мероприятия по восстанов-

лению платежеспособности (те, что перечислены в ст. 109 Закона

о несостоятельности, плюс мораторий на удовлетворение требова-

ний кредиторов, плюс возможность отказаться от убыточных или

низкорентабельных договоров должника' и признать недействи-

тельными часть его сделок), наконец, при принятии решения

о признании должника банкротом — ликвидационные меры (выяв-

ление кредиторов и предоставление им возможности заявить свои

требования в конкурс, меры по формированию,реализации

и разделу конкурсной массы, прекращение юридического ли-

ца — банкрота как субъекта права и др.). Реализация этих и дру-

гих мер в отношении должника происходит во взаимодействии

участников конкурсного процесса: кредиторов, должника, его

контрагентов, суда, арбитражного управляющего и других лиц,

перечень которых содержится в Законе о несостоятельности.

Таким образом, процедура банкротства — это установленный

правовыми актами порядок применения допустимых законода-

тельством мер к должнику, имеющему признаки банкротства или

официально объявленному несостоятельным. Можно утверждать,

что соотношение процедур банкротства и мер, применяемых

к должнику, строится во многом как взаимосвязь формы и содер-

жания. Применение мер, мероприятий к должнику составляет

фактическое содержание правоотношений, имеющих место в свя-

зи с открытием конкурсного процесса. Процедуры банкротства,

по сути, являются правовыми формами организации и примене-

ния мер к должнику.

Цели и основания введения процедур банкротства. Цель введе-

ния той или иной процедуры банкротства — упорядочить, орга-

низовать применение тех или иных мер к неисправному долж-

нику. Закон четко указывает, применение каких мер к должнику

возможно в рамках определенной процедуры несостоятельности

(ст. 67, 69, 70, 109), а также определяет, на достижение какой

цели они должны быть направлены (п. 1 ст. 84). А такая тради-

ционная процедура, как конкурсное производство, подразумевает

1 Данное мероприятие может применяться только в соответствии с огра-

ничениями, установленными ст. 102 Закона о несостоятельности, а также вы-

текающими из положений Конституции РФ и выявленными Конституцион-

ным Судом РФ (подробнее см.: постановление этого суда от 6 июня 2000 г.

№ 9-П ≪По делу о проверке конституционности положения абзаца третьего

пункта 2 статьи 77 ≪Федерального закона ≪О несостоятельности (банкротстве)≫

в связи с жалобой ОАО ≪Тверская прядильная фабрика≫ // Российская газета.

2000. 15 июня).

стандартный, исторически сложившийся набор осуществляемых

мероприятий: составление актива (конкурсной массы), пассива

(обязательств), погашение в определенной очередности требова-

ний кредиторов и ликвидация юридического лица — банкрота.

Отсюда участники конкурсного процесса (должник, кредиторы

и др.), ходатайствуя о введениитой или иной процедуры, тем

самым предлагают реализовать комплекс ≪наполняющих≫ ее мер.

Другими словами, выражение ≪применить (применение) проце-

дуру банкротства≫ (абз. 11 — 15 ст. 2 Закона) может восприни-

маться как применение сопровождающих ее введение (открытие)

мероприятий. Последние же применяются в строго определен-

ных целях, например, перепрофилирование производства, взы-

скание дебиторской задолженности и уступка прав требования

при проведении внешнего управления — в целях восстановления

платежеспособности должника.

Говоря об основаниях введения процедур банкротства, можно

выделить формальные и материальные основания. Формальным

основанием для введения той или иной процедуры банкротства

является решение (определение, заявление, объявление) установ-

ленного законом субъекта (органа), а материальным основани-

ем — факты, обстоятельства, выявление (наличие) которых и по-

зволяет принять такое решение. В частности, для введения про-

цедуры внешнего управления формальными основаниями яв-

ляются решение первого собрания кредиторов и (или) определе-

ние арбитражного суда (ст. 75 Закона), а материальным

основанием— реальная возможность восстановления платежеспо-

собности, подтвержденная решением первого собрания кредито-

ров или наличием оснований полагать это, выявленных арбит-

ражным судом самостоятельно (абз. 5 п. 2 ст. 75 Закона).

II. Наблюдение.

 

Понятие наблюдения. ≪Нейтральность≫ процеду-

ры. Наблюдение, как указывает ст. 2 Закона о несостоятельности,

представляет собой процедуру банкротства, применяемую к долж-

нику в целях обеспечения сохранности имущества должника,

проведения анализа финансового состояния должника, составле-

ния реестра требований кредиторов и проведения первого собра-

ния кредиторов. Данная процедура длится не белее чем семь ме-

сяцев с даты поступления заявления, открывающего дело (п. 3

ст. 62, ст. 51 Закона).

Мировой опыт построения национальных систем регулирова-

ния банкротства признает несколько вариантов (стандартов) от-

крытия конкурсного процесса. Как указывается в Руководстве

ЮНСИТРАЛ, ≪в законодательстве некоторых стран стандарт от-

крытия производства устанавливает основу для открытия либо ре-

организационного, либо ликвидационного производства. Если за-

явление об открытии ликвидационного производства подается

кредитором, законодательство о несостоятельности может разре-

шать должнику подавать заявление о преобразовании ликвидаци-

онного производства в реорганизационное. В соответствии с за-

конодательством других стран, где предпочтение отдается реорга-

низации, должно возбуждаться реорганизационное производство,

однако оно может быть преобразовано в ликвидационное, если

будет доказано, что предприятие должника не может быть реорга-

низовано. Согласно еще одному подходу предусматриваются еди-

нообразные последствия подачи заявления и выбор между реорга-

низацией и ликвидацией будет сделан лишь по истечении опре-

деленного срока, в течение которого оценивается финансовое

положение должника≫1.

Российский Закон о несостоятельности предусматривает, что

открытие судебного производства по делу о несостоятельности

как юридического лица, так и гражданина2 влечет по общему

правилу введение единой предусмотренной законом процедуры,

а именно процедуры наблюдения. Иными словами, ни должник,

ни кредиторы не вправе при подаче в арбитражный суд заявле-

ния о банкротстве настаивать на открытии и дальнейшем течении

конкурсного процесса в русле определенной избранной ими про-

цедуры, что позволяет отнести наш закон к третьей модели пра-

вового регулирования открытия дела о банкротстве. Данное об-

стоятельство, как можно понять, с положительной стороны оце-

нивается в литературе3.

Таким образом, наблюдение, по сути, ≪открывает≫ дело о бан-

кротстве, является его первой стадией, нейтральной с точки зре-

ния уклона банкротного процесса. Оно оставляет возможность для

выбора участниками производства варианта дальнейшего движения

дела: либо это будет попытка восстановить финансы предпринима-

теля-должника, что повлечет введение финансового оздоровления

или внешнего управления, либо процесс пойдет по пути ликвида-

ции бизнеса, что будет поводом к открытию конкурсного произ-

водства.

Меры, применяемые к должнику в процедуре наблюдения. Очер-

тим круг мер, применяемых к должнику в процедуре наблюдения.

1 Руководство ЮНСИТРАЛ. С. 57.

2 Статья 27 Закона о несостоятельности не оговаривает возможности

введения наблюдения в отношении должников — физических лиц, однако,

по мысли законодателя, оно (наблюдение) вводится.На это указывают спе-

циальные нормы, посвященные банкротству граждан, в частности, п. 1

ст. 207 Закона (≪Одновременно с вынесением определения о введении на-

блюдения в отношении гражданина арбитражный суд налагает арест на иму-

щество гражданина...≫), а также п. 2 ст. 27, согласно которому перечень

процедур банкротства гражданина в отличие от юридического лица являет-

ся не закрытым.

3 См.: Витрянский В. В. Реформа законодательства о несостоятельности

(банкротстве) // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. Специальное при-

ложение к № 2. 1998. С. 84.

Уже цитированное нами законодательное определение этой про-

цедуры банкротства позволяет заключить, что это, во-первых, ме-

ры по сохранности имущества должника, во-вторых, меры по ус-

тановлению истинного финансового состояния должника,

в-третьих, установление числа кредиторов и размера их требова-

ний и, наконец, в-четвертых, проведение первого собрания кре-

диторов.

Меры по сохранности имущества должника в период наблюде-

ния включают:

установление возможности предъявления имущественных пре-

тензий к должнику только в рамках конкурсного процесса; при-

остановление исполнения исполнительныхдокументов по имуще-

ственным взысканиям с должника, а также приостановление про-

изводств в судах по искам о взыскании денег;

введение запрета удовлетворять требования о выделе доли

(пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его

участников (п. 1 ст. 63 Закона о несостоятельности);

установление запретов органам управления наблюдаемого

юридического лица совершать определенные сделки без согласия

временного управляющего (п. 2 ст. 64 Закона), принимать на-

званные в законе решения (п. 3 ст. 64 Закона);

отстранение арбитражным судом руководителя должника от

должности в случае нарушения им банкротного законодательства

(ст. 69 Закона) и др.

Меры по установлению истинного финансового состояния долж-

ника представляют собой анализ корпоративных финансов должни-

ка (бухгалтерской отчетности, показателей рентабельности, струк-

туры затрат, генерации денежного потока, налогового долга, воз-

можности снижения затрат на обслуживание полученных

банковских кредитов и т. д.). Это входит в обязанности времен-

ного управляющего (п. 1 ст. 67, ст. 70 Закона) и главным обра-

зом направлено на решение вопроса, в состоянии ли должник

восстановить в будущемсвою платежеспособность.

Первое собрание кредиторов. Окончание наблюдения. Закон

предписывает, что не позднее чем за десять дней до даты оконча-

ния процедуры наблюдения должно быть созвано и проведено

первое собрание кредиторов (п. 1 ст. 72). Организует и проводит

собрание временный управляющий, обязанный проделать до это-

го времени всю подготовительную работу: выявить известных

и обнаруженных из документации должника кредиторов, уведо-

мить их о введении наблюдения, проанализировать корпоратив-

ные финансы должника, сформировать реестр кредиторов, подго-

товить и провести рассылку приглашений к участию.

От круга вопросов, выносимых на разрешение участников

первого собрания, зависит дальнейшее движение дела о банкрот-

стве и судьба должника. В частности, кредиторы решают, какая

процедура будет введена в последующем: финансовое оздоровле-

ние, внешнее управление, конкурсное производство или, быть

может, должник заключит с ними мировую сделку. Здесь же вы-

ясняется, на какой срок контрагенты должника желают ввести

соответствующую процедуру. Далее собрание определяет требова-

ния к управляющему, который будет назначен на последующей

стадии процесса, а также выбирают саморегулируемую организа-

цию, представляющую кандидатов на этот пост. Наконец, участ-

ники собрания принимают решение о формировании комитета

кредиторов (ст. 73, 74 Закона).

Решение собрания представляется в суд, который обязан под-

чиниться мнению кредиторов, ходатайствующих о введении фи-

нансового оздоровления или внешнего управления, и назначить

соответствующую процедуру. То же правило действует и в отно-

шении конкурсного производства (п. 1 ст. 75 Закона). Исключе-

ние предусмотрено для случая, когда кредиторы ходатайствуют

перед судом о введении внешнего управления или конкурсного

производства, а учредители должника или собственник его иму-

щества настаивают на введении финансового оздоровления. Если

последние представляют банковскую гарантию, покрывающую

риски кредиторов не получить должное, суд может проигнориро-

вать решение собрания и ввести процедуру финансового оздоров-

ления (п. 3 ст. 75 Закона).

III. Финансовое оздоровление.

 

В соответствии со ст. 2 Закона

о несостоятельности финансовое оздоровление — это процедура бан-

кротства, применяемая к должнику в целях восстановления его

платежеспособности и погашения задолженности в соответствии

с графиком погашения задолженности. По своей направленности

оздоровление представляет собой процедуру реабилитационного

(реорганизационного), а не ликвидационного характера. Макси-

мальный срок, на который может быть введено финансовое оздо-

ровление, — два года (п. 6 ст. 80 Закона).

Появление рассматриваемой процедуры банкротства в Законе

о банкротстве было одной из принципиальнейших новаций

в конкурсном законодательстве периода реформы 2002 г. Ранее

действовавший Закон о несостоятельности 1998 г., не говоря уже

о его ≪предшественнике≫ — законодательном акте, регулировав-

шем отношения в связи с несостоятельностью в период с 1992 по

1998 г., ничего подобного не содержал.

Процедура финансового оздоровления как самостоятельный

институт несостоятельности неизвестна иностранным законода-

тельствам и представляет собой специфику исключительно рос-

сийского законодательства о банкротстве. Вместе с тем в литера-

туре отмечается, что финансовое оздоровление имеет некоторое

сходство с германской моделью самоуправления1.

1 См.: Научнопрактический комментарий (постатейный) к Федеральному

закону ≪О несостоятельности (банкротстве)≫ / Под ред. В. В. Витрянского. М.,

2003. С. 323.

По замыслу законодателя, предназначение финансового оздо-

ровления может быть сведено к следующему. В отличие от внеш-

него управления — процедуры, наиболее близкой к рассматривае-

мой и также направленной на восстановление платежеспособно-

сти должника, финансовое оздоровление подразумевает, что

восстанавливать платежеспособность будет сам должник (едино-

лично или при помощи третьих лиц) по им же утвержденному пла-

ну, а не внешние субъекты (арбитражный управляющий и кредито-

ры) в соответствии с тем видением развития бизнеса банкрота,

которое могло бы, по их мнению, вывести его собственные кор-

поративные финансы из кризисного состояния. При этом долж-

ник берет на себя и тот риск, который проистекает из его само-

стоятельности в данном вопросе: если оздоровить бизнес не уда-

стся, кредиторы получат причитающееся им из предоставленного

должником или третьими лицами обеспечения, причем последнее

не может выражаться в имуществе должника, ибо таковое и в си-

лу закона уже составляет основуминимальной гарантии кредито-

ров (п. 1 ст. 79 Закона).

Иными словами, идея состоит в использовании неоспоримых

качеств собственников должника, — они являются субъектами,

наиболее сведующими в той отрасли экономики, в которой дей-

ствует должник, хорошо ориентируются в его финансах, способ-

ны учесть предшествующий отрицательный опыт ведения дел. Ес-

ли поменять команду менеджеров, а законодатель ориентирует

участников дела на это, как бы ≪намекая≫, что смена главного

должностного лица компании может стать полезным шагом (п. 2

ст. 77 Закона), получить дополнительные стимулы в виде угрозы

потери предоставленного обеспечения и ≪нависающего≫ графика

расчетов с кредиторами, то, возможно, данная процедура в опре-

деленных случаях будет более эффективна, нежели внешнее

управление или мировая сделка.

В мировой сделке также можно проследить определенные сход-

ства между этими процедурами. И в финансовом оздоровлении,

и в мировом соглашении должник имеет возможность с согласия

кредиторов получить отсрочку или рассрочку исполнения платеж-

ных обязанностей, сохранив при этом возможность продолжить

управление своим имуществом,но с некоторыми ограничениями.

Однако в отличие от мирового соглашения производство по делу

о несостоятельности должника с введением финансового оздоров-

ления не прекращается1.

Порядок введения финансового оздоровления. Инициатива во

введении рассматриваемой процедуры может исходить либо от

должника, либо от третьего лица (третьих лиц). Если вести речь

1 См.: Сарбаш С. В. Финансовое оздоровление. Постатейный комментарий

главы V Федерального закона ≪О несостоятельности (банкротстве)≫ // Дени-

сов С. А., Егоров А. В. Сарбаш С. В. Указ. соч. С. 40.

о первом случае, то закон в этой части четко предписывает, что

волеобразующим органом со стороны должника выступает его

высший орган управления (в зависимости от организационно-пра-

вовой формы это может быть общее собрание акционеров, общее

собрание участников и т. д.) или собственник имущества должни-

ка — унитарного предприятия (п. 1 ст. 77 Закона о несостоятель-

ности). Третьи лица могут вмешаться в банкротный процесс толь-

ко с согласия должника (п. 1 ст. 78 Закона). В отличие от ситуа-

ции с инициативой должника, где воля последнего образуется и

изъявляется его участниками (учредителями), вопрос согласияна

вступление в дело третьего лица от имени должника уполномочен

решать руководитель; согласия собрания участников (учредителей)

или собственника имущества не требуется1.

В обоих случаях инициатива оформляется в виде обращения

к первому собранию кредиторов. Обязательной частью обращения

выступает информация о предлагаемом обеспечении исполнения

должником его обязательств2, план финансового оздоровления,

график погашения задолженности.

По общему правилу финансовое оздоровление вводится арбит-

ражным судом, если с необходимостью его введения согласились

кредиторы (п. 1 ст. 75 Закона). Однако Закон знает два случая ис-

ключений из данного правила.

Во-первых, финансовое оздоровление может быть введено су-

дом, когда собрание кредиторов не приняло никакого решения

о дальнейшей, следующей за наблюдением процедуре банкротства

(п. 2 этой же статьи). Условием в данном случае является то, что

инициаторы оздоровления по-прежнему поддерживают собствен-

ную инициативу и предоставили необходимое обеспечение3.

Во-вторых, даже если кредиторы ходатайствуют о введении внеш-

него управления или открытии конкурсногопроизводства, то и в

этом случае финансовое оздоровление может быть введено против

их воли. Условие в этой части — предоставление не любого до-

пустимого обеспечения, а его строго определенной формы — бан-

1 См. п. 35 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от

15 декабря 2004 г. № 29 ≪О некоторых вопросах практики применения Феде-

рального закона ≪О несостоятельности (банкротстве)≫.

2 Закон говорит, что в качестве такового допустимы залог (ипотека), бан-

ковская или государственная (муниципальная) гарантия, поручительство, но

не допустимы удержание, задаток и неустойка. При этом первый перечень

(допустимых форм обеспечения) является открытым, а второй — закрытым

(ст. 79 Закона о несостоятельности).

3 Необходимым в данном случае считается обеспечение, минимум на 20%

превышающее объем требований кредиторов, установленный на дату решения

вопроса о дальнейшей процедуре. Кроме того. Закон требует и более жесткого

графика расчетов с кредиторами, императивно предписывая, что таковые (рас-

четы) должны начаться не позже месяца с момента введения процедуры.

ковской гарантии, превышающей суммарный объем долга всем

известным кредиторамминимум на 20% (п. 3 этой же статьи).

Единственное, что здесь остается отметить — процедура фи-

нансового оздоровления может быть введена и в ситуации, когда

обеспечение исполнения должником требований кредиторов не

представлено в принципе, но собрание кредиторов соглашается

на такой вариант1.

Управление должником в период финансового оздоровления.

В ходе финансового оздоровления органы управления должника

хотя и сохраняют свою роль, ибо в этом и состоит один из ос-

новных принципов рассматриваемой процедуры, но все-таки осу-

ществляют свои полномочия с определенными ограничениями.

Они таковы.

Во-первых, должник не вправе без согласия собрания кредито-

ров или комитета кредиторов совершать сделки, в которых у него

имеется заинтересованность или которые:

а) связаны с приобретением, отчуждением или возможностью

отчуждения его имущества, балансовая стоимость которого со-

ставляет более 5% балансовой стоимости активов должника;

б) влекут за собой выдачу займов (кредитов), выдачу поручи-

тельств и гарантий, а также учреждение доверительного управле-

ния имуществом должника.

Во-вторых, должник не вправе без согласия собрания кредито-

ров или комитета кредиторов и лица или лиц, предоставивших

обеспечение, принимать решение о своей реорганизации (слиянии,

присоединении, разделении, выделении, преобразовании).

В-третьих, в случае, если размер денежных обязательств

должника, возникших после введения финансового оздоровления,

составляет более 20% суммы требований кредиторов, включенных

в реестр требований кредиторов, все сделки, влекущие за собой

возникновение новых обязательств должника, могут совершаться

исключительно с согласия собрания кредиторов (комитета креди-

торов).

В-четвертых, должник не вправе без согласия административ-

ного управляющего совершать сделки или несколько взаимосвязан-

ных сделок, которые:

а) влекут за собой увеличение кредиторской задолженности

должника более чем на 5% суммы требований кредиторов, вклю-

ченных в реестр требований кредиторов;

б) связаны с приобретением, отчуждением или возможно-

стью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, за

исключением реализации имущества должника, являющегося го-

1 См. п. 33 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от

15 декабря 2004 г. № 29 ≪О некоторыхвопросах практики применения Феде-

рального закона ≪О несостоятельности (банкротстве)≫.

товой продукцией (работами, услугами), изготовляемой или реа-

лизуемой должником в процессе обычной хозяйственной дея-

тельности;

в) влекут за собой уступку прав требований, перевод долга;

г) влекут за собой получение займов (кредитов).

Как видим, ограничения достаточно существенные, но они

вполне оправданны, поскольку, несмотря на то что кредиторы,

согласившиеся на введение данной процедуры, получают допол-

нительную ≪гарантию≫ в виде предоставленного обеспечения, за-

бывать о том, что должник находится в процедурах банкротства

и расчеты с его контрагентами не завершены, не следует. В ко-

нечном счете график расчетов может быть сорван, обеспечение —

утрачена или снижена привлекательность, поэтому контроль не-

обходим.

 

IV. Внешнее управление.

 

Цели и основания введения внешнего

управления. Внешнее управление — это процедура банкротства,

применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспо-

собности (ст. 2 Закона о несостоятельности). Внешнее управление

вводится на срок не более чем 18 месяцев, который может быть

продлен, но по общему правилу не более чем на шесть месяцев

(ст. 93 Закона).

Цель введения процедуры внешнего управления прямо обо-

значена в самом законодательном определении — организовать

применение к неисправному должнику тех мер, которые привели

бы к ≪излечению≫ финансовой составляющей его деятельности,

восстановили бы его положение на рынке и привели бы к пога-

шению требований всех кредиторов.

Таким образом, внешнее управление, как и процедура финансо-

вого оздоровления, представляет собой разновидность реабилита-

ционных (реорганизационных) процедур банкротства, направлен-

ных на спасение бизнеса должника, а не на его ликвидацию1.

Принципиальное отличие между ними выражается в ответе на во-

прос, кто, какой субъект будет выступать организующим финан-

совую реабилитацию предприятия должника: в случае с финансо-

вым оздоровлением, как уже указывалось, им будет выступать

сам должник, его менеджмент; в случае с рассматриваемой про-

' Закон о несостоятельности не рассматривает данные процедуры как аль-

тернативные. Возможно их последовательное введение. Наблюдение может

быть завершено введением финансового оздоровления, но если последнее не

даст требуемого эффекта, кредиторы или арбитражный суд самостоятельно

могут перейти к внешнему управлению и уже в его рамках попробовать вос-

становить бизнес должника, чтобы сполна получить по своим требованиям.

Но в этом случае на обе процедуры отводится не более двух лет, т. е. отве-

денные на каждое реабилитационное мероприятие сроки не суммируются,

а поглощаются (ст. 92).

цедурой это будут ≪внешние≫ субъекты: кредиторы и, главным

образом, внешний управляющий1.

Как говорилось выше, формальными основаниями для введе-

ния процедуры внешнего управления являются решение первого

собрания кредиторов и (или) определение арбитражного суда

(ст. 75 Закона). Материальное основание выражается в реальной

возможности восстановления платежеспособности, подтвержден-

ной решением первого собрания кредиторов или наличием осно-

ваний полагать это, выявленных арбитражным судом самостоя-

тельно (абз. 5 п. 2 ст. 75 Закона).

Мораторий на удовлетворение требований кредиторов. Наряду с от-

странением действующего руководства должника от ведения делами,

о котором говорилось выше, еще одним, наиболее принципиальным

последствиемвведения внешнего управления является мораторий на

удовлетворение требований кредиторов. По своей правовой природе

мораторий — один из типичных и в то же время наиболее остро

проявляющихся выразителей публично-правового вмешательства в ча-

стноправовые отношения2, каковое (вмешательство), как было пока-

зано в начале настоящей главы, буквально ≪напитывает≫ институт не-

состоятельности, включая и стадию внешнего управления. Послед-

няя, к слову сказать, сама по себе вмешательство государства в

гражданско-правовые связи'.

В соответствии со ст. 95 Закона о несостоятельности морато-

рий на удовлетворение требований кредиторов распространяется

на денежные обязательства и обязательные платежи, сроки ис-

полнения которых наступили до введения внешнего управления.

При этом неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санк-

ции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных

обязательств и обязательных платежей не начисляются. Опреде-

ленной компенсацией кредиторам в этом смысле служит предпи-

сание закона о начислении на ≪мораторные≫ суммы процентов по

ставке рефинансирования, установленной Центральнымбан-

ком РФ. С точки зрения кредиторов по гражданско-правовым

1 Отсюда и само название процедуры — внешнее управление управление

осуществляемое из вне, сторонними, с точки зрения должника лицами.

2 См.: постановление Конституционного Суда РФ от 3 июля 2001 г.

№ 10-П ≪По делу о проверке конституционности отдельных положений под-

пункта 3 пункта 2 статьи 13 Федерального закона ≪О реструктуризации кре-

дитных организаций≫ и пунктов 1 и 2 статьи 26 Федерального закона ≪О не-

состоятельности (банкротстве) кредитных организаций≫ в связи с жалобами

ряда граждан≫ (п. 5 мотивировочной части)//Российская газета. 2001.

11 июля.

3 См.: постановление Конституционного Суда РФ от 6 июня 2000 г.

№ 9-П ≪По делу о проверке конституционности положения абзаца третьего

пункта 2 статьи 77 ≪Федерального закона ≪О несостоятельности (банкротстве)≫

в связи с жалобой открытого акционерного общества ≪Тверская прядильная

фабрика≫ (п. 4 мотивировочной части).

обязательствам такое начисление менее привлекательно, так как

указанная ставка уже долгий период находится на уровне ниже

15% годовых, а вот с позиций бюджета это шаг вполне равноцен-

ный, ибо пеня за просрочку уплаты налогов составляет '/300 став-

____ки рефинансирования за каждый день просрочки (п. 4 ст. 75

НК). Мораторий на удовлетворение требований кредиторов не

распространяется на требования о взыскании задолженности по

заработной плате, выплате вознаграждений по авторским догово-

рам, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью,

о возмещении морального вреда.

В итоге внешний управляющий оказывается в ситуации, когда

он может ≪спокойно≫ рассчитать и выполнить финансовый план

выведения бизнеса должника из кризиса. Итак, основное предна-

значение института моратория состоит в том, чтобы определен-

ным образом стабилизировать финансовое положение санируемо-

го предприятия, дать внешнему управляющему и кредиторам воз-

можность спрогнозировать его денежные потоки, спланировать

ход восстановления платежеспособности.

План внешнего управления. Меры по восстановлению платеже-

способности должника. Согласно ст. 106 Закона о несостоятельно-

сти не позднее чем через месяц с даты своего утверждения внеш-

ний управляющий обязан разработать план внешнего управления

и представить его собранию кредиторов для утверждения. План

внешнего управления долженпредусматривать меры по восста-

новлению платежеспособности должника, условия и порядок реа-

лизации указанных мер, расходы на их реализацию и иные расхо-

ды должника.

Вопрос об утверждении плана внешнего управления относит-

ся к исключительной компетенции собрания кредиторов. План

внешнего управления должен быть рассмотрен не позднее чем

через два месяца с даты утверждения внешнего управляющего.

Соответственно в эти же, а точнее, в более сжатые (с учетом

верстки, рассылки и срока на ознакомление) сроки он должен

быть и разработан (п. 1 и 2 ст. 107 Закона). Утвержденный соб-

ранием кредиторов план внешнего управления представляется

в арбитражный суд внешним управляющим не позднее чем через

пять дней с даты проведения собрания кредиторов (п. 4 ст. 107

Закона).

Планом внешнего управления могут быть предусмотрены сле-

дующие меры по восстановлению платежеспособности должника

(ст. 109 Закона):

а) перепрофилирование производства (когда, например, вы-

пуск прежней продуктовой линейки является неконкурентоспо-

собным, но имеется техническая возможность наладить изготов-

ление и сбыт другой продукции);

б) закрытие нерентабельных производств (зачастую это отно-

сится к обслуживающим производствам, например, литейному

производству на машиностроительных заводах, когда заказы на

литье выгоднее размещать ≪на стороне≫);

в) взыскание дебиторской задолженности (этот шаг во всех

случаях является необходимым, так как со всей очевидностью

приводит к ≪чистому≫ приросту денежной массы, находящейся

в распоряжении должника);

г) продажа части имущества должника (возможна в случае,

когда единовременный доход от продажи более эффективен, чем

сдача в аренду или собственная эксплуатация с целью извлечения

дохода);

д) уступка прав требования должника (поскольку таковая, как

правило, подразумевает дисконт (скидку с номинала), каждый раз

необходимо анализировать, будет ли цессия долга выгодной

в сравнении с затратами на его реальное истребование);

е) исполнение обязательств должника собственником имуще-

ства должника, учредителями (участниками) должника либо

третьим лицом или третьими лицами;

ж) увеличение уставного капитала должника за счет взносов

участников и третьих лиц;

з) размещение дополнительных обыкновенных акций должника;

и) продажа предприятия должника(причем продан может

быть только один из действующих бизнесов, например один из

заводов, принадлежащих должнику);

к) замещение активов должника и, как указывает закон,

≪иные меры по восстановлению платежеспособности должника≫.

В частности, сюда могут быть отнесены оспаривание ≪убыточ-

ных≫ сделок, сделок, направленных на ≪вывод активов≫, заклю-

ченных прежним руководством должника, а также расторжение

невыгодных с точки зрения стоящих задач договоров (ст. 102,

103 Закона).

Окончание внешнего управления. Расчеты с кредиторами. Впол-

не логично, что порядок завершения внешнего управления раз-

нится в зависимости от того, удалось ли по его ходу добиться

восстановления платежеспособности должника или нет. Если дан-

ная задача достигнута и средств должника достаточно для удовле-

творения претензий его контрагентов, то после утверждения отче-

та внешнего управляющего собранием кредиторов (п. 1 ст. 118

Закона) он (отчет), сопровождаемый ходатайством собрания о

прекращении внешнего управления в связи с восстановлением

платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредито-

рами, представляется в арбитражный суд, каковой, убедившись в

восстановлении платежеспособности должника, выносит опреде-

ление о переходе к расчетам с кредиторами (п. 6 ст. 119 Закона).

Далее следует стадия расчетов, которая в любом случае не может

превышать шести месяцев. После окончания расчетов с кредито-

рами арбитражный суд выносит определение об утверждении от-

чета внешнего управляющего и о прекращении производства по

делу о банкротстве (п. 2 ст. 120 Закона).

Если же платежеспособность по итогам проведения рассмат-

риваемой процедуры банкротства не восстановлена, арбитражный

суд отказывает в утверждении отчета управляющего (п. 5 ст. 119

Закона). В этом случае арбитражный суд может вынести решение

об объявлении должника банкротом и открытии ликвидационной

процедуры — конкурсного производства (п. 7 ст. 119 Закона).

V. Конкурсное производство.

 

Конкурсное производство в широ-

ком и узком смысле. Конкурсное производство — процедура бан-

кротства, применяемая к должнику, признанному банкротом,

в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Так

законодатель определяет эту процедуру в ст. 2 Закона о несостоя-

тельности.

В текстах правовых актов и юридической литературе словосо-

четание ≪конкурсное производство≫ употребляется в двух значе-

ниях.

В широком значении конкурсное производство отождествляется

с процессом урегулирования обязательств несостоятельного долж-

ника в целом, в какой бы форме, с применением какой бы про-

цедуры он ни проходил. В этом смысле обсуждаемый термин яв-

ляется аналогом конкурсного (банкротного) процесса.

В узком значении конкурсным производством именуется толь-

ко одна из процедур банкротства. Последний вариант определе-

ния конкурсного производства реализован во всех трех ≪постсо-

ветских≫ законодательных актах о несостоятельности: в Зако-

не РФ от 19 ноября 1992 г. № 3929-1 ≪О несостоятельности

(банкротстве) предприятий≫1, в Федеральном законе о несостоя-

тельности 1998 г., а также в ныне действующем Федеральном за-

коне о несостоятельности.

Причина различия в подходах к пониманию этого термина

кроется, во-первых, в особом понимании термина ≪конкурс≫

в рамках института несостоятельности, а во-вторых, в тенденции

к увеличению числа процедур, допустимых к введению в отноше-

нии должников, свойственной как российскому, так и зарубежно-

му праву2. Исходя из того, что в теории конкурсного права

и процесса конкурс традиционно означал стечение (схождение)

1 Далее — Закон о несостоятельности 1992 г.

2 Суть этой тенденции, именуемой в литературе процессуальным (процедур-

ным) плюрализмом, заключается в следующем. Если ранее, на первых этапах

развития законодательства о несостоятельности большинству национальных

банкротный актов была известна простейшая система мероприятий, призван-

ных воздействовать на должника (определение, банкрот ли он, а также после-

дующий раздел оставшихся у него активов по справедливости), то по мере раз-

вития института стали появляться варианты того, каким образом с ним

(с должником) поступить: попытаться восстановить его бизнес, чтобы он смог

рассчитаться с долгами сполна; заключить с ним мировую сделку и т. п. Каж-

дый из таких новых вариантов, будучи закрепляем в законодательстве, обле-

кался в форму новой процедуры банкротства.

кредиторов, имеющих имущественные требования к общему

должнику1, производство по делу о несостоятельности, на какой

бы стадии оно ни осуществлялось, всегда будет конкурсным, т. е.

сопровождающимся стечением кредиторов2. Но поскольку про-

цесс урегулирования долгов несостоятельного субъекта до появле-

ния процессуального (процедурного) плюрализма, повлекшего

включение в законодательные акты о несостоятельности положе-

ний о процедурах реабилитационного (восстановительного) харак-

тера, имел сугубо ликвидационную направленность, торговая и

юридическая практика перестала допускать употребление термина

≪конкурсное производство≫ в значении ином, нежели связанном

с ликвидацией имущества должника.

Мероприятия, применяемые к должнику в конкурсном произво-

дстве. Поскольку, как отмечалось выше, конкурсное произ-

водство — наиболее ≪старая≫, традиционная процедура банкротст-

ва, набор мер, реализуемых в рамках этой процедуры, давно при-

знан устоявшимся. Это составление актива (конкурсной массы),

пассива (обязательств должника), погашение в определенной оче-

редности требований кредиторов и ликвидация юридического ли-

ца — банкрота. Остановимся на каждой из них более подробно.

Формированию конкурсной массы, под которой понимается

имущество должника, предназначенное с момента объявления

о несостоятельности к удовлетворению всех его кредиторов,зая-

вивших свои претензии, служат следующие действия, на соверше-

ние которых законодатель уполномочивает (обязывает) конкурсно-

го управляющего:

инвентаризация и оценка имеющихся активов (абз. 2, 3 п. 2

ст. 129 Закона о несостоятельности);

предъявление к третьим лицам требований о взыскании за-

долженности перед должником (абз. 7 того же пункта);

заявление отказов от исполнения договоров должника (абз. 4

п. 3 этой же статьи);

поиск, выявление и возврат имущества банкрота, находящего-

ся у третьих лиц (абз. 10 п. 2 ст. 129);

предъявление исков о признании недействительными сделок

об истребовании имущества должника у третьих лиц, о привлече-

нии к субсидиарной ответственности по обязательствам должника

лиц, обязанных нести такую ответственность (абз. 6 п. 3, п. 4, 5

ст. 129);

1 См.: Малышев К. Исторический очерк конкурсного процесса. СПб.,

1871. С. 309.

2 Именно по этой причине Закон о несостоятельности выделяет понятие

≪конкурсные кредиторы≫, каковое означает обладателей требований к должни-

ку, правомочных в принципе вступить в дело о несостоятельности (правомочных

≪стекаться к конкурсу≫), а не только имеющих право поучаствовать в заключи-

тельной, ликвидационной процедуребанкротства — конкурсном производстве.

уведомление собственника имущества, изъятого из оборота,

но находящегося при открытии конкурсного производства

у должника, о необходимости его принятия или закрепления за

другими лицами (п. 1, 2 ст. 132 Закона о несостоятельности);

передача объектов социальной и коммунальной инфраструкту-

ры соответствующему муниципальному образованию (п. 5, 6

ст. 132) и ряд др.

Составление пассива, под которым понимается совокупность

требований к несостоятельному должнику, подлежащих удовлетво-

рению из конкурсной массы, производится по общим правилам

включения кредиторов в реестр требований (ст. 16 Закона), но

с двумя важными особенностями.

Во-первых, открытие рассматриваемой процедуры требует от

конкурсного управляющего произвести специальную публикацию,

адресованную кредиторам и содержащую известие о том, что их

контрагент официально признан банкротом (ст. 128 Закона). При

этом в данной публикации указывается на возможность предъяв-

ления теми из кредиторов, кто ранее не был включен в реестр

требований и не участвовал в процедурах банкротства на ранних

стадиях конкурсного процесса, своих денежных претензий к

должнику. Срок предъявления претензий ограничен двумя меся-

цами с даты публикации, после чего реестр закрывается (абз. 3

п. 1 ст. 142 Закона).

Во-вторых, с момента открытия процедуры срок исполнения

всех возникших до открытия конкурсного производства денежных

обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается

наступившим (п. 1 ст. 126 Закона). Иными словами, если на мо-

мент объявления должника банкротом последний находится в со-

стоянии задолженности кому-то из своих контрагентов, но обяза-

тельство еще не является просроченным (например, взят кредит

в банке со сроком погашения, приходящимся на период через несколь-

ко месяцев или, быть может, даже лет от даты открытия кон-

курсного производства), оно юридически признается наступившим.

Обе названные особенности конкурсного производства введе-

ны законодателем, чтобы обеспечить, учитывая заключительный

и ликвидационный характер рассматриваемой процедуры, интере-

сы максимально возможного числа кредиторов несостоятельного

должника.

Следующее мероприятие конкурсного производства — погаше-

ние требований кредиторов. Таковое построенона двух основных

началах: очередности и соразмерности.

Очередность удовлетворения требований кредиторов преду-

смотрена ст. 134 Закона о несостоятельности. Так называемые те-

кущие обязательства банкрота:

а) судебные расходы;

б) расходы, связанные с выплатой вознаграждения управляю-

щему;

в) текущие коммунальные и эксплуатационные платежи, не-

обходимые для осуществления деятельности должника;

г) требования кредиторов, возникшие в период после приня-

тия арбитражным судом заявления о признании должника бан-

кротом и до признания должника банкротом, а также требования

кредиторов по денежным обязательствам, возникшие в ходе кон-

курсного производства;

д) задолженность по заработной плате, возникшая после при-

нятия арбитражным судом заявления о признании должника бан-

кротом, и по оплате труда работников должника, начисленная за

период конкурсного производства;

е) иные связанные с проведением конкурсного производства

расходы подлежат погашению вне очереди.

Порядок производства расчетов с очередными кредиторами таков:

в первую очередь производятся расчеты по требованиям граж-

дан, перед которыми должникнесет ответственность за причине-

ние вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответст-

вующих повременных платежей, а также компенсация морального

вреда;

во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных

пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по тру-

довому договору, и по выплате вознаграждений по авторским до-

говорам;

в третью очередь производятся расчеты с другими кредито-

рами.

Требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным за-

логом имущества должника, удовлетворяются за счет стоимости

предмета залога преимущественно перед иными кредиторами, за

исключением обязательств перед кредиторами первой и второй

очереди, права требования по которым возникли до заключения

соответствующего договора залога.

Начало соразмерности расчетов сформулировано в п. 3 ст. 142

Закона о несостоятельности, согласно которому при недостаточ-

ности денежных средств должника они распределяются между

кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам

требований, подлежащих удовлетворению.

И, наконец, завершающим мероприятием, подлежащим реали-

зации в отношении банкрота — юридического лица, выступает его

ликвидация. Как говорит Закон, основанием для внесения в еди-

ный государственный реестр юридических лиц записи о ликвида-

ции должника является определение суда о завершении конкурс-

ного производства. При этом конкурсный управляющий обязан в

течение пяти дней с даты его получения представить текст опре-

деления в регистрирующий орган (соответствующий территори-

альный орган системы Федеральной налоговой службы РФ, на кото-

рую возложены функции по регистрации юридических лиц и индиви-

дуальных предпринимателей), а последний — в тот же срок с даты

получения должен учинить запись о ликвидации (ст. 149 Закона).

 



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тельности (банкротстве). Подведомственность дел о банкротстве. | VI. Мировое соглашение.


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.087 сек.