русс | укр

Языки программирования

ПаскальСиАссемблерJavaMatlabPhpHtmlJavaScriptCSSC#DelphiТурбо Пролог

Компьютерные сетиСистемное программное обеспечениеИнформационные технологииПрограммирование

Все о программировании


Linux Unix Алгоритмические языки Аналоговые и гибридные вычислительные устройства Архитектура микроконтроллеров Введение в разработку распределенных информационных систем Введение в численные методы Дискретная математика Информационное обслуживание пользователей Информация и моделирование в управлении производством Компьютерная графика Математическое и компьютерное моделирование Моделирование Нейрокомпьютеры Проектирование программ диагностики компьютерных систем и сетей Проектирование системных программ Системы счисления Теория статистики Теория оптимизации Уроки AutoCAD 3D Уроки базы данных Access Уроки Orcad Цифровые автоматы Шпаргалки по компьютеру Шпаргалки по программированию Экспертные системы Элементы теории информации

В гл. 5.


Дата добавления: 2015-07-23; просмотров: 570; Нарушение авторских прав



I. Одномерное общество

противоречий и историчности процесса их опосредо­вания. Вот почему «другое» измерение мышления пред­ставало как историческое измерение — возможность как историческая возможность, а ее реализация как исто­рическое событие.

Подавление этого измерения в общественном универ­суме операциональной рациональности — это подавле­ние истории, и оно уже становится вопросом, пред­ставляющим не академический, а политический интерес. Это подавление прошлого самого общества, а также его будущего в той мере, в какой это будущее побуждает к качественным переменам, к отрицанию настоящего. Универсум дискурса, в котором категории свободы ста­ли взаимозаменимыми или даже тождественными со своими противоположностями, не просто прибегает к оруэлловскому или эзопову языку, он отталкивает и забывает историческую действительность — ужасы фа­шизма, идею социализма, предпосылки демократии, со­держание свободы. Если бюрократическая диктатура руководит коммунистическим обществом, если фашист­ские режимы могут быть партнерами Свободного Мира, если ярлыка «социализма»- достаточно для того, чтобы сорвать программу развития просвещенного капитализ­ма, если сама демократия достигает гармонии через отмену своих собственных оснований,— это означает, что прежние исторические понятия обессмыслились вследствие их современного операционального пере­определения. Ибо переопределение, налагаемое власть предержащими,— это фальсифицирование, которое слу­жит превращению лжи в истину.


4. Герметизация универсума дискурса

Функциональный язык радикально антиисторичен: операциональная рациональность оставляет мало места для применения исторического разума1. Не является ли эта борьба против истории составной частью борьбы против того духовного измерения, в котором могли бы развиться центробежные способности и силы, способ­ные воспрепятствовать полной координации индивида и общества? Воспоминание о прошлом чревато опас­ными прозрениями, и поэтому утвердившееся общество, кажется, не без основания страшится подрывного со­держания памяти. Воспоминание — это способ отвле­чения от данных фактов, способ «опосредования», ко­торый прорывает на короткое время вездесущую власть данного. Память возвращает как ушедший ужас, так и утраченную надежду, но в то время как в действитель­ности первый повторяется во все новых формах, по­следняя по-прежнему остается надеждой. Тревоги и чаяния человечества утверждаются в событиях личной жизни, возвращаемых индивидуальной памятью — все­общее утверждает себя в частном. Назначение памя­ти — сохранять историю. Но в бихевиористском уни­версуме она становится жертвой тоталитарной власти:



Призрак человечества без памяти ...это не просто черта упад­ка — здесь имеется необходимая связь с принципом прогресса в буржуазном обществе... Экономисты и социологи, такие как

1 Это не означает, что история, частная или общая, исчезает из универсума дискурса. Прошлое достаточно часто становится предметом призывного обращения: будь то Отцы-основатели, или Маркс-Энгельс-Лении, или скромное начало карьеры кандидата на пост президента. Однако это также своего рода ритуальные взывания, которые не допу­скают развития призываемого содержания; достаточно часто такие при­зывы даже служат приглушению такого развития, которое бы раскрыло их историческую неуместность.


I. Одномерное общество

Вернер Зомбарт и Макс Вебер, приурочили принцип тради­ционализма к феодальным, а принцип рациональности — к бур­жуазным формам общества Это говорит ни много, ни мало о том, что развивающееся буржуазное общество' упраздняет Па­мять, Время, Воспоминание как своего рода иррациональный остаток прошлого...1

Если прогрессирующая рациональность развивающе­гося буржуазного общества стремится к упразднению доставляющих беспокойство элементов Времени и Па­мяти как «иррационального остатка», то тем самым она также стремится к упразднению несущей возму­щение рациональности, которая содержится в этом ир­рациональном остатке. Отношение к прошлому как к настоящему противодействует функционализации мыш­ления в существующей действительности. Оно становит­ся препятствием для замыкания универсума дискурса и поведения, так как открывает путь развитию понятий, дестабилизирующих и трансцендирующих замкнутый универсум через осознание его историчности. Стал­киваясь с данным обществом как объектом своей ре­флексии, критическое мышление становится истори­ческим сознанием, которое, собственно, есть суждение2. Оно далеко не означает необходимости индифферен­тного релятивизма, но нацелено на поиск в действитель­ной истории человека критериев истины и ложности, прогресса и регресса3. Опосредование прошлого и на­стоящего открывает движущие силы, которые творят

1 Th. W. Adorno, «Was bedeutet Aufarbeitung der Vergangenheit?»//Be-
richt Uber die Erziehungskonferenz am 6 und 7. November in Wiesbaden;
Frankfurt, 1960, S. 14. Борьба с историей будет рассмотрена в главе 7.

2 См. гл. 5.

3 Дальнейшее обсуждение этих критериев см. в гл. 8.


4. Герметизация универсума дискурса

факты и определяют ход жизни, которые создают господ и рабов,— таким образом, оно открывает перспективу пределов и альтернатив. Язык этого критического созна­ния — «язык познания» (Ролан Барт)*, который раз­двигает замкнутый универсум дискурса и его отвердев­шую структуру. Ключевые термины этого языка — не гипнотические существительные, вызывающие в памяти всегда одни и те же замороженные предикаты; они открывают путь развитию и даже развертывают свое содержание в противоречивых предикатах.

Классическим примером может служить Коммуни­стический манифест. Здесь мы видим два ключевых термина, Буржуазия и Пролетариат, каждый из которых «управляет» противоположными предикатами. «Буржу­азия» — это субъект технического прогресса, освобож­дения, завоевания природы, создания социального бо­гатства, но и искажения и разрушения этих достижений. Подобным же образом «пролетариат» несет с собой атрибуты тотального угнетения и тотальной отмены угнетения.

Такое диалектическое отношение противоположнос­тей внутри и при посредстве суждения возможно бла­годаря признанию субъекта историческим агентом, иден­тичность которого конституирует себя как внутри его исторической практики и социальной действительности, так и вопреки им. В дискурсе развивается и конс­татируется конфликт между вещью и ее функцией, причем этот конфликт находит свое языковое выра­жение в предложениях, соединяющих противоречивые

* Цит. соч. с. 315.


/. Одномерное общество

предикаты в логическое единство — понятийное соот­ветствие объективной действительности.

Я проиллюстрировал противоположность между дву­мя языками, обратившись к стилю марксистской теории, однако критические и познавательные качества — до­стояние далеко не исключительно марксистского стиля. Их также можно найти (хотя и в различных формах) в стиле замечательной консервативной и либеральной критики развивающегося буржуазного общества. К при­меру, язык Берка и Токвиля, с одной стороны, и Джона Стюарта Милля, с другой,— в высшей степени демон­стративный, понятийный и «открытый» язык, который до сих пор не поддается гипнотическо-ритуальным фор­мулам сегодняшнего неоконсерватизма и неолибера­лизма.

Однако авторитарная ритуализация дискурса более язвительна там, где она воздействует на язык самой диалектики. Так, в авторитарной трансформации марк­систского языка в сталинистский и постсталинистский очевидно проявление требований индустриализации, ос­новывающейся на соревновании, и тотального подчи­нения человека аппарату производства, требований, ко­торые посредством истолкования лидерами определяют, что правильно и неправильно, что истинно, а что ложно. Они не оставляют ни времени, ни места для обсуж­дения, способного навести на открывающие просвет альтернативы. И в самом языке уже не остается места для «дискурса» как такового. Он только провозглашает и, опираясь на власть аппарата, устанавливает факты. Это самообосновывающее изложение1, для демонст-

1 См. мою работу Somet Marxism, loc. at., p. 87ff.


4. Герметизация универсума дискурса

рации магически-авторрггарных черт которого достаточ­но процитировать и перефразировать слова Ролана Барта: «Больше нет никакого зазора между наимено­ванием и суждением, что приводит к полной (закры­тости) языка...»

Закрытый язык не показывает и не объясняет — он доводит до сведения решение, мнение, приказ. И там, где он определяет, определение становится «отделением добра от зла»; он непререкаемо устанавливает правое и неправое, утверждает одну ценность как основу дру­гой. Основу его движения составляют тавтологии, одна­ко тавтологическим «предложениям» не откажешь в потрясающей эффективности. Выносимые с их помо­щью суждения принимают .«предрешающую форму»; они провозглашают осуждение. Например, «объектив­ное содержание», т.е. определение таких терминов, как «уклонист», «ревизионист», относится к уголовному кодексу, и такого рода обоснование способствует созна­нию, для которого язык власть предержащих является языком истины1.

К сожалению, это еще не все. Производительный рост существующего коммунистического общества так­же служит осуждением той коммунистической оппо­зиции, которая борется за свободу воли; язык, который пытается припомнить и сохранить первоначальную исти­ну, становится жертвой ритуализации. Ориентация дис­курса (и поступка) на такие термины, как «пролетари­ат», «советы рабочих», «диктатура сталинского аппара­та», становится ориентацией на ритуальные формулы

1 Roland Barthes, LeDegrezero de I'ecriture, (Paris, Editions du Seuil, 1953), p.25.


/. Одномерное общество

там, где «пролетариата» уже нет, где прямой контроль «снизу» стал бы помехой для массового производства и где борьба против бюрократии ослабила бы единствен­ную реальную силу, которая может быть мобилизована против капитализма в международном масштабе. Про­шлое здесь строго сохраняется, но не входит в отно­шения опосредования с настоящим. Мы имеем дело с понятиями, которые берут историческую ситуацию, игно­рируя ее развитие в ситуацию настоящего времени, с понятиями, лишенными внутренней диалектичности.

Ритуально-авторитарный язык распространяется по современному миру, по демократическим и недемок­ратическим, капиталистическим и некапиталистическим странам1. Согласно Ролану Барту, это язык «присущий всем режимам», а существует ли сегодня на орбите развитой индустриальной цивилизации общество, ко­торое свободно от авторитарного режима? Сущность различных режимов проявляется теперь не в альтер­нативных формах жизни, но в альтернативных техниках манипулирования и контроля. Язык теперь не только отражает эти формы контроля, но сам становится ин­струментом контроля даже там, где он сообщает не приказы, а информацию, где он требует не повиновения, а выбора, не подчинения, а свободы.

Языковой контроль осуществляется с помощью со­кращения языковых форм и символов рефлексии, аб-

1 В отношении Западной Германии см. интенсивные штудии, пред­принятые Институтом социальных исследований во Франкфурте-на-Майне в 1950 — 1951; Gruppen Experiment, ed. F. Pollock (Frankfurt, Europaeische Verlagsanstalt, 1955) S. 545w. Также Karl Korn, Sprache in der verwatteten Welt (Frankfurt, Heinrich Scheffler, 1958), по поводу обеих частей Германии.


4. Герметизация универсума дискурса

страгирования, развития и противоречия, с помощью замещения понятий образами. Этот язык отрицает или поглощает способную к трансцендированию лексику, он не ищет, но устанавливает и предписывает истину и ложность. Однако нельзя приписать успех этого дис­курса террору. По-видимому," нет оснований говорить, что реципиенты верят или вынуждены верить тому, что им говорят. Новизна магически-ритуального языка за­ключается скорее в том, что люди не верят ему или даже не придают этому значения, но при этом поступают в соответствии с ним. Можно не «верить» высказы­ванию, включающему операциональное понятие, но утвер­ждать его своими действиями — посредством сделан­ной работы, продажи и покупки, отказа прислушиваться к другим и т.п.

Если язык политики проявляет тенденцию к тому, чтобы стать языком рекламы, тем самым преодолевая расстояние между двумя прежде далеко отстоящими друг от друга общественными сферами, то такая тен­денция, по-видимому, выражает степень слияния в тех­нологическом обществе господства и администриро­вания, ранее бывших отдельными и независимыми функциями. Это не означает того, что власть про­фессиональных политиков уменьшилась. Как раз на­оборот. Чем более глобальную форму принимает вызов, который сам является своим источником, чем более входит в норму близость полного уничтожения, тем большую независимость они (политики.— Перев.) по­лучают от реального контроля народа. Однако их господ­ство внедрено в повседневные формы труда и отдыха,


I. Одномерное общество

и бизнес, торговля, развлечения также стали «симво­лами» политики.

Языковые преобразования имеют свою параллель в изменениях в политическом поведении. Продажа обо­рудования для развлечений и отдыха в бомбоубежищах, телешоу с участием кандидатов, соревнующихся за на­циональное лидерство, демонстрируют полное единение между политикой, бизнесом и развлечением. Однако это единство бесчестно и фатальным образом прежде­временно — бизнес и развлечение помогают осущест­влять политику господства. Это не сатирова драма, которую представляют после трагедии, не finis tragoe-diae — трагедия только должна начаться. И вновь роль ритуальной жертвы отведена не герою, а людям.

Разбор тотального администрирования

Функциональное общение — это только внешний слой одномерного универсума, в котором человек при­учается к забывчивости — к переводу негативного в позитивное, так чтобы он мог продолжать функци­онировать с умеренным успехом. Институты свободы слова и свободы мышления ничуть не препятствуют духовному координированию с существующей действи­тельностью. Происходит стремительное преобразование самого мышления, его функции и содержания. Коорди­нирование индивида с его обществом проникает в такие слои сознания, где вырабатываются понятия для пони­мания утвердившейся действительности. Эти понятия берутся из интеллектуальной традиции и подвергаются переводу в операциональные термины, что позволяет


4. Герметизация универсума дискурса

сократить напряжение между мыслью и реальностью путем ослабления отрицающей силы мышления.

Такое философское развитие в значительной степени порывает с традицией, что можно показать только при высокой абстрактности и идеологичности анализа. Это сфера, наиболее удаленная от конкретной жизни обще­ства, и поэтому наиболее ярко показывающая степень, в какой общество подчинило себе мышление человека. Более того, анализ необходимо продолжить в глубину истории философской традиции для того, чтобы рас­познать тенденции, приведшие к этому разрыву.

Однако, прежде чем приступить к философскому анализу и в качестве перехода к более абстрактному и теоретическому предмету, я кратко рассмотрю два (на мой взгляд, репрезентативных) примера в промежуточ­ной области эмпирического исследования, непосред­ственно связанных с определенными характерными для развитого индустриального общества условиями. Во­просы языка или мышления, слов или понятий, лин­гвистический или эпистемологический анализ — пред­мет, который я собираюсь затронуть, восстает против таких очищенных академических дистинкций. Отделе­ние чисто языковой формы от понятийного анализа само выражает переориентацию мышления, происхож­дение которой я попытаюсь разъяснить в последующих главах. Поскольку последующая критика эмпирического исследования предпринимается как подготовительная ступень для последующего философского анализа — и в его свете,— предварительное замечание об употреб­лении термина «понятие», который определяет критику, может служить как введение.




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
См. с. 19. | Одномерный человек


Карта сайта Карта сайта укр


Уроки php mysql Программирование

Онлайн система счисления Калькулятор онлайн обычный Инженерный калькулятор онлайн Замена русских букв на английские для вебмастеров Замена русских букв на английские

Аппаратное и программное обеспечение Графика и компьютерная сфера Интегрированная геоинформационная система Интернет Компьютер Комплектующие компьютера Лекции Методы и средства измерений неэлектрических величин Обслуживание компьютерных и периферийных устройств Операционные системы Параллельное программирование Проектирование электронных средств Периферийные устройства Полезные ресурсы для программистов Программы для программистов Статьи для программистов Cтруктура и организация данных


 


Не нашли то, что искали? Google вам в помощь!

 
 

© life-prog.ru При использовании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.

Генерация страницы за: 0.45 сек.