русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

ОДНОМЕРНОЕ МЫШЛЕНИЕ


Дата добавления: 2015-07-23; просмотров: 1207; Нарушение авторских прав



 


5: Негативное мышление: побежденная логика протеста

«...То, что существует, не может быть истинным». Для наших хорошо натренированных глаз и ушей это утверждение может показаться либо легковесным и забавным, либо возмутительным, равно как и другое ему как будто противоположное: «все действительное разумно». И тем не менее, в традиции западной мысли оба в провоцирующе урезанной формулировке обна­руживают идею Разума, руководимого собственной ло­гикой. Более того, в обоих находит выражение одно и то же представление об антагонистической структуре действительности и мысли, стремящейся постичь эту действительность. Мир непосредственного опыта — мир, в котором мы приходим к сознанию своего существо­вания, должно постичь, изменить, даже ниспровергнуть для того, чтобы он явился тем, что он есть на самом деле.

В уравнении Разум ■? Истина = Действительность, объединяющем в антагонистическом единстве субъек­тивный и объективный мир, Разум является ниспровер­гающей силой, «силой негативного», которая в форме теоретического и практического Разума устанавливает истину для людей и вещей — т.е. условия, в которых те и другие становятся тем, что они суть на самом


II. Одномерное мышление

деле. Попытка продемонстрировать, что такая теоре­тическая и практическая истина — не субъективное, а объективное условие, была изначальной заботой запад­ных мыслителей и источником логики — причем не в смысле специальной дисциплины философии, но как формы мышления, предназначенной для постижения действительного как разумного.

Последняя трансмутация идеи Разума проявляется в тоталитарном универсуме индустриальной рациональ­ности. В этой и следующей главах я попытаюсь вы­делить некоторые из основных стадий развития этой идеи — процесса становления логики как логики гос­подства. Такой идеологический анализ может способ­ствовать пониманию действительного развития постоль­ку, поскольку он сосредоточен на единстве (и разде­лении) теории и практики, мышления и деятельности в историческом процессе — развертывании в. нем те­оретического и практического Разума.



Замкнутый операциональный универсум развитой ин­дустриальной цивилизации с его пугающей гармонией свободы и угнетения, производительности и деструк­ции, роста и регресса был предопределен в идее Разума как специфический исторический проект. Технологи­ческой и дотехнологической стадиям в равной степени присущи определенные основные представления о че­ловеке и природе, выражающие непрерывность запад­ной традиции. Внутри этого континуума происходит столкновение различных способов мышления, свой­ственных различным путям осмысления, организации и изменения общества и природы. Однако достижения развитой индустриальной цивилизации кладут конец


5. Негативное мышление: побежденная логика протеста

конфликту подрывных элементов Разума, конфликту сил негативного мышления со стабилизирующими тен­денциями сил мышления позитивного и ведут к тор­жеству одномерной действительности над всеми про­тиворечиями.

Этот конфликт восходит к самим истокам философ­ской мысли и находит яркое выражение в противо­стоянии диалектической логики Платона и формальной логики Аристотелевского Органона. Попытаемся кратко обрисовать классическую модель диалектического мыш­ления с тем, чтобы заложить основание для дальнейшего анализа контрастов индустриальной рациональности.

В классической греческой философии Разум является познавательной способностью различения истинного и ложного, поскольку истинность (и ложность) суть преж­де всего состояния Бытия, Действительности — и толь­ко поэтому свойства суждений. Истинный дискурс, ло­гика обнаруживает и выражает то, что действительно есть — в отличие от того, что кажется (действитель­ным). И именно в силу этого равенства Истины и (действительного) Бытия, Истина является ценностью, поскольку Бытие лучше Небытия. При этом последнее не просто Ничто; оно одновременно потенциальная возможность Бытия и угроза ему — разрушение. Борь­ба за истину, таким образом, является борьбой против разрушения, за «спасение» (очо^бгу) Бытия (усилие, которое само по себе может быть деструктивным, если оно направляет удар против утвердившейся действи­тельности как «неистинной»: Сократ против афинского государства). И так как борьба за истину «спасает»


П. Одномерное мышление

действительность от разрушения, человеческое сущес­твование причастно истине и связано с ней обязатель­ствами как сущностно человеческий проект. Если чело­век научился познавать действительно сугцее, он будет действовать в соответствии с истиной. Таким образом, эпистемология в себе является этикой, а этика — эпи­стемологией.

В этой концепции отразился опыт антагонистичного в себе мира — мира, зараженного желанием и отри­цанием, постоянно ощущающего угрозу разрушения, но в то же время мира, который представляет собой космос, сотворенный в соответствии с конечными причинами (final causes). В той степени, в какой антагонистичный мир направляет развитие философских категорий, фило­софия движется в расколотом (dechiremcnt ontologique)* и двухмерном универсуме. Явление и действительность (сущность), неистина и истина (и, как мы увидим, несвобода и свобода) в нем суть онтологические условия.

Это различение обусловлено не силой или слабостью абстрактного мышления, но коренится скорее в пе­реживании универсума — как в теоретическом, так и в практическом. В этом универсуме существуют формы бытия, в которых люди и вещи сохраняют свою «са­мостоятельность» и свою «самость», и формы, в кото­рых они перестают быть самими собой,— в которых природа их бытия искажается, ограничивается или от­рицается. Именно преодоление этих негативных усло­вий и составляет суть процесса бытия и мышления.

* Онтологический разрыв (фр.)


5. Негативное мышление: побежденная логика протеста

Философия берет начало в диалектике, и универсум ее дискурса — своего рода отклик на факты антагони­стической действительности.

Каковы же критерии различения? На каком осно­вании атрибут «истинности» приписывается одним фор­мам или условиям, а не другим? Классическая греческая философия полагается в основном на то, что позднее было определено (с некоторым оттенком пренебреже­ния) как «интуиция», то есть форма познания, в ко­торой объект мысли ясно представляется как действи­тельно существующий (в его существенных качествах) и в противоположность его случайной, конкретной си­туации. Как видим, такое понимание интуиции не слиш­ком отличается от декартовского. Это не некая таин­ственная способность ума или необыкновенное непо­средственное переживание, и она вовсе не оторвана от понятийного анализа. Скорее интуиция — это (пред­варительный) конечный пункт (terminus) такого ана­лиза — результат методического интеллектуального опо­средования. Как таковая, она является опосредованием конкретного опыта.

Иллюстрацией может служить понятие сущности че­ловека. Взятый в условиях, данных ему в его мире, человек, как кажется, обладает такими качествами и силами, которые дают ему возможность вести «благо­получную жизнь», т.е. свободную, насколько это воз­можно, от тяжелого труда, зависимости и искажающих воздействий. Достигнуть такой жизни — значит дости­гнуть «наилучшей жизни»: жить в согласии с сущно­стной природой человека.


П. Одномерное мышление

Разумеется, это тоже заявление философа, ибо имен­но философ анализирует человеческую ситуацию. Он делает опыт предметом критического суждения, содер­жащего в себе ценностное суждение — а именно то, что свобода от труда предпочтительнее труда, а разум­ная жизнь предпочтительнее неразумной. В силу исто­рических обстоятельств философия связана с этими ценностями с момента своего рождения; и для прео­доления этого союза ценностного суждения и анализа понадобилась научная мысль, ибо становилось все более очевидным, что философские ценности не являются ориентиром ни для организации общества, ни для пре­образования природы. Они неэффективны и недействи­тельны. Уже в древнегреческой концепции содержится исторический элемент — сущность человека различна у раба и свободного гражданина, у грека и варвара. Цивилизация преодолела онтологическую кристалли­зацию этого различия (по крайней мере в теории). Но это развитие все же не отменило различения между сущностной природой и случайным явлением, между истинными и ложными формами существования — при том, однако, условии, что такое различение получено в итоге логического анализа эмпирической ситуации и учи­тывает как свой потенциал, так и свою относительность.

Для Платона в его последних диалогах и для Ари­стотеля формы Бытия суть формы движения — пере­ход от потенциального к актуальному, реализация. Ко­нечное Бытие — это незавершенная реализация, под­лежащая изменению, ибо уже само рождение является порчей и пронизано негативностью. Следовательно, это не подлинная реальность — не Истина. Философский


5. Негативное мышление: побежденная логика протеста

поиск движется от конечного мира к конструированию реальности, которая не была бы поражена болезненным различием между потенциальным и актуальным, кото­рая преодолела бы свою негативность и явилась бы завершенной и независимой в себе — свободной.

Открытие такой реальности есть дело Логоса и Эроса. Эти два ключевых понятия обозначают две формы отрицания; эротическое, а также логическое познание преодолевают власть установившейся преходящей дей­ствительности и стремятся к несовместимой с ней ис­тине. Логос и Эрос субъективны и объективны одновре­менно: восхождение от «низших» к «высшим» формам действительности — это движение как материи, так и сознания. Согласно Аристотелю, совершенная действи­тельность, бог, притягивает мир под (cbc cpc&uevov); он есть конечная причина всего сущего. Как таковые Логос и Эрос представляют собой единство позитивного и негативного, созидания и деструкции. И в крайностях * мысли, и безумствах любви присутствует разрушитель­ный отказ от установившихся форм жизни. Силой истины происходит преобразование форм мышления и существования, сливаются Разум и Свобода.

Однако эта динамика имеет собственный присущий ей предел, поскольку антагонистический характер дей­ствительности, ее разрыв на истинные и неистинные формы существования предстают как неизменное онто­логическое условие. Имеются формы существования, которые никогда не смогут быть «истинными», по­скольку они никогда не смогут достичь, реализовав свой потенциал, покоя в радости бытия. Таким образом, в человеческой действительности всякое существование,


П. Одномерное мышление

которое растрачивает себя на обеспечение собственных предпосылок, «неистинно» и несвободно. Очевидно, что это отражает вовсе не онтологическое условие того общества, в основе которого лежит утверждение о том, что свобода несовместима с деятельностью по добы­ванию средств к существованию, что такая деятельность является «естественной» функцией определенного клас­са и что познание истины и истинное существование подразумевают свободу от самого измерения подобной деятельности в целом. Это действительно до- и анти­технологическая констелляция par excellence.

Однако истинный водораздел между дотехнологичес-кой и технологической рациональностью заключается не в противоположности общества, основанного на не­свободе, обществу, основанному на свободе. Общество все еще организовано таким образом, что добывание средств к существованию составляет каждодневное и пожизненное занятие определенных социальных клас­сов, которым вследствие этого закрыт путь к свободе и человеческому существованию. В этом смысле клас­сическое утверждение о том, что истина несовместима с порабощением социально необходимым трудом, все еще сохраняет свою значимость.

Классическая концепция подразумевает, что свобода мысли и слова должна оставаться классовой привиле­гией, пока сохраняется такое порабощение. Ибо мысль и слово исходят от мыслящего и высказывающегося субъекта, и если жизнь последнего зависит от выпол­нения налагаемой на него функции, она зависит от выполнения требований этой функции, а следовательно, от тех, кто определяет эти требования. Водораздел меж-


5. Негативное мышление: побежденная логика протеста

ду дотехнологическим и технологическим состоит ско­рее в способе, которым организовано подчинение сред­ствам существования — «зарабатыванию на жизнь», и в новых формах свободы и несвободы, истины и лож­ности, соответствующих этой организации.

Кто же является субъектом, постигающим онтологи­ческие условия истинности и неистинности, в класси­ческой концепции? Это мастер чистого созерцания (the-" oria) и мастер практики, направляемой с помощью the-oria, т.е. философ-политик. Разумеется, истина, которую он знает и высказывает, потенциально доступна каж­дому. Под руководством философа раб из платоновс­кого «Меноиа» способен воспринять истину геометри­ческой аксиомы, т.е. истину, недоступную для изме­нений и порчи. Но поскольку истина — это состояние Бытия, а также мышления, и поскольку последнее — это выражение и проявление первого, доступность ис­тины остается скорее возможностью, пока бытие не становится жизнью в истине и с истиной. А такая форма существования закрыта для раба — а также для всякого, кто вынужден проводить свою жизнь в добы­вании средств к существованию. Следовательно, если бы люди больше не должны были проводить свою жизнь в царстве необходимости, истина и истинно че­ловеческое существование стали бы в строгом смысле действительно универсальными. Философия усматрива­ет, что равенство принадлежит к сущности человека, но в то же время смиряется с фактическим отрицанием ра­венства Ибо в данной действительности добывание хлеба насущного остается пожизненным занятием большин­ства, и так должно быть, так как без этого невозможно


7 Одномерный человек



П. Одномерное мышление

бытие самой истины (которая есть свобода от мате­риальной необходимости).

Здесь поиск истины сдерживается и искажается ис­торическими препятствиями; общественное разделение труда получает достоинство онтологического состояния. Если истина предполагает свободу от тяжелого труда и если в социальной действительности эта свобода оста­ется прерогативой меньшинства, то такая действитель­ность допускает только приблизительную истину и толь­ко для привилегированных групп. Такое положение ве­щей противоречит всеобщему характеру истины, которая определяет и «предписывает» не только теоретическую цель, но и наилучшую жизнь для человека как человека, соответствующего своей человеческой сущности. Для философии это противоречие неразрешимо, или, вер­нее,— здесь даже не усматривается противоречия, ибо оно обусловлено структурой рабского общества, в пре­делах которого остается философия. Поэтому, будучи не в силах овладеть историей, она отворачивается от нее и бережно возносит истину над исторической дей­ствительностью. Там истина сохраняется нетронутой, но не как небесный дар, а как достижение мышления — нетронутой, потому что само ее понятие выражает по­нимание того, что те, кто тратит свою жизнь на добы­вание средств к жизни, лишены возможности вести человеческое существование.

Онтологическая концепция истины находится в цен­тре логики — логики, которая может служить моделью дотехнологическои рациональности. Это рациональность двухмерного универсума дискурса, противостоящего од­номерным формам мышления и поведения, которые


5. Негативное мышление: побежденная логика протеста

развиваются по мере осуществления технологического проекта.

Аристотель выделяет, используя термин «апофан-тический логос», специфический тип Логоса (речь, об­щение), который вскрывает истину и ложность и ко­торый в своем развитии определяется отличием истины от ложности (De Interpretations, 16b-—17а). Это логика суждения — суждения в эмфатическом смысле (судеб­ного) приговора: приписывание (р) — (S), поскольку и в той мере, в какой оно относится к (S) как свойство (S); или отрицание связи (р) с (S), поскольку и в той мере, в какой оно не относится к (S); и т.д. Иа этом онтологическом фундаменте аристотелевская филосо­фия устанавливает «чистые формы» всех возможных истинных (и ложных) предикаций; она становится фор­мальной логикой суждений.

Когда Гуссерль возродил идею апофантической ло­гики, он сделал упор на ее первоначальной критической направленности. И нашел он эту направленность именно в идее логики суждений — то есть в том факте, что мышление имеет дело не непосредственно с Бытием (das Seiende selbst), а скорее с «притязаниями», суж­дениями о Бытии1. В такой ориентации на суждения Гуссерль видит ограниченность и предубеждение в от­ношении задач и объема логики.

Классическая идея логики действительно выказывает онтологическую предубежденность — структура сужде­ния указывает на разделение действительности. Дискурс

1 Husserl, Formale und Transzendental Logik (Halle, Niemeyer, 1929), S. 42w, U5w.


T



//. Одномерное мышление

движется между переживанием Бытия и Небытия, су­щности и факта, порождения и порчи, потенциального и актуального. И хотя аристотелевский Органон аб­страгирует общие формы суждений и их (верных или неверных) связей от этого единства противоположнос­тей, важнейшие части этой формальной логики тем не менее сохраняют свою зависимость от аристотелевской метафизики1.

До этой формализации переживание разделенного мира находит свою логику в платоновской диалектике. Здесь методически сохраняется открытость, двусмыс­ленность и неокончательная определенность терминов «Бытие», «Небытие», «Движение», «Единое и Многое», «Тождественность» и «Противоречие». Им оставлен от­крытый горизонт, целый универсум значения, который постепенно структурируется в самом процессе общения, но который никогда не получает завершения. Суждения высказываются, развиваются и испытываются в диалоге, в котором собеседник приводится к тому, чтобы усом­ниться в обычно не подвергаемом сомнению универсуме опыта и слова и войти в новое измерение дискурса — иначе говоря, он свободен и дискурс обращен к его свободе. Сам способ его действий должен вывести его за пределы данного — подобно тому, как суждение вы­водит говорящего за пределы первоначальной расста­новки терминов. Эти термины обладают множеством значений, поскольку состояния, на которые они ука­зывают, обладают множеством сторон, скрытых воз-

1 Carl PrantI, Geschichte der Logik im Abendlande, Darmstadt 1957, Bd. I, S. 135, 211. Аргументы против такой интерпретации см. далее с. 179.


5. Негативное мышление: побежденная логика протеста

можностей и следствий, которые нельзя изолировать и сделать неподвижными. Их логическое развитие со­ответствует процессу развития действительности, или Sache selbst*. Законы мышления суть законы действи­тельности, вернее, они становятся законами действи­тельности, если мышление понимает истину непосред­ственного опыта как внешнее проявление иной истины, истинных Форм действительности — Идей. Таким об­разом, между диалектическим мышлением и данной действительностью существует скорее противоречие, чем соответствие; истинное суждение оценивает эту дей­ствительность не в ее собственных терминах, а в терми­нах, которые позволяют усмотреть ее ниспровержение. И именно в этом ниспровержении действительность приходит к собственной истине.

В классической логике суждение, которое составило исходное ядро диалектического мышления, было фор­мализовано в форме высказывания «S есть р». Но эта форма скорее скрывает, чем обнаруживает основопола­гающее диалектическое положение, утверждающее нега­тивный характер эмпирической действительности. Оце­ниваемые в свете своей сущности и идеи, люди и вещи существуют как иное самого себя; следовательно, мыш­ление противоречит тому, что есть (дано) и противо­поставляет свою истину истине данности. Усматрива­емая мышлением истина есть Идея. И как таковая в терминах действительности она предстает как «только» Идея, «только» сущность — т.е. как потенциальность.

* Самой вещи (нем.).


П. Одномерное мышление

Но сущностная потенциальность отличается от тех многочисленных возможностей, которые содержатся в данном универсуме дискурса и действия; она принадле­жит совершенно иному порядку. И поскольку мыслить в соответствии с истиной означает решимость существо­вать в соответствии с истиной, реализация сущностной возможности ведет к ниспровержению существующего порядка. (У Платона это ниспровержение изображается с помощью крайних понятий: смерть как начало жизни философа и насильственное освобождение из Пещеры.) Таким образом, ниспровергающий характер истины при­дает мышлению качество императивности. Централь­ную роль в логике играют суждения, которые звучат как демонстративные суждения, императивы,— преди­кат «есть» подразумевает «должно быть».

Этот основывающийся на противоречии двухмерный стиль мышления составляет внутреннюю форму не только диалектической логики, но и всей философии, которая вступает в схватку с действительностью. Вы­сказывания, определяющие действительность, утверж­дают как истинное то, чего «нет» в (непосредственной) ситуации; таким образом, они противоречат тому, что есть, и отрицают его истину. Утвердительное суждение содержит отрицание, которое исчезает в форме выска­зывания «S есть р». К примеру, «добродетель есть знание», «справедливость есть такое состояние, в ко­тором каждый выполняет то, для чего он более всего подходит»; «совершенная действительность есть пред­мет совершенного знания»; «verum est id, quod est»*;

* Истина есть то, что есть (лат.).


5. Негативное мышление: побежденная логика протеста

«человек свободен»; «Государство есть действитель­ность Разума».

Если эти суждения должны быть истинными, тогда связка «есть» высказывает «должно быть», т.е. желае­мое. Она судит об условиях, в которых добродетель не является знанием, в которых люди делают не то, для чего они предназначены природой, в которых они не свободны, и т.п. Или в форме категорического S-p суждения утверждается, что (S) не есть (S); (S) опре­деляется как отличное от себя. Верификация высказы­вания включает процесс развития как действительности, так и мышления: (S) должно стать тем, что оно есть. Категорическое утверждение, таким образом, превраща­ется в категорический императив', оно констатирует не факт, а необходимость осуществления факта. Например, можно читать следующим образом: человек (на самом деле) не свободен, не наделен неотъемлемыми правами и т.п., но он должен быть таковым, ибо он свободен в глазах Бога, по природе и т.п.1

Диалектическое мышление понимает критическое на­пряжение между «есть» и «должно быть» прежде всего как онтологическое состояние, относящееся к структуре самого Бытия. Однако распознавание такого состояния

1 Но почему высказывание не говорит -«должен», если оно означает «должен». Почему отрицание исчезает в утверждении? Не определяется ли форма суждения метафизическими истоками логики? Отделение логики от этики восходит к досократическому и сократическому мыш­лению. Если только то, что истинно (Логос, Идея) действительно есть, тогда действительность, данная в непосредственном опыте, причастна цч 6v, т.е. тому, чего нет. Но, кроме того, это рч ov есть, и для непосредственного опыта (который остается единственной реальностью для огромного большинства людей) это единственная действительность, которая есть. Двоякое значение этого «есть» выражало бы тогда двух­мерную структуру единого мира.


П. Одномерное мышление

Бытия — его теория — подразумевает вначале конк­ретную практику. Фактическая данность искажает и отрицает истину, но в ее свете сама кажется ложной и негативной.

Следовательно, ситуация объектов мышления при­водит это последнее к тому, что оно измеряет их истин­ность с помощью терминов иной логики, иного универ­сума дискурса. В свою очередь, эта логика — проект иного способа существования: реализации истины в словах и делах людей. И поскольку этот проект вовле­кает в себя человека как «социальное животное», полис, движение мысли приобретает политическое содержание. Таким образом, сократический дискурс в той мере, в какой он противоречит существующим политическим институтам,— это политический дискурс. Поиск пра­вильного определения «понятия» добродетели, спра­ведливости, благочестия и знания приобретает подрыв- • ной характер, так как понятие нацелено на новый полис.

Мышление не обладает силой осуществить такую перемену, если только оно не переходит в практику; ведь само выделение из материальной практики, с ко­торого началась философия, придает философской мыс­ли ее абстрактный и идеологический характер. В силу этого отделения критическая философская мысль по необходимости трансцендентна и абстрактна. Эта аб­страктность свойственна не только философии, но и всякому подлинному мышлению, ибо только тот дей­ствительно мыслит, кто абстрагируется от данного, кто движется от фактов к их движущим силам, кто не уничтожает факты в своем сознании. Абстракция это и есть сама жизнь мышления, признак его подлинности.


5. Негативное мышление: побежденная логика протеста

Но абстракции могут быть как истинными, так и ложными. Абстрагирование — это историческое собы­тие в историческом континууме. Вызванное истори­ческими причинами, оно сохраняет связь с тем самым базисом, с которого начинается ее движение: с суще­ствующим общественным универсумом. Даже там, где критическая абстракция приходит к отрицанию суще­ствующего универсума дискурса, базис уцелевает в этом отрицании (ниспровержении) и ограничивает возмож­ности новой позиции.

В классических первоисточниках философской мысли трансцендирующие понятия сохраняют связь с господ­ствующим разделением между умственным и физичес­ким трудом — с установившимся обществом порабо­щения. Платоновское «идеальное» государство сохра­няет и реформирует рабство, приводя его в соответствие с вечной истиной. Также и у Аристотеля царь-философ (в котором по-прежнему сочетается теория и практика) указывает путь к воцарению bios theoreticos*', которой едва ли можно приписывать подрывную функцию и содержание. Тех же, кто несет на себе главную тяжесть неистинной действительности, и кто, возможло, больше всех нуждается в ее ниспровержении, философия обз-шла своим вниманием. Она абстрагировалась от них и пошла дальше по этому пути.

В этом смысле «идеализм» пришелся кстати фило­софскому мышлению, так как идея верховенства мыш­ления (сознания) в то же время объявляет о бессилии мышления в эмпирическом мире, который философия

* Теоретической жизни (лат.).


П. Одномерное мышление

трансцендирует и исправляет — в мышлении. Рацио­нальность, во имя которой философия выносила свои суждения, достигла той абстрактной и всеобщей «чис­тоты», которая сделала ее невосприимчивой к миру, где вынужден жить человек. За исключением мате­риалистических «еретиков» философская мысль редко бывала обеспокоена несчастьями человеческого суще­ствования.

Парадоксальным образом именно эта критическая направленность философской мысли ведет к идеали­стическому очищению — критическая направленность на эмпирический мир как целое, а не только на опре­деленные способы мышления или поведения внутри него. Определяя свои понятия в терминах потенциаль­ных возможностей, которые принадлежат существенно иному строю мышления и существования, философская критика обнаруживает, что она блокируется действи­тельностью, от которой она отделяет себя, и продолжает строить царство Разума, очищенное от эмпирической случайности. Два измерения мышления — измерение сущной и очевидной истин — более не взаимодейству­ют друг с другом, а их конкретное диалектическое отношение становится абстрактным эпистемологичес­ким или онтологическим отношением. Суждения, выно­симые по поводу данной действительности, замещаются высказываниями, определяющими общие формы и объ­екты мышления, а также отношения между мышлением и его объектами. А предмет мышления сводится к чистой и универсальной форме субъективности, из ко­торой устранено всякое особенное.


5. Негативное мышление: побежденная логика протеста

Такой формальный предмет, как отношение между 16v и jui*| V)v, изменением и постоянством, потенциальным и актуальным, истиной и ложностью, больше не явля­ется экзистенциальной заботой1; скорее оно стало пред­метом чистой философии. Это отчетливо видно в рази­тельном контрасте между платоновской диалектической и аристотелевской формальной логикой.

В аристотелевском Органоне силлогистический «тер­мин» (horns) «настолько лишен субстанциального зна­чения, что буква алфавита вполне может быть его эквивалентом». Поэтому он совершенно отличается от «метафизического» термина (также horos), который обозначает результат сущностного определения, ответ на вопрос: «Ti sortv?»2* Капп утверждает, в противо­положность Прантлу (Prantl), что «два разных значения полностью независимы друг от друга и никогда не смешивались самим Аристотелем». В любом случае, в формальной логике мышление организуется соверешен-но иным способом, чем в платоновском диалоге.

В этой формальной логике мышление индифферен­тно по отношению к своим объектам. Относятся ли они к духовному или физическому миру, к обществу

1 Хочу избежать недоразумения: я вовсе не считаю, что экзистенциаль­
ную заботу представляют или должны представлять собой Frage nach
dem Sein
(вопрос о бытии (нем.) Прим. перев.) и подобные вопросы.
То, что казалось значимым в период рождения философской мысли,
вполне может потерять свое значение в ее завершающий период и вовсе
не из-за неспособности мыслить. История человечества дала определен­
ные ответы на «вопрос о Бытии», причем дала их в совершенно кон­
кретных терминах, доказавших свою действенность. Один их них —
технологический универсум. Дальнейшее обсуждение см. в главе 6.

2 Ernst Карр, Greek Foundations of Traditional Logic (New York, Columbia
University Press, 1942), p. 29.

* Что есть? (др.-гр.).


II Одномерное мышление

или к природе, они становятся предметом одних и тех же всеобщих законов организации, исчисления и вы­ведения — но выступают они при этом как условные (fungible) знаки или символы в отвлечении от их осо­бенной «субстанции». Это всеобщее качество (качество количественное™) является предпосылкой закона или порядка — как в логике, так и в обществе — ценой, которую приходится платить за универсальную власть (control).

Фундаментом всеобщности мышления, как она развита дис­курсивной логикой, является действительность господства.1

Метафизика Аристотеля устанавливает связь между понятием и властью (control): знание «первопричин» — как знание всеобщего — является наиболее действен­ным и определенным знанием, так как понимание при­чин дает в руки ключ к их использованию. В силу всеобщности понятия мышление получает власть над частными случаями. Однако наиболее формализован­ный универсум логики относится все же к наиболее общей структуре мира, данного в опыте: чистая форма остается все-таки формой формализованного ею содер­жания. Сама идея формальной логики является исто­рическим событием в развитии духовных и физических инструментов универсального контроля и исчислимо-сти. Задачей этого предприятия было создание теорети­ческой гармонии из существующего в действительности разлада, очистить мысль от противоречий и определить (гипостазировать — hypostatize) идентифицируемые и

1 M.Horkheimer und T.W.Adorno, Dialektik der Aufklurung (Amsterdam, 1947), S. 25.


5. Негативное мышление: побежденная логика протеста

родовые сущности в сложном процессе жизни общества и природы.

В свете формальной логики понятие конфликта меж­ду сущностью и видимостью не существенно (expend­able), если вообще не бессмысленно: материальное со­держание здесь нейтрализовано, принцип тождества от­делен от принципа противоречия (противоречия суть ошибки неправильного мышления), а конечные причи­ны устранены из логического порядка. Четко опреде­ляемые в своем объеме и своей функции понятия ста­новятся инструментами предвидения и управления. Та­ким образом, формальная логика — это первый шаг на долгом пути к научному мышлению — только первый шаг, ибо для приспособления форм мышления к тех­нологической рациональности необходим еще более вы­сокий уровень абстракции и математизации.

Методы логической процедуры очень различны в древней и современной логике, но за всеми различиями стоит конструкция всеобще значимого порядка мыш­ления, нейтрального в отношении материального со­держания. Задолго до возникновения технологического человека и технологической природы как объектов ра­ционального контроля и расчета, сознание подпало под власть обобщающего абстрагирования. Термины, под­дающиеся организации в стройную логическую систему, свободную от противоречий или с управляемыми проти­воречиями, были отделены от неподатливых терминов, Было произведено различение между всеобщим, исчи­сляемым, «объективным» и особенным, неисчисляемым, субъективным измерениями мышления; это последнее


П. Одномерное мышление

смогло войти в науку, только пройдя через ряд ре­дукций.

Формальная логика стала предвестием сведения вто­ричных качеств к первичным, причем первые были переданы в ведение физики как измеримые и кон­тролируемые свойства. Таким образом, элементы мыш­ления могут быть научно организованы — так же как человеческие элементы могут быть организованы в со­циальной действительности. Дотехнологическая и тех­нологическая рациональность, онтология и технология связаны теми элементами мышления, которые приспо­сабливают правила мышления к правилам управления и господства. Между дотехнологической и технологи­ческой формами господства существует различие фун­даментального характера — подобным образом рабство отличается от наемного труда, язычество от христиан­ства, город-государство от нации, безжалостное истре­бление населения захваченных городов от нацистских концлагерей. Однако история по-прежнему остается ис­торией господства, а логика мышления — логикой гос­подства.

Формальная логика подразумевает универсальную значимость законов мышления. И в самом деле, без всеобщности мышление было бы частным, необязатель-ным делом, неспособным привести к пониманию мель­чайших моментов существования. Мышление всегда превосходит индивидуальный процесс мышления и от­личается от него; если я начинаю думать об отдельных личностях в определенной ситуации, я беру их в сверх­индивидуал ьиом контексте, к которому они причастны, и, следовательно, мыслю в общих понятиях. Все объекты


5. Негативное мышление: побежденная логика протеста

мышления суть универсалии. Но также верно, что сверх­индивидуальное значение, всеобщность понятия никог­да не является просто формальной; она устанавливается во взаимоотношении между (мыслящими и действу­ющими) субъектами и их миром1. Логическая абст­ракция — одновременно социологическая абстракция. Формулирование законов мышления в предохранитель­ном соответствии с законами общества можно назвать логическим мимесисом, однако это лишь одна из форм мышления среди многих.

Стерильность аристотелевской формальной логики неоднократно отмечалась. Философская мысль развива­лась бок о бок и даже помимо этой логики. В своих главных достижениях ни идеалистическое или материа­листическое, ни рационалистическое или эмпирическое направления, по-видимому, ничем ей не обязаны. По самой своей структуре формальная логика была не­способной к трансцендированию. Она канонизировала и организовала мысль в неприкосновеинных границах силлогизма — т.е. оставалась «аналитикой»-. Логика про­должала развиваться как специальная дисциплина бок о бок с главным направлением развития философской мысли, не претерпевая никаких существенных изме­нений несмотря на новые понятия и новые содержания, которыми это развитие отмечено.

Действительно, ни схоласты, ни рационализм и эмпи­ризм начала современного периода не имели никакого основания возражать против того способа мышления,

1 См. T.W. Adorno, Zur Metakritik der Erkenntnistheorie, Stuttgart, 1956, Кар. I, Kritik der logischen Absolutismus.


II Одномерное мышление

основные формы которого были канонизированы в ари­стотелевской логике. По крайней мере, ее направлен­ность соответствовала принципам научной значимости и точности, а все остальное не препятствовало концеп­туальной разработке нового опыта и новых фактов.

Современная математическая и символическая логи­ка, безусловно, весьма отличается от своей классической предшественницы, однако они едины в своей радикаль­ной оппозиции диалектической логике. С точки зрения этой оппозиции и старая, и новая формальная логики суть выражение одного и того же способа мышления, уже очищенного от того «негативного», которое выгля­дело угрожающе в период становления логического и философского мышления — т.е. очищенного опыта от­рицающей, обманчивой, искажающей силы существу­ющей действительности. С устранением этого опыта концептуальное усилие сохранить напряжение между «есть» и «должно быть» и ниспровергнуть существу­ющий универсум дискурса во имя его собственной истины также было полностью устранено из мышления, которому полагалось быть объективным, точным и на­учным. Ибо научное ниспровержение непосредственного опыта, устанавливающее в противоположность истине последнего научную истину, не способно развить поня­тия, несущие в себе протест и отказ. Новая научная истина, противостоящая принятой в данный момент, не содержит в себе суждения, выносящего приговор существующей действительности.

Напротив, диалектическое мышление было и остается ненаучным в той степени, в какой оно является сужде­нием, предписанным диалектическому мышлению при-


5. Негативное мышление: побежденная логика протеста

родой его объекта — его объективностью. Этот объ­ект — действительность в ее подлинной конкретности; диалектическая логика исключает всякую абстракцию, которая забывает о конкретном содержании, оставляя его непознанным. Гегель, открывая в современной ему критической философии «страх перед объектом» (Angst vor dem Objekt), требует от подлинно научного мыш­ления преодоления этого состояния страха и пости­жения «логического и чисто разумного» (das Loghche, das Rein-Vernunftige) в самой конкретности его объек­тов1. Диалектическая логика не может быть формаль­ной, поскольку она определяется действительным, т.е. конкретным. В свою очередь эта конкретность, нисколь­ко не препятствуя системе общих законов и понятий, требует именно такой системы логики, так как сама подчиняется общим законам, способствующим рацио­нальности действительного. Это рациональность про­тиворечия, противоборства сил, тенденций, элементов, которая определяет движение действительного, а, буду­чи познанной, также и понятия действительного.

Существуя как живое противоречие между сущно­стью и видимостью, объекты мышления обладают той «внутренней негативностью»2, которая является специ­фическим качеством их понятия. Диалектическая дефи­ниция определяет вещи как движущиеся от того, чем они не являются, к тому, что они суть. Движение противоречивых элементов, определяющее структуру своего объекта, определяет также структуру диалекти­ческого мышления. Объект диалектической логики —

1 Wissenschafi der Logic, red. Lasson (Leipzig, Meiner, 1923), Bd. I, S. 32.

2 Ibid., S. 38.


П. Одномерное мышление

это не абстрактная, всеобщая форма объективности, не абстрактная, всеобщая форма мышления — и даже не данные непосредственного опыта. Диалектическая ло­гика преодолевает абстракции формальной логики и трансцендентальной философии, но так же, как и они, отрицает конкретность непосредственного опыта. В той мере, в какой этот опыт совпадает с вещами, какими они кажутся в случайной действительности, он является ограниченным и даже ложным. Истины же своей он достигает тогда, когда освобождается от обманчивой объективности, скрывающей за фактами их движущие силы — то есть, когда он понимает свой мир как исто­рический универсум, в котором существующие факты произведены исторической практикой человека. Эта практика (интеллектуальная и материальная) и есть действительность, данная в опыте; именно эту дей­ствительность постигает диалектическая логика.

Когда историческое содержание входит в диалек­тическое понятие и методологически определяет его развитие и назначение, диалектическое мышление до­стигает той конкретности, которая связывает структуру мышления со структурой действительности. Логическая истина становится исторической истиной, онтологичес­кое напряжение между сущностью и видимостью, между «есть» и «должно быть» — историческим напряжением. Тогда «внутренняя негативность» мира-объекта понима­ется как результат деятельности исторического субъ­екта — человека, борющегося с природой и обществом. Разум становится историческим Разумом. Он проти­востоит существующему порядку людей и вещей в инте­ресах существующих общественных сил, которые вскры-


5. Негативное мышление: побежденная логика протеста

вают иррациональный характер этого порядка, посколь­ку «рациональное» — это форма мышления и действия, приводимая в движение с целью сокращения неведения, деструкции, жестокости и угнетения.

Трансформация онтологической диалектики в исто­рическую сохраняет двухмерность философской мысли как критического, негативного мышления. Но теперь сущность и видимость, «есть» и «должно быть» проти­востоят друг другу в конфликте между действитель­ными силами и возможностями общества. И они проти­востоят друг другу не как Разум и Неразумие, Правое и Неправое — поскольку являясь неотъемлемой частью одного и того же утвердившегося универсума, причас-тны и тому и другому. Раб способен упразднить господ и сотрудничать с ними, но и господа способны улучшить жизнь раба и усовершенствовать его эксплуатацию. Идея Разума относится к движению мысли и действия. Это теоретическая и практическая необходимость.

Если диалектическая логика понимает противоречие как «необходимость», принадлежащую самой «природе мышления» {zur Natur der Denkbestimmungen) ,. то это потому, что противоречие принадлежит самой природе объекта мышления, действительности, в которой Разум по-прежнему связан с Неразумием, а иррациональное с рациональным. И наоборот, вся существующая дей­ствительность оказывает сопротивление логике проти­воречий — она предпочитает способы мышления, под­держивающие установленные формы жизни и формы поведения, которые их воспроизводят и совершенст­вуют. Данная действительность обладает собственной

1 Ibid.


II. Одномерное мышление

логикой и собственной истиной; для их постижения как таковых и их преодоления необходима иная логика, иная противоречащая им истина. Будучи чуждыми опе-рационализму и науки, и здравого смысла, они отно­сятся к иным неоперациональным по самой своей струк­туре способам мышления, и их историческая конкрет­ность восстает против квантификации и математизации, с одной стороны, и против позитивизма и эмпиризма, с другой. Таким образом, эти способы мышления ка­жутся остатком прошлого, как и вся ненаучная и не­эмпирическая философия. Они постепенно отступают перед более эффективной теорией и практикой Разума.


6. От негативного мышления к позитивному:

технологическая рациональность

и логика господства

Несмотря на все исторические изменения, господство человека над человеком в социальной действительности по-прежнему есть то, что связывает дотехнологический и технологический Разум в единый исторический кон­тинуум. Однако общество, нацеленное на технологичес­кую трансформацию природы и уже осуществляющее ее, изменяет основу господства, постепенно замещая личную зависимость (раба от господина, крепостного от владельца поместья, а последнего от дарителя феода и т.д.) зависимостью от «объективного порядка вещей» (экономических законов, рынка и т. п.). Разумеется, «объективный порядок вещей» сам является результа­том господства, но тем не менее нельзя отрицать, что теперь господство порождает более высокий тип раци­ональности — рациональности общества, которое под­держивает свою иерархическую структуру за счет все более эффективной эксплуатации природных и интел­лектуальных ресурсов и все более широкого распреде­ления продуктов этой эксплуатации. Ограниченность этой рациональности и ее зловещая сила проявляется в прогрессирующем порабощении человека аппаратом производства, который увековечивает борьбу за суще­ствование и доводит ее до всеобщей международной


П. Одномерное мышление

борьбы, разрушающей жизнь тех, кто возводит и исполь­зует этот аппарат.

На этом этапе становится ясно, что некий порок присущ самой рациональности системы. Порочен спо­соб организации общественного труда самими его уча­стниками. В этом нельзя больше сомневаться в насто­ящее время, когда, с одной стороны, крупные предпри­ниматели сами готовы пожертвовать благом частного предпринимательства и «свободной» конкуренции ради благ государственных заказов и других форм государ­ственного регулирования, в то время как, с другой стороны, социалистическое строительство по-прежнему происходит посредством прогрессирующего господства. Однако этим нельзя ограничиться. Указание на пороч­ность общественной организации необходимо дополни­тельно пояснить, учитывая специфику ситуации разви­того индустриального общества, в котором, по нашему мнению, создается новая социальная структура путем интеграции социальных сил, нацеленных в прошлом на отрицание и трансцендирование, с установившейся системой.

Эта трансформация негативной оппозиции в пози­тивную указывает проблему: «порочная» организация, принимая по внутригосударственным причинам тотали­тарную форму, ведет к разрушению альтернатив. Без­условно, совершенно естественно и не требует глубокого объяснения то, что по общему мнению осязаемые вы­годы системы стоят того, чтобы их защищать — в осо­бенности, если учесть отталкивающую историческую альтернативу, которую являет собой современный ком­мунизм. Но это естественно только для способа мыш-


6. От негативного мышления к позитивному

ления и поведения, который не желает понимать, что происходит и почему происходит, а, возможно, и не способен к этому, способа мышления и поведения, не­восприимчивого к любой другой рациональности, кроме утвердившейся. В той степени, в какой они соответст­вуют существующей действительности, мышление и по­ведение выражают ложное сознание, отражающее пороч­ный порядок вещей и способствующее его сохранению. Это ложное сознание воплощено в господствующем техническом аппарате, который в свою очередь его вос­производит.

Рациональность и производительность руководят на­шей жизнью и смертью. Мы знаем, что разрушение — это цена прогресса, так же как смерть — цена жизни, что предпосылками удовлетворения и радости являются отречение и тяжелый труд, что бизнес должен продол­жаться во что бы то ни стало и что альтернативы утопичны. Эта идеология принадлежит господствующе­му общественному аппарату; она — необходимое усло­вие продолжения его функционирования и часть его рациональности.

Однако аппарат препятствует достижению собствен­ной цели, если только его цель состоит в том, чтобы создать человеческие условия существования на основе очеловеченной природы. А если это не так, то тем больше недоверия вызывает его рациональность. Хотя нельзя не признать также ее логичность, поскольку с самого начала мы находим негативное в позитивном, бесчеловечное — в самой гуманизации, порабощение — в освобождении. Такова динамика действительности, а не сознания, но такой действительности, где научное


II. Одномерное мышление

сознание сыграло решающую роль в объединении тео­ретического и практического разума.

Самовоспроизводство общества происходило за счет разрастания технического ансамбля вещей и отношений, включая техническое использование людей — другими словами, борьба за существование и эксплуатация чело­века и природы становилась все более научной и ра­циональной. В этом контексте как раз уместно двоякое значение понятия «рационализация». Научное управ­ление и научное разделение труда в огромной степени увеличили производительность экономического, поли­тического и культурного предпринимательства. Резуль­татом явился более высокий уровень жизни. В то же самое время и на той же самой основе это рациональное предпринимательство привело к созданию модели со­знания и поведения, которые оправдывали и прощали даже те черты этого предпринимательства, которые в наибольшей степени способствуют разрушению и угне­тению. Научно-техническая рациональность и манипу­лирование слились в новую форму социального управ­ления. Можно ли удовлетвориться предположением, что этот ненаучный результат является результатом специфического общественного применения науки? Я думаю, что общее направление этого применения при­суще чистой науке даже там, где она не преследует никаких практических целей, и что вполне можно опре­делить точку, в которой теоретический Разум превраща­ется в социальную практику. Попытаюсь кратко напом­нить методологические корни новой рациональности путем сопоставления их с отличительными чертами


6. От негативного мышления к позитивному

дотехнологической модели, рассмотренными в преды­дущей главе.

Квантификация природы, которая привела к ее ис­толкованию в терминах математических структур, отде­лила действительность от всех присущих ей целей и, следовательно, отделила истину от добра, науку от эти­ки. Не имеет теперь значения, как наука определяет объективность природы и взаимосвязи между ее час­тями, ибо она не в состоянии научно постигать ее в терминах «конечных причин». Не важно также, на­сколько конститутивной может быть роль субъекта как пункта наблюдения, измерения и исчисления, если этот субъект не играет никакой научной роли как этический, эстетический или политический агент. Напряжение между Разумом, с одной стороны, и потребностями .и желаниями основного населения (которое чаще бывает объектом и редко субъектом Разума), с другой, сопут­ствовало философской и научной мысли с самого на­чала. «Природа вещей», включая общество, была опре­делена так, чтобы оправдать подавление как совершенно разумное. Истинные же знание и разум требуют гос­подства над чувствами — если не освобождения от них. Уже у Платона союз Логоса и Эроса вел к преобладанию Логоса; у Аристотеля отношение между богом и движи­мым им миром «эротично» только в смысле аналогии. В дальнейшем непрочная онтологическая связь между Логосом и Эросом рвется, и научная рациональность рождается уже как существенно нейтральная. То, к чему может стремиться природа (включая человека), может быть рационально понято наукой только в терминах


II. Одномерное мышление

общих законов движения — физических, химических или биологических.

За пределами этой рациональности человек живет в мире ценностей, а ценности, отделенные от объективной реальности, становятся субъективными. Единственный путь сохранить за ними некую абстрактную и без­вредную значимость — метафизическая санкция (бо­жественный или естественный закон). Но такая санкция неверифицируема, а значит, не имеет отношения к объ­ективной действительности. Ценности могут обладать высоким достоинством (моральным и духовным), но они не действительны и, следовательно, немногого сто­ят в делах реальной жизни -— и тем меньше, чем выше они подняты над действительностью.

Такой же дереализации подвергаются все идеи, ко­торые по самой своей природе не поддаются верифика­ции научными методами. Независимо от того, насколько они могут быть признаны, почитаемы и освящены в их собственной правоте, такого рода идеи страдают пороком необъективности. Но именно недостаток объ­ективности превращает их в движущие силы социаль­ного сплачивания. Гуманистические, религиозные и мо­ральные идеи — не более чем «идеалы», которые не доставляют больших хлопот установившемуся жизнен­ному укладу и которые не теряют своего значения от того, что они находятся в противоречии с поведением, диктуемым ежедневными потребностями бизнеса и по­литики.

Если Добро и Красота, Мир и Справедливость не-выводимы ни из онтологических, ни из научных поло­жений, то их всеобщая значимость и действительность


6. От негативного мышления к позитивному

не могут получить логического обоснования. В терминах научного разума они остаются делом предпочтения, и никакое воскрешение аристотелевской или томистской философии не может спасти ситуации, ибо обоснование ценностей научной рациональностью a priori отвергнуто научным разумом. Ненаучный характер этих идей фа­тально ослабляет их противостояние существующей ре­альности; идеи становятся просто идеалами, а. их кон­кретное критическое содержание испаряется в этичес­кую или метафизическую атмосферу.

Однако, как это ни парадоксально, объективный мир, за которым признаются только количественно опре­делимые качества, в своей объективности становится все более зависимым от субъекта. Этот долгий процесс начинается с алгебраизации геометрии, заменяющей «визуальные» геометрические фигуры чисто мысли­тельными операциями. Свое крайнее выражение это получает в некоторых концепциях современной научной философии, которые все содержание физической науки стремятся разложить на математические или логические отношения. Разлагается, кажется, само понятие объ­ективной субстанции, противопоставляемой субъекту. У ученых и философов самых разных направлений возникают сходные гипотезы, исключающие конкрет­ные виды сущего.

Например, физика «не измеряет объективных свойств внешнего и материального мира — они возникают лишь как результат выполнения соответствующих операций»1. Объекты продолжают существовать только как «удоб-

1 Herbert Dingier, Nature, vol. 168 (1951), p. 630.


П. Одномерное мышление

ные посредники», как устаревшие «культурные посту­латы»1. Плотность и непроницаемость вещей испаряет­ся: объективный мир теряет свой «сопротивляющийся» (objectionable) характер, свою противоположность субъ­екту. Испытывая недостаток в интерпретации в тер­минах пифагорейско-платонической метафизики, ма­тематизированная Природа, научная действительность становится, по-видимому, идеациональной действитель­ностью*.

Такие утверждения суть крайности, которые отвер­гаются более консервативными интерпретациями, на­стаивающими на том, что суждения современной фи­зики относятся все же к «физическим вещам»2. Однако физические вещи оказываются «физическими события­ми», и тогда суждения относятся к (и только к) свой­ствам и отношениям, характеризующим разнообразные виды физических объектов и процессов3. По утверж­дению Макса Борна:

1 Куайн рассматривает «миф физических объектов» и говорит, что
«в смысле эпистемологического обоснования физические объекты и
[гомеровские] боги отличаются только степенью, а не качественно» (там
же). Но миф физических объектов эпистемологически важнее «тем, что
он оказался более эффективным, чем другие мифы, как инструмент
внедрения поддающейся контролю структуры в поток опыта». В этой
оценке научной концепции в терминах «эффективный», «инструмент»,
«поддающийся контролю» раскрываются ее манипулятивно-технологи-
ческие элементы... W.V.O.Quine, From a Logical Point of View, Cambridge,
Harvard Univ.Press (1953), p. 44.

2 H. Reichenbach, in Philipp G. Frank (ed.) The Validation of Scientific
Theories
(Boston, Beacon Press, 1954), p. 85 f. (quoted by Adolf Grunbaum.).

3 Adolf Grunbaum, ibid., S. 87w.

* Т.е. теоретической конструкцией, которая служит целям научного познания и (как показывает дальше автор) целям практического заво­евания природы и которую нельзя назвать реальной вещью, вещью самой по себе. Термин Э.Гуссерля.


6. От негативного мышления к позитивному

...теория относительности ...никогда не отказывалась от попы­ток приписывать [какие-либо] свойства материи... [Но] часто измеримое количество является не свойством объекта, а свой­ством его отношения к другим объектам ...Большая часть изме­рений в физике имеет дело не с самими нас интересующими объектами непосредственно, а с некоторого рода их проекцией, где это слово понимается в самом широком смысле.1

Так же и у Гейзенберга:

То, что мы устанавливаем математически, лишь в малой степени является «объективным фактом», большей частью — это обзор возможностей.2

Теперь «события», «отношения», «проекции», «воз­можности» могут иметь объективное значение только для субъекта — и не только с точки зрения наблюда­емости и измеримости, но и с точки зрения самой структуры события или отношения. Иными словами, вовлеченный в них субъект играет конституирующую роль — как возможный субъект, для которого некото­рые данные должны или могут быть мыслимы как событие или отношение. Если это так, то по-прежнему сохраняет свою силу утверждение Райхенбаха о том, что высказывания в физике могут быть сформулирова­ны безотносительно к действительному наблюдателю, а «возмущение посредством наблюдения» вызывается не наблюдателем, а инструментом как «физическим объектом»3.

Разумеется, мы можем принять то, что выведенные математической физикой уравнения выражают (фор-

1 Ibid., S. 88w. (курсив мой).

2 «Ober den Begriff „Abgeschlossene Theorie"»//Dialectica, Bd.II, 1,
1948, S. 333.

3 Philipp G. Frank, he. cit, p. 85.


II. Одномерное мышление

мулируют) действительное расположение атомов, т. е. объективную структуру материи. Безотносительно к ка­кому бы то ни было наблюдению и измерению «вне» субъекта А может «включать» В, «предшествовать» В, «иметь результатом» В; В может располагаться «между» С, может быть «больше, чем» С, и т.п.— для этих отношений по-прежнему оставалось бы верным то, что они предполагают местонахождение, различение и тож­дество в различии А, В, С. Таким образом, 'за ними предполагается возможность (capasity) быть тождест­венными в различии, быть соотнесенными с чем-либо специфическим способом, быть сопротивляющимися другим отношениям и т.п. Только эта возможность была бы присуща самой материи, и тогда сама материя объективно обладала бы структурой сознания — оче­видно, что эта интерпретация содержит сильный эле­мент идеализма:

...неодушевленные предметы так, как они существуют, непос­редственно соответствуют (are integrating) уравнениям, о кото­рых они не имеют представления. В субъективном смысле при­роде не присуще сознание (is not of the mind) — она не мыслит математическими понятиями. Но в объективном смысле природа связана с сознанием — и ее можно мыслить с помощью мате­матических понятий.1

Менее идеалистическая интерпретация предложена Карлом Поппером2, который полагает, что в своем исто­рическом развитии физическая наука вскрывает и опре-

1 C.F. von Weizsacker, The History of Nature (Chicago: University of
Chicago Press, 1949), p. 20.

2 В кн.: British Philosophy in the Mid-Century (N.Y.: Macmillan, 1957),
ed. by C.A. Mace, p. 155 ff. Также: Maroi Bunge, Metascientific Queries
(Springfield, 111.: Charles C.Thomas,1959), p. 108 ff.


6. От негативного мышления к позитивному

деляет различные слои одной и той же объективной реальности. В этом процессе исторически исчерпанные (surpassed) понятия отбрасываются, и их направлен­ность усваивается приходящими им на смену. Такая интерпретация, как нам кажется, имеет в виду прогресс в направлении подлинной сердцевины действительно­сти, т.е. к абсолютной истине. "В противном случае действительность может оказаться лишенной сердце­вины, а, следовательно, опасности подвергается само понятие научной истины.

Я не утверждаю, что философия современной физики отрицает или хотя бы подвергает сомнению реальность внешнего мира, скорее, тем или иным способом, она временно откладывает суждение о том, какова эта дей­ствительность сама по себе, или считает сам вопрос лишенным значения и неразрешимым. Претворенное в методологический принцип, это откладывание имеет двоякие следствия: (а) оно усиливает сдвиг теорети­ческого акцента с метафизического «Что есть..?»- (т! eoriv) в сторону функционального «Каким образом..?» и (Ь) устанавливает практическую (хотя ни в коем случае не абсолютную) достоверность, которая в своих операциях с материей ничем не обязана какой-либо субстанции вне операционального контекста. Иными словами, теоретически для трансформации человека и природы не существует других объективных пределов, кроме заданных самой грубой фактичностью материи, ее по-прежнему несломленным сопротивлением знанию и управлению. В той степени, в какой эта концепция становится применимой и эффективной в реальности,


II. Одномерное мышление

последняя превращается в (гипотетическую) систему средств; метафизическое «бытие-как-таковое» уступает место «бытию-инструменту». Более того, эта концепция, которая доказала свою эффективность, действует как некое a priori: она предопределяет опыт, проектирует направление преобразования природы — она органи­зует целое.

Мы только что увидели, что современная философия науки как бы ведет борьбу с элементом идеализма и в своих крайних формулировках приближается пугаю­ще близко к идеалистическому пониманию природы. Однако новый способ мышления вновь возвращает иде­ализму его позиции. Гегель кратко изложил идеали­стическую онтологию следующим образом: если Разум представляет собой общий знаменатель субъекта и объ­екта, то только как синтез противоположностей. Имен­но посредством этой идеи, пропитанной конкретностью, онтология сумела уразуметь напряжение между субъ­ектом и объектом. Действительность Разума представ­ляла собой своего рода проигрывание этого напряжения в природе, истории, философии. Таким образом, даже самые крайние монистические системы сохраняли идею субстанции, которая развертывает себя в субъекте и объекте — идею антагонистической действительности. Современная философия науки, в которой научный дух значительно ослабил этот антагонизм, вполне может начинать с понятия двух субстанций, res cogitans и res eoctensa — но, поскольку раздвинутая материя поддает­ся познанию в математических уравнениях, которые, будучи перенесенными в технологию, «преобразуют»


6. От негативного мышления к позитивному

эту материю, res extensa теряет свой характер неза­висимой субстанции.

Старое деление мира на объективные процессы в пространстве и времени и на сознание, которое эти процессы отражает — другими словами, картезианское различение между res cogitans и res extensa — больше не является подходящим исходным пунктом для нашего понимания современной науки.1

Картезианское деление мира также было подвергнуто сомнению, которое исходило из его собственных осно­ваний. Гуссерль указывал, что картезианское Эго было,. в конце концов, не действительно независимой суб­станцией, а скорее «остатком» или пределом кванта-фикации; по-видимому, в картезианской концепции а priori доминировала галилеевская идея мира как «все­общей и абсолютно чистой» res extensa . В таком случае картезианский дуализм был бы обманчивым, а декар­товская мыслящая эго-субстанция — сродни res extensa, что предвосхищало бы научный субъект количествен­ного наблюдения и измерения. Декартовский дуализм уже готовил бы свое отрицание; он бы скорее расчищал, чем преграждал путь к установлению од



<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Одномерный человек | Одномерный человек


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.205 сек.